Смекни!
smekni.com

Борьба (стр. 1 из 3)

Реферат
на тему: «История советской борьбы»

Содержание

1. Возникновение борьбы

2. Русские борцы на олимпийских играх

3. На новом пути

4. Заключение

Возникновение борьбы

Борьба — один из самых древних популярных и зрелищных видов физических упражнений. Она вырабатывает смелость, гибкость, ловкость, находчивость и большую мускульную силу.

Еще первобытные люди при исполнении обрядов или во время отдыха боролись друг с другом, и часто победитель становился во главе своего рода или целого племени. Из поколения в поколение передавались рассказы о победах сильнейших. Состязания в силе, выносливости и ловкости приобретали все большую популярность.

О борьбе как любимом занятии в древности свидетельствуют многие архитектурные и литературные памятники: таблицы Вавилона, рисунки на гробницах, эпос разных народов. На гробнице египетского фараона Бахти (вторая половина V века до н. э.) сохранилось более 400 рисунков, на которых в определенной последовательности изображены приемы рукопашных схваток и стрельбы из лука. Значит, уже в то время борьба имела свою систему обучения и правила соревнований.

В песне ХХШ “Илиады” рассказывается, как Ахиллес устроил на могиле своего друга Патрокла состязание в борьбе на призы. Боролись Одиссей и Аякс. Победитель получил медный треножник ценой в двадцать волов, побежденный — статую “Юная рукодельница”.

В Древней Греции борьба как физическое упражнение, как зрелище получила наиболее яркое свое выражение. Недаром классификация борьбы начинается с греческой (этот вид спорта в зависимости от времени и места менял свое название: греческая, греко-римская, французская и теперь — в нашей стране — классическая). В Древней Греции были организованы специальные “гимнасии”, где профессионально велось преподавание борьбы с соблюдением определенного режима питания быта и тренировки. В рацион питания борцов входили фрукты, овощи, молочные продукты и мясо молодого козленка. Вино не употреблялось. О том, какое огромное внимание уделялось физическому воспитанию юношей в Греции, свидетельствует произведение древнегреческого писателя Лукиана (II век до н. э.) “Анахарсис, или Об упражнении тела”. Прибывший в Грецию из варварской Скифии Анахарсис не понимает того, что творится в этой стране. Он обращается к своему греческому знакомому — философу Солону. Приводим этот разговор в сокращенном виде:

Анахарсис. Скажи мне, Солон, для чего юноши проделывают у вас все это? Одни из них, перехватившись руками, подставляют друг другу ножку, другие давят и вертят, своих товарищей, валяются вместе в грязи и барахтаются в ней, как свиньи... Другие же делают то же самое во дворе, на чистом воздухе, только уже не в грязи, а набросав в яму много песку...

Салон. Это место, Анахарсис, мы называем гимнасией и оно посвящено Аполлону Ликейскому. Что же касается гимнастических упражнений, то эта возня в грязи называется борьбой; борются также и в песке... Есть у нас и другие гимнасии... и в них мы устраиваем состязания, а победивший признается нами лучшим из сверстников и получает награду. Анахарсис. Каковы же у вас награды?

Солон. На олимпийских играх венок из дикой маслины, на Истмийских — из сосновых ветвей, в Немее — венок из сельдерея, в Дельфах — яблоки с деревьев, которые посвящены богу. У нас же на Иллинейских мы даем масло от священного оливкового дерева...

Анахарсис. Положить столько труда ради яблок и сельдерея и подвергаться опасности быть задушенным и искалеченным своим противником? Как будто бы желающие не могли бы и так добыть яблок или увенчать себя сельдереем или сосновыми ветвями, не пачкая себе лица глиной...

Солон. Но, лучший из людей, мы смотрим не только на, то, что делается. Ибо это лишь отличитель признака победы, дороже всего для победителя слава... Ты будешь думать совсем иначе, когда увидишь, какое множество народу собирается на игры для того, чтобы посмотреть состязания... Как все хвалят состязающихся, а победителей считают равными богу...

Анахнахарсис. Скажи мне, все состязающиеся получают награды?

Солон. Ни в коем случае, из всех лишь один, превзошедший остальных...

Анахарсис. Итак, для чего вы так заботливо учите юношей с детства и каким образом люди становятся лучше, когда побывают в глине и проделают все эти упражнения, и что прибавляет к их добродетелям песок и кувыркание в нем?

Солон. Но более всего мы стараемся, чтобы граждане были прекрасны душой и сильны телом: ибо именно так такие люди хорошо живут вместе в мирное время и во время войны спасают государство и охраняют его свободу и счастье...

Начальное воспитание мы поручаем матерям, кормилицам и дядькам так, чтобы с детства с будущими гражданами обращались как со свободными; когда же дети уже начнут понимать прекрасное, в них зародится стыдливость, страх, стремление к добру и тело их окрепнет и покажется нам способным переносить большие напряжения, тогда только мы начинаем их учить. Нам кажется недостаточным оставить тело и душу детей в таком состоянии, в каком они даны природой. Мы заботимся об их воспитании и обучении, чтобы хорошее стало много лучшим, а плохое изменилось и стало хорошим. Не менее важны и другие последствия. Я думаю, ты понимаешь, насколько хороши будут с оружием те, кто даже нагие внушали бы ужас противникам... И, как я уже сказал, общее благо и высшее счастье государства состоит в том чтобы молодежь оказалась наиболее подготовленной к мирным занятиям и к войне и была занята самыми полезными для нас делами”.

Леон Вилль в своей книге “Борьба и борцы” подчеркивает утилитарное значение борьбы в Греции. Он пишет: “Борьба была придумана как средство, полезное во время войны. Доказательство мы видим, во-первых, в битве при Марафоне, выигранном афинянами больше при помощи борьбы, чем в сражении, затем в битве при Фермопиллах, где спартанцы, оставшиеся безоружными вследствие поломки шпаг и штыков, дали сильный отпор неприятелю собственными руками”.

Борца, одержавшего победу в одном из состязаний, ввозили в город на колеснице, на белой тройке лошадей через специально пробитый в его честь проход в стене крепости. Победителя венчали лавровым венком, для него слагались песни, он являлся гордостью и славой родного города и народа.

В Спарте борец, победивший в состязаниях, получал привилегию — имел право сражаться на войне рядом с императором.

Любопытен факт выдвижения на римский императорский трон варвара-гиганта пастуха Максимилиана. Будучи в войсках Септимия Севера, он обратил на себя внимание императора необычным ростом и телосложением. Север задумал приблизить к себе Максимилиана в качестве телохранителя, но сначала решил испытать его силу и выносливость. Максимилиан несколько раз пробежал за конем Севера вокруг всего лагеря, убил в поединке легионеров и поборол одного за другим 16 сильнейших борцов. Начало карьеры было сделано. А через несколько лет Рим приветствовал нового императора — Максимилиана. С ростом популярности борьбы все большим вниманием окружали борцов. Художники писали их портреты, создавали скульптуры. В Олимпии был специальный музей, где хранились скульптурные изображения борцов. Власти строго следили, чтобы они не превышали размеров натурщика, боясь, как бы эти статуи не превратились в богов.

Самой известной статуей была статуя знаменитого олимпийца Милона Кротонского, работы скульптора Домбаса. Милон Кротонский, чтобы показать свою силу, снес на плечах эту статую и установил на отведенном месте. Милон, по описанию, действительно был очень сильным человеком и любил показывать свою силу. Историки описывают его выступление на арене с быком: он брал быка на плечи, пробегал с ним вокруг арены, а потом одним ударом кулака убивал его.

Кстати, художники и теперь считают борцов наиболее развитыми в физическом отношении людьми. Не случайно натурщиком Вучетичу при создании знаменитой скульптуры “Перекуем мечи на орала” послужил борец из Киева, чемпион мира Б. Гуревич. Народный художник СССР Е. Кибрик для иллюстрации произведения “Былины о русских богатырях” привлекал натурщиками борцов А. Сенаторова, А. Мекокишвили и автора этой книги. Щедрые вознаграждения борцов-победителей, исключительная их популярность, какой не имел ни философ, ни политический деятель, придали борьбе новое качество.

Борьба становится не только спортом любителей, но и профессией отдельных, особенно одаренных борцов и превращается в искусство. А словом “атлет” стали называть тех борцов, которые избрали это искусство и выступали перед зрителями.

Состязание римских гладиаторов на арене перед зрителями было тоже своего рода искусством. Из рядов гладиаторов вышел знаменитый Спартак, поднявший знамя восстания среди рабов. Он обладал колоссальной силой и был одним из лучших борцов древности.

В средние века состязания борцов переходят на ярмарки, в балаганы, появляются борцы и при дворах вельмож. В более позднее время этим видом физических упражнений интересовались некоторые крепостники-помещики в России. Граф Григорий Орлов, фаворит Екатерины П, и его брат Алексей считали борьбу любимейшей забавой, боролись с крепостными крестьянами.

Как видим, борьба в своем развитии на протяжении столетий претерпевала существенные изменения. Из массового физического упражнения, способствовавшего воспитанию воинов, она постепенно становится искусством и как зрелище занимает ведущее место.

Русские борцы на олимпийских играх

Если профессиональная борьба в России как зрелище завоевала огромную популярность и русские профессионалы-борцы приобрели известность во всем мире (вспомним И. Поддубного, И. Заикина, И. Шемякина, К. Буля, И. Спуля и многих других), то любительская борьба была развита очень слабо, не имела никакой правительственной поддержки, а лишь держалась на частной инициативе. Русские борцы-любители хотя и принимали участие в международных состязаниях, но желаемого успеха, за редким исключением, не достигали.