Кандидат юридических наук, доцент Н.И. Волошин
Многие годы сфера туризма, туристская деятельность, т.е. деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта (туроператорская деятельность), а также иная деятельность по организации путешествий (лицензирование, стандартизация этой деятельности, сертификация туристских услуг, услуг гостиниц и др.) не имела надежного правового обеспечения. Такое положение порождало стихийное нормотворчество, вело к нецивилизованному развитию туристского рынка.
Туризм, являясь сферой экономики, в полной мере воспринимает регулирующее воздействие норм различных отраслей права: административного, экологического, страхового, таможенного, защиты прав потребителей и других, которые относятся к неопределенному кругу юридических и физических лиц. В этом ряду особое значение отводится гражданскому праву.
С принятием Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая: введена в действие с 1 января 1995 г., часть вторая - с 1 марта 1996 г.) были устранены многочисленные наслоения и противоречия в прежнем законодательстве, созданы механизмы защиты экономических и личных прав граждан, определены основные права и обязанности предпринимателей, установлены правила имущественного оборота. Своими нормами Гражданский кодекс охватывает и сферу туризма.
Хотя отношения, возникающие при реализации прав граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, регулируются Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", практика оказания туристских услуг неизбежно сталкивается с применением гражданского законодательства.
Туристская деятельность, оказание туристских услуг есть предпринимательская деятельность, которая регулируется гражданским законодательством. Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Обязательственные правоотношения между фирмой и туристом возникают на основе договора как юридического факта, направленного на установление гражданских прав и обязанностей сторон. И здесь встает вопрос - какой вид договора из перечисленных в ГК РФ следует заключать на рынке туристских услуг?
Обратимся к закону. Статья 128 ГК рассматривает услуги как один из объектов гражданских прав, а статьи 779-783, объединенные в главу 39 ГК, посвящены договору возмездного оказания услуг. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (ст. 779 ГК). Далее в этой статье говорится, что правила главы 39 ГК "применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных...".
Казалось бы, имеется прямое указание закона о виде договора по туристскому обслуживанию. Это должен быть договор возмездного оказания услуг.
При этом туристские услуги будут оказываться чаще всего не тем, кто реализовал туристскую путевку (турагент), а туристской организацией, непосредственно предоставляющей услуги по проживанию, питанию, транспортные и другие услуги, т.е. третьим лицом. Такая возможность закреплена в ст. 780 ГК, если об этом будет указано в самом договоре между турагентом и туристом. О возможности исполнения обязательств третьим лицом говорится также в ст. 313 ГК: "Исполнение обязательств может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично".
Однако в Федеральном законе "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", принятом после вступления в силу части второй Гражданского кодекса, за основу был взят договор купли-продажи, являющийся наиболее распространенным видом договора, применяемого в имущественном обороте. Семь видов договоров купли-продажи описаны в статьях 45 4" 5 66 ГК.
По договору купли-продажи, указывается в статье 454 ГК, одна сторона (продавец) обязана передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Для договора купли-продажи наименование и количество реализуемых товаров являются предметом договора, т.е. его существенным условием (ст. 43 2 ГК), обеспечивающим действительность договора. Поэтому туристская услуга вряд ли может быть равнозначной законодательному термину "вещь (товар)" и признана как предмет рассматриваемого вида договора.
Для вхождения туристской услуги в отношения купли-продажи Законом об основах туристской деятельности были введены: понятие "тур" как комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляе мые в зависимости от целей путешествия, а также понятие "туристский продукт" как право на тур, предназначенное для реализации туристу.
Следует поддержать критику законодательного понятия туристского продукта как право на тур1. Но, как пишет М.Б. Биржаков в упомянутой книге "...в истоках римского права есть догма - закон плох, но он закон. Закон следует уважать и соблюдать, и поэтому формально - туристский продукт - право на тур, а по своему физическому существу комплекс услуг, работ и товаров; и сертификации, т.е. оценке соответствия качества, подлежат не права, а конкретные услуги, работы и товары".
Объяснение указанного в Законе понятия туристского продукта как права на тур, предназна ченного для реализации туристу, может быть следующее.
Право на тур, приобретенное туристом, является его субъективным правом пользоваться услугами, входящими в тур. А это и есть имущественное право туриста на оказание туристских услуг, т.е. то, что подлежит купле-продаже. Согласно п. 4 ст. 454 ПС положения, предусмотренные договором купли-продажи, "применяются к продаже имущественных прав, если иное не вытекает из содержания или характера этих прав". Здесь продается не конечный результат деятельности, имеющей вещественное выражение, а туристский продукт - право на тур, реализация которого и приведет к результату - получению комплекса туристских услуг.
Далее. В ст. 421 ГК граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре.
Приведенная норма ГК дает основание считать, что договоры на реализацию туристского продукта являются, по существу, смешанными договорами. В них содержится значительная доля признаков договора возмездного оказания услуг (в ст.779 ГК конкретно указано: "туристическое обслуживание"), а также признаков договора розничной купли-продажи, где в соответствии со ст.492 ГК продавец, осуществляющий предприниматель скую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназна ченный для личного, семейного, домашнего или иного пользования, не связанного с предпринима тельской деятельностью.
Кроме того, содержание ст. 10 Закона об основах туристской деятельности, в которой предлагается в общем непростая структура договора, указывает на то, что договор на реализацию туристского продукта является смешанным договором.
В условиях предпринимательства как сердцевины рыночных отношений туристская деятельность должна осуществляться преждде всего на основе социальных приоритетов.
В последние годы образовалось значительное преобладание выездного туризма над въездным, а следовательно, превышение вывоза валюты над ввозом. Причин тому множество, но основная из них - безудержная коммерциализация туризма и, как следствие, резкое падение конкурентоспособности внутреннего, а за ним и въездного туризма. В этой части государствен ное регулирование туристской деятельности (прежде всего принятие Закона о социальном туризме) должно быть нацелено на восстанов ление приемлемого баланса въездного и выездного туризма, оживление внутреннего туризма. Необходимо использовать также возможности, заложенные в ст. 4 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации": предоставление льготных кредитов, установление налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристской деятельностью на территории РФ (внутренний туризм) и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом на территории РФ (въездной туризм).
Туристские услуги, прежде всего внутреннего туризма, должны быть доступными для всех слоев населения. Лишь в этом случае появится серьезный стимул для расширения рынка потребительских услуг, которые, в свою очередь, будут конкурентоспособными и обеспечат рост занятости в сфере туризма.
Становлению туризма как сферы экономики на базе Закона о туристской деятельности могли бы способствовать подготовка и принятие Кодекса туристского обслуживания. С введением в действие Федерального закона о туризме многие животрепещущие вопросы туристской деятельности получили правовое закрепление. Многие нормы этих законов - нормы прямого регулирующего действия, не требующие для их исполнения принятия других нормативных правовых актов. Есть в этих законах отсылочные нормы. Есть нормы, требующие конкретизации в других законодательных актах либо в актах органов исполнительной власти.