Первое условие эффективного использования народных игр - это реализация в педагогическом процессе духовного потенциала носителей традиционных знаний о содержании, правилах игр, передаваемых от одного поколения к другому. По сведениям информаторов *, в каждом хантыйском селении находились добровольные наставники и судьи разнообразных игр и состязаний. Обычно это были представители старшего поколения (старики, родители), но часто любители игр встречались и среди молодежи, и, как показали наши исследования, эту любовь к игре они сохранили до самой глубокой старости.
Второе условие - системный охват народными играми разнообразных сфер жизнедеятельности хантов (промыслы, школа, домашнее хозяйство, быт, праздники и т.д.). Так, например, охотники после удачной охоты на лебедя, медведя, перед открытием охотничьего сезона состязались в перетягивании палки, веревки, в прыжках в высоту и длину. Рыбаки состязались и играли в различные игры после ледохода (май), во время плетения морд для ловли рыбы, после строительства водозабора. Оленеводы соперничали в метании арканов (тынзянов), в прыжках через нарты, в перетягивании веревки, перед тем как уйти на весенние маршруты с оленями (март), и осенью, когда пригоняли стада оленей с гор. У хантов был и еще ряд причин, в связи с которыми устраивались игры и состязания. Это работа в лесу, заготовка дров, сбор кедровых шишек, вечерний досуг, священные праздники. Организаторами и инициаторами этих мероприятий обычно были любители сразиться в силе, быстроте, ловкости и выносливости.
Третье условие - использование традиционной технологии организации игровой деятельности (организация и руководство игрой старшими, постепенное усложнение правил, содержания игр и увеличение нагрузки на организм детей и подростков; проведение игр в условиях, приближенных к природе и промысловой деятельности). У хантов существовала система самобытных приемов обучения и воспитания детей посредством игр и упражнений. Так, например, детей шурышкарских хантов вначале учили метать тынзяны на колышки, на носки нарт, на укороченный хорей, и только по мере развития силы, ловкости родители подключали их к метанию арканов на настоящий хорей, постепенно увеличивая расстояние до цели. Казымские ханты обучали детей управлению лодкой вначале на специально изготовленных моделях долбленок (лодок), а по мере развития навыков у мальчиков и девочек им все чаще доверяли управление настоящей лодкой.
Необходимо отметить, что почти все игры детей хантов проводились на открытом воздухе, в лесу, у реки. Это, несомненно, способствовало их закалке и укрепляло организм.
Четвертое условие - применение адекватной традиционной символики, атрибутики (игрушек, инвентаря для игр и состязаний, спортивного оборудования), сопровождающих проведение игр и соблюдение традиционных ритуалов.
Инвентарь для игр, состязаний изготавливался хантами из природных материалов (дерева, камня, кожи, шерсти, кости и т.д.), что было удобно и достаточно экономно, а также всегда находилось под рукой. Инвентарь ханты бережно хранили в специальных мешочках (камешки, косточки) или в ящичках (игральные палочки). Очень часто инвентарь мастерили во время работы. Например, кольца для игры "Кусы" казымские ханты делали во время плетения морд для рыбной ловли, диски для игры "Корки мэнру санрам" сургутские ханты мастерили во время работ по заготовке дров в лесу. Иногда в качестве инвентаря использовались те или иные части орудий для рыбной ловли или хозяйственной деятельности. Так, шурышкарские ханты использовали для игры "Кусы" металлические грузила от рыболовецких сетей и шесты для их просушки, а ваховские ханты прыгали в высоту с помощью шестов (хореев) для управления оленями во время езды на нартах.
Ханты обычно играли на ровных, расчищенных площадках возле домов. Здесь практиковалось проведение таких игр, как "Сёл (Городки)", "Догонялки (Пэнкинат)" и др. На песчаных берегах рек, больших лесных полянах ханты состязались в метании мяча, в стрельбе из лука на дальность полета стрелы, в метании сосновых шишек, стрелы-лопатки и пр. В зимнее время для гонок на охотничьих лыжах ханты использовали окраины деревень, бегали по глубокому снегу. Очень часто играли на речном льду, предварительно очистив его от снега, иногда - на дороге, в загоне для оленей, а в некоторые игры могли играть и в помещении ("Нёрэм ими (Болотная женщина)".
По сведениям, полученным от информаторов, иногда игры, состязания хантов начинались или заканчивались традиционными ритуалами. Так, сургутские ханты перед борьбой на Медвежьем празднике избирали самого сильного борца - Лэкэл анки, которого обязательно должны были победить все участники состязаний. Кроме того, все мужчины - участники борьбы надевали на голову женские платки, прикрывая ими глаза. Еще один священный ритуал традиционно исполнялся после состязаний на многовесельных лодках в с. Ванзеват, где в конце соревнования в лодке победителей устраивалось жертвоприношение.
Приведенные материалы позволяют прийти к выводу, что основными средствами физического воспитания хантов являлись исторически сложившиеся игры, состязания. Широкой популярностью среди хантов пользовались: борьба, стрельба из лука, метание и толкание камней и других предметов, разновидности гонок на охотничьих лыжах, лодках, поднятие и перенос тяжестей, перетягивание палки, метание тынзяна на хорей, прыжки через обласа и т.д.
Народные игры, состязания в каждом возрастном периоде развития хантов имели свою психолого -педагогическую направленность и значение. Они не только были направлены на развитие жизненно необходимых физических качеств и двигательных навыков, но и способствовали воспитанию решительности, смелости, находчивости, коллективизма, высокой нравственности, а также прекрасно подготавливали детей к промысловой, хозяйственной деятельности в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
Народная педагогика хантов выработала средства и параллельно с этим сформировала систему этнопедагогических условий эффективного использования народных игр в целях воспитания подрастающего поколения. Изложенное позволяет считать, что использование народных игр, состязаний при специально созданных этнопедагогических условиях позволит значительно обогатить духовную жизнь не только хантов, но и других народов Севера и в целом России.
Список литературы
1. Абсалямов Г.Ш. Национальные виды спорта ненецкого народа: Канд. дис. М., 1962. - 210 с.
2. Базанов А.Г., Певгова Л.В. Игры малых народностей Севера//Сборник музея антропологии и этнографии АН СССР. - М.Л.: Изд-во АН СССР, 1949, т. II, с. 237 - 254.
3. Богораз В.Г. Игры малых народностей Севера // Сб. музея антропологии и этнографии АН СССР. М., 1949, т.11. - 43 с.
4. Василевич Г. Игры тунгусов // Этнограф-исследователь. 1927, № 1, с. 31 - 34.
5. Городков Б. Поездка в Салымский край // Ежегодник Тобольского губернского музея. 1913, вып. 21, с. 39.
6. Дмитриев-Садовников Г. Лук Ваховских остяков и охота с ним // Ежегодник Тобольского губ. музея. Тобольск, 1914, вып. 2, с. 13-14.
7. Зуев В.Ф. Описание живущих Сибирской губернии в Березовском уезде иноверческих народов Остяков и Самоедов (1771-1772). - М.-Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1947, с. 53.
8. Красильников В.П. Игры и состязания в традиционном физическом воспитании хантов. Екатеринбург, 2002. - 120 с.
9. Красильников В.П. Народные подвижные игры и состязания как средство социализации детей коренных народов Сибири //Материалы Второй научно-практ. конф. 28 мая 2002 г. СоИн РГППУ. Екатеринбург, 2002, с. 103-106.
10. Красильников В.П. Проблемы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта для Урало-Сибирского региона //Совершенствование подготовки кадров в области физической культуры и спорта в условиях модернизации профессионального образования в России: Тез. докл. конф., Москва 13-14 марта 2003 г. М., 2003. - 234 с.
11. Красильников В.П. Роль традиционных игр в физическом воспитании подрастающего поколения хантов // Проблемы физического воспитания школьников Сахалинской обл.: Тез. докл. научно-практ. конф. Хабаровск 18-20 апреля 1993 г. Хабаровск, 1993, с. 17-19.
12. Красильников В.П. Традиционные средства физического воспитания хантов // Седьмые Виноградовские чтения: Тез. докл. научно-практ. конф. Екатеринбург, 14-17 июня 1993 г. Екатеринбург, 1993, с. 257-259.
13. Красильников В.П. Фольклор и национальные традиции физического воспитания детей у народов Сибири // Место и значение фольклора и фольклоризма в национальных культурах: история и современность. Челябинск, 1998, с. 160-161.
14. Красильников В.П. Теория и история традиционных игр коренных народов Северного Урала и Сибири. Межвуз. сб. науч. тр.: Социальная работа на Урале. - Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2002, вып. 2, с. 100-112.
15. Красильников В.П. Этнопедагогические условия эффективного использования народных игр традиционного физического воспитания хантов: Автореф. канд. дис. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1994.- 18 с.
16. Леонтьев В.В. Национальные игры чукчей // На Севере Дальнем (литературно-художественный альманах). - Магадан: Магаданское кн. изд-во, 1960, с. 123 - 127.
17. Меновщиков Г.А. Эскимосы: научно-попул. историко-этнографический очерк об азиатских эскимосах. Магадан, 1959, с. 103-107.
18. Мифы, предания, сказки хантов и манси. М., 1990. - 470 с.
19. Патканов С.К. Стародавняя жизнь остяков и их богатырей по былинам и сказаниям // Живая старина. СПб., 1891, вып. 3, 4, с. 78.
20. Патканов С.К. Остяцкая былина про богатырей города Эмдэра // Живая старина. СПб., 1899, вып. 2, с. 92-97.
21. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. М., 1895, с. 19.
22. Рейнсон-Правдин А. Игра и игрушка детей народов Обского Севера: Канд. дис. М.- Л., 1944 -1945. - 156 с.
23. Старцев Г. Остяки. - Л.: Прибой, 1928. - 56 с.
24. Финш О., Брэм А. Путешествие в Западную Сибирь. - М.: Тип. Лаврова и К°, 1882. - 484 с.
25. Чучелина Т. Золотой город (хантыйские сказки). - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1969. - 24 с.
26. Шренк Л.И. Об инородцах Амурского края. СПб., 1903, т. 3. - 392 с.
27. Шульц Л. Краткое сообщение об экскурсии на реку Салым Сургутского уезда // Ежегодник Тоб. губ. музея. Тобольск. 1913, вып. 21, с. 14.
28. Шухов И.Н. Река Казым и ее обитатели // Ежегодник Тоб. губ. музея. 1915, вып. 26, с. 37 - 56.