Последовательность разучивания:
а) изучается правильный присед для переворота назад: теряя равновесие назад, сесть на колено выставленной вперед ноги партнера (рис. 226), руки максимально отвести назад, плечи наклонить вперед;
б) повторить курбет;
в) повторить перекидку назад с двух ног на две ноги с помощью;
г) медленные переворачивания назад прогнувшись через руки двух соупражняющихся (рис. 227); партнеры берутся за руки, а исполняющий, поднимая руки вверх и прогибаясь, ложится спиной им на руки. Ноги расслабить так, чтобы они согнулись в коленных суставах, руками и головой тянуться назад. Зафиксировав описанное положение, партнеры продолжают переворачивать исполняющего, ставят его в стойку на руках и помогают выполнить курбет, слегка подтолкнув под спину;
Рис. 226 Рис. 227
д) выполнив все движения на переворот назад (присед с последующим взмахом руками и прыжком вверх), партнер останавливает вращение, поддерживая сзади за шею или под лопатки (рис. 228);
е) переворот назад в целом на поясе для страховки с дополнительным подкручиванием рукой под бедро;
ж) переворот назад с помощью (одной рукой поддержать гимнаста под поясницу, другой подкрутить под бедро);
з) переворот назад из положения руки вверх с помощью. Сначала наклонить вперед верхнюю часть туловища вместе с руками и присесть, а затем выполнить переворот назад
и) совершенствовать переворот назад путем многократных выполнений (на поясе для страховки); к) два переворота назад на поясе;
л) рондат – переворот назад на поясе, со страховкой и, наконец, самостоятельно.
Полуперевороты
Большинство полупереворотов сложнее соответствующих переворотов, однако некоторые из них относительно просты и могут служить подводящими упражнениями.
Подъем разгибом. Основные компоненты техники: энергичный мах ногами с последующим торможением, толчок руками от пола и приземление на носки прямых ног с подачей таза вперед. Элемент выполняется из упора лежа согнувшись на лопатках, руки опираются ладонями о пол у плеч. Из этого исходного положения выполняется энергичный разгиб в тазобедренных суставах, направленный под углом вверх, который завершается толчком руками от пола. Затем следует фаза полета, заканчивающаяся приземлением на прямые ноги.
Последовательность разучивания:
а) из положения лежа на лопатках согнувшись, руки вперед подъем разгибом с помощью двух партнеров, подкидывающих гимнаста за» руки;
б) из упора лежа согнувшись, руки у плеч разгиб в стойку на руках (с помощью);
в) подъем разгибом на руки партнеров (создается представление о направлении
разгиба);
г) подъем разгибом в целом с помощью. Помогать одной рукой под плечо, другой под поясницу;
д) подъем разгибом на возвышение из матов с помощью; то же самое самостоятельно на ровном месте.
Курбет (рис. 230), то есть прыжок с рук на ноги, напоминает вторую половину переворота назад. Махом одной и толчком другой ногой сделать стойку на руках. Не доходя до стойки, прогнуться и согнуть ноги в коленных суставах. Занимающийся должен почувствовать, что растянулись мышцы передней поверхности тела. Далее следует быстрый разгиб ног в коленных суставах и торможение. После толчка руками от пола происходит резкое сгибание в тазобедренных суставах, а затем поднимание плеч. Полет заканчивается приземлением на носки прямых ног в положение, близкое к прямому (руки вверху), и выполняется прыжок вверх с небольшим продвижением назад.
Последовательность разучивания:
а) стойка на руках;
б) со стойки на руках быстро опустить прямые ноги в упор стоя
согнувшись;
в) в стойке на руках прогнуться и согнуть ноги в коленных суставах (партнер поддерживает за ноги и под живот). Резко разогнуть ноги под углом вверх (партнер отпускает ноги) и, оттолкнувшись руками, быстро согнуться в тазобедренных суставах. Поставив ноги на мат, выпрямиться, руки вверху; то же без помощи;
г) курбет в целом с прыжком вверх;
д) курбет с трамплина (руки ставить на трамплин).
Сальто
Сальто – наиболее эффектные и сложные акробатические прыжки. Они выполняются с вращением вперед, назад и в сторону, в группировке, согнувшись и прогнувшись.
Переднее сальто. На последнем шаге разбега выполняется прыжок с одной ноги на две (наскок) и руки отводятся назад. С постановкой ног на опору делается резкий взмах руками вперед с последующим торможением в положении вперед и толчком ногами от пола (толчок должен быть стопорящим и закончиться до вертикали). Туловище – в вертикальном положении (без наклона вперед). В полете гимнаст группируется, причем должно быть такое чувство, что он подтягивает плечи к ногам, а не ноги к плечам. Объективно такое чувство появится при достаточно большой скорости движения ног назад.
Рис. 231Руки из положения вперед опускаются вниз и захватывают голени. Колени в группировке должны быть несколько разведены врозь. Когда гимнаст почти закончит сальто и окажется лицом вперед, он должен разгруппироваться ногами к полу, но не точно, а немного вперед от вертикальной линии о.ц.т., чтобы сохранить равновесие.
Существуют еще два способа выполнения сальто вперед: движением рук спереди вниз-назад и движением рук сверху вниз (применяется главным образом при выполнении с места). При всех способах не наклоняться вперед в момент отталкивания и заканчивать толчок до вертикали площади опоры (вблизи нее). Передние сальто могут выполняться с приземлением на одну и переходом на другую ногу (применяются в соединениях), согнувшись и прогнувшись.
Последовательность разучивания:
а) повторить кувырок вперед;
б) изучить правильную группировку, стоя на одной ноге (рис. 231);
в) с нескольких шагов толчком двумя ногами кувырок вперед на возвышение из гимнастических матов (высота около 1 м);
г) с разбега кувырок на маты без опоры руками. Требовать все большей и большей высоты, пока занимающиеся не начнут выполнять сальто в сед в группировке, а затем и в присед в группировке. Следить за правильными движениями руками (снизу-сзади, вперед-вверх); то же через веревочку, натянутую перед возвышением на высоте 1 м 20 см – 1 м 30 см. После освоения этого упражнения постепенно снижать возвышение (после каждых 2–3 попыток убирать один мат), пока упражнение не будет выполняться на ровном месте. Веревочку оставлять на первоначальной высоте;
д) переднее сальто с разбега на дорожке (со страховкой);
е) самостоятельное выполнение.
Маховое сальто (рис. 232). Для выполнения этого прыжка требуется значительная гибкость, поэтому выполняют его главным образом женщины. Основные компоненты техники: резкий мах ногой до отказа назад, создающий вращение, мощный толчок другой ногой, обеспечивающий необходимую высоту и быстрое движение руками назад-вверх, увеличивающее эту высоту. Все эти движения должны закончиться одновременно к моменту прохождения вертикали площади опоры. Поэтому темповой подскок следует делать высоко, выставляя толчковую ногу на пятку на большой шаг вперед. К моменту завершения толчка ноги почти в полном шпагате, туловище наклонено к толчковой ноге почти до касания грудью колена. В полете и при приземлении голова отклонена назад и прогиб еще увеличивается. Занимающийся должен стремиться поставить маховую ногу как можно ближе к месту отталкивания. В момент приземления толчковую ногу не приставлять к маховой, а удерживать в положении вперед, делая в дальнейшем широкий шаг вперед.
Рис. 232Последовательность разучивания:а) освоить правильный мах руками. Вначале движение руками выполнять в замедленном темпе, акцентируя мах назад-вверх. Затем эти движения руками делать в прыжке вверх после темпового подскока;
б) повторить переворот колесом вперед, обращая внимание на увеличение прогиба после маха маховой ногой;
в) колесо вперед прыжком с таким же движением руками, как при маховом сальто, с возможно более поздней постановкой рук;
г) маховое сальто с трамплина на поясе. Обращать особое внимание занимающихся на увеличение прогиба в полете и на движения руками;
д) сальто на дорожке с 2–3 шагов на поясе или с помощью. Одной рукой поддерживать под поясницу, а другой под плечо в момент окончания маха руками. Постепенно помощь уменьшать.
Чтобы соединить маховое сальто с другими прыжками, надо научиться выполнять его в пробежку и на достаточной высоте. Заднее сальто. При исполнении сальто с места делается предварительный мах руками назад с одновременным приседанием, затем резкий мах руками вверх с последующим торможением и толчок ногами от пола до полного выпрямления ног. Если сальто выполняется после рондата или переворота назад, то после толчка от пола на предыдущем прыжке руки сразу быстро поднимаются вверх. К моменту прохождения вертикали площади опоры надо закончить взмах руками и торможение, а также толчок ногами от пола до полного их выпрямления. Далее начинается фаза полета. Гимнаст сгибает ноги в группировку и направляет руки сверху (сгибая в локтевых суставах) круговым движением назад, вниз, вперед. К этому моменту ноги должны быть согнуты в группировку; захватывая руками за голени, гимнаст уплотняет группировку. В момент захвата группировки он резко отклоняет голову назад. В это время гимнаст находится спиной к полу. Сделав 2/з сальто и находясь лицом к полу, спортсмен начинает разгруппировываться, направляя ноги к полу и поднимая руки вверх. Чем больше скорость вращательного и поступательного движения, тем дальше от вертикали о. ц. т. гимнаст должен поставить ноги.