Прекрасный парк для прогулок и большой любопытный музей в двух шагах от Москвы. Рассказывают, что своим названием усадьба обязана Александру Пушкину. Ее хозяин, поэт Петр Вяземский, хотел назвать ее первым словом, которое произнесет, приехав к нему в гости, великий русский поэт. Когда Александр Сергеевич вышел из экипажа, слуга спросил, что делать с багажом. «Оставь его», — ответил поэт. Правда, потом Пушкин все чаще называл это место русским Парнасом, но было уже поздно.
Активное строительство в Остафьево началось после того, как в 1792 году имение купил князь Андрей Вяземский, который решил здесь провести последние годы жизни, уйдя в отставку с поста пензенского губернатора. Архитектором предположительно был Иван Старов, хотя есть версия, что участие в составлении проекта принимал сам князь, который был неравнодушен к архитектуре.
Единственное исключение — миниатюрная Троицкая церковь с колокольней на противоположной от входа стороне дороги. Ее построила в 1781 году вдова тульского промышленника Анисья Матвеева, которая после смерти мужа несколько лет жила в усадьбе, надеясь найти утешение. Сил хватило только на строительство церкви — сразу после этого она продала ее Вяземскому.
Аллея, начинающаяся после входа на территорию, ведет к красивому двухэтажному дому-дворцу (1801), который соединен с боковыми флигелями колоннадами. Недавно дом был отреставрирован, отчего хорошо смотрится не только снаружи, но и внутри, где находится музей.
Опекуном наследника, который еще не достиг совершеннолетия, был родственник Вяземских — историк Николай Карамзин. Пока Петр рос, Карамзин работал над «Историей государства Российского». Дописав свой эпохальный труд, историк решил познакомить юношу с элитой общества. В усадьбе бывали Жуковский, Кюхельбекер, Грибоедов, Мицкевич, Баратынский. В Овальном зале регулярно устраивались концерты старинной музыки, литературные чтения. Павел Вяземский, сын Петра, пытался продолжить традицию, но больше любил камерные компании. В 1860 году он пригласил в гости итальянского художника Сан-Джованни — вместе они несколько вечеров расписывали плафон Овального зала. Павел был страстным коллекционером древних рукописей и картин, что разорило его и привело в запустение усадьбу.
Положение спасла свадьба его дочери и графа Сергея Шереметева. Коллекционер и ценитель старины, он создал при усадьбе музей Пушкина. В советское время здесь находился санаторий, в середине 80-х усадьбу снова удалось превратить в музей. За домом — приятно заросший парк, в котором было установлено несколько бюстов владельцев и гостей усадьбы.
Музей академика Милованова в Быково
Симферопольское ш., правый поворот в дер. Быковка по указателю на Центральную станцию искусственного осеменения Ст. Подольск, далее авт. 39549 95 12, (4967) 67 65 32, 67 67 22, по предварительной договоренности
Небольшой музей для тех, кому интересно, откуда берутся дети. В 50-е годы академик Владимир Милованов совершил прорыв на пути эволюции человечества, придумав способ длительного хранения сперматозоидов. Так Милованов стал крестным отцом всех детей из пробирки. Музей пока не пестрит благодарностями от «потомков», но зато в нем можно увидеть сперму лучших быков-производителей, которую и мечтал сохранить ученый, работая на Центральной станции искусственного осеменения сельскохозяйственных животных. Музейные работники с радостью расскажут о тонкостях селекции американских, русских, датских и австрийских пород быков и процессе их осеменения и покажут все необходимые для этого приборы — насосы и огромные пипетки.
Подольск
Варшавское ш. проходит через город, правый поворот с Симферопольского ш. Ст. Подольск
Подольск — крупнейший город Подмосковья, по количеству жителей (207000 человек) сопоставимый с такими областными центрами, как Псков или Великий Новгород. Застроенный многоэтажками город больше напоминает один из спальных районов Москвы и производит довольно тоскливое впечатление, но это чувство обманчиво — чтобы понять это, нужно просто выйти из машины.
Поселение, основанное здесь в 1627 году как вотчина московского Данилова монастыря, почти 300 лет жило тихой и размеренной жизнью. Все изменилось с появлением в городе в 1889 году железной дороги. Буквально за несколько десятков лет выросли большой цементный завод и завод по производству швейных машинок немецкой фирмы «Зингер», который в советское время был переименован в завод им. Калинина, но по-прежнему остается крупнейшим предприятием швейного машиностроения. Завод занимает практически целый квартал в начале Большой Серпуховской улицы и представляет собой достойный образец промышленной архитектуры начала ХХ века.
Помимо «Зингера» в Подольске есть много любопытных с архитектурной точки зрения уголков. Огромные кварталы конструктивистских домов, домов довоенного и послевоенного сталинского стиля, купеческие домики. Гуляя по городу, можно изучать фонари разных десятилетий XX века и удивляться, встречая вывески, оставшиеся неизменными с 60-х годов. На углу Революционного проспекта и Февральской улицы стоит любопытное здание универмага, построенное в 1913 году. На площади Ленина стоит «Дом книги», устроенный так же, как Театр кукол им. С.В.Образцова. Хорошо выглядит небольшая белокаменная церковь Воскресения Христова (1724) на Красной улице. Но наибольшее внимание привлекает величественный Троицкий собор (1819–1832) с мощной ротондой и высокой красиво декорированной колокольней, вокруг которого раньше находились торговые ряды, снесенные в 1960 году.
Приятно прогуляться по застроенной деревянными домиками улице Федорова. В конце улицы Федорова на крутом склоне Пахры сохранилась часть булыжной мостовой, которая ведет к городскому парку. Вдоль городской части Варшавского шоссе (Большая Серпуховская и часть проспекта Ленина) сохранились купеческие дома начала XIX века.
Музей-заповедник «Подолье»
715 92 39, (275) 69 92 39, г. Подольск, просп. Ленина, 47 Часы работы пн, ср-вс 10.00–17.00, вход свободный
Большая часть музея посвящена Ленину, который жил в Подольске несколько месяцев. Помимо предметов, которые когда-то держал в руках вождь мирового пролетариата, есть немного фотографий и документов, посвященных жизни города в начале XX века.
Краеведческий музей города Подольска
(275) 57 47 31, г. Подольск, Парковая, 1 Часы работы вт-вс 10.00–16.00, вход 25 р., экскурсия 50 р.
Музей расположен на окраине города — в усадьбе Ивановское, которая принадлежала фабриканту Бахрушину. В экспозиции — стандартный музейный ассортимент, за исключением разве что бивня мамонта. Вместо него представлены изделия из кости раннего железного века. Гвоздем экспозиции, безусловно, является коллекция швейных машинок «Зингер». В этом же здании расположен Музей профессионального образования (ПТУ) (тел. (275) 54 71 04, 54 72 64, вт-вс 10.00–16.00). Самое интересное — в зале, где выставлены изделия, произведенные учащимися ПТУ со всей страны.
Усадьба Дубровицы
На пл. Ленина в Подольске правый поворот на ул. Кирова, через 2 км правый поворот на Октябрьский просп., далее 3 км по указателям на Дубровицы
Ст. Подольск, далее авт. 15
Трехэтажный дворец усадьбы — образцовое произведение эпохи классицизма. К торцам дома были пристроены белокаменные крыльца с полукруглыми лестницами и создан великолепный Гербовый зал, украшенный фамильными гербами владельцев. Сейчас дворец занимает Институт животноводства, сотрудники которого не любят туристов.
Вообще, после Голицыных у Дубровиц были довольно нелюдимые владельцы. Екатерина II, побывав здесь проездом из Крыма в 1787 году, купила усадьбу и подарила ее своему фавориту — графу Александру Дмитриеву-Мамонову. После его смерти усадьбу унаследовал его тринадцатилетний сын Матвей. Молодой человек участвовал в войне 1812 года и хотел сделать военную карьеру, но после нескольких конфликтов на службе ушел в отставку и заточил себя на шесть лет в усадебном доме, не пуская к себе даже слуг. Исключение он делал для генерала Орлова, одного из декабристов. Они вечерами обсуждали устав организации по борьбе с самодержавием, на основе которой затем возник Союз благоденствия. В соответствии со своими представлениями о том, как должна выглядеть усадьба «русского рыцаря», Матвей приказал обнести усадьбу каменной стеной с зубцами. Дом стал смахивать на средневековый замок, а психическое здоровье владельца было окончательно подорвано. Со временем его отправили в сумасшедший дом.
Животноводы, зная эту историю, иногда все же пускают гостей погулять по дворцу, к примеру, в День села — 19 сентября.
Храм Знамения Пресвятой Богородицы
На вершине холма в Дубровицах стоит необычный для русской архитектуры храм Знамения Пресвятой Богородицы, который часто называют жемчужиной южного Подмосковья.
Храм был заложен в 1690 году по настоянию владельца усадьбы — князя Бориса Алексеевича Голицына, воспитателя молодого Петра. На строительстве храма работали и приглашенные Голицыным польские и шведские мастера, и немцы с голландцами, и сам Доменико Трезини (автор Петропавловского собора в Петербурге). Имя главного архитектора неизвестно, но существует версия, что проект для Голицына разрабатывал ученик итальянского архитектора Бернини — швед Тессин.
Строительство продолжалось 14 лет, причем только в летний период, зимой же в специальных бараках, построенных в округе, трудились резчики по камню. Камень доставляли по реке Пахре из каменоломен в районе современных Горок Ленинских (сейчас там длинные подземные ходы Сьяны). Когда храм был построен, его необычная архитектура привела в смятение священнослужителей, и они несколько лет отказывались освящать его. Чтобы решить эту проблему, Голицын решил схитрить: он пригласил на освящение Петра I и московского митрополита Стефана Яворского, при них священник быстро освятил храм.
Внутри сохранился резной деревянный иконостас в стиле барокко, а прямо перед входом нависает ложа, в которой молились во время церковной службы владельцы усадьбы. Внутреннее убранство храма выполнено на европейский манер: голубые, украшенные позолотой хоры. В просветах видны потрясающие скульптурные композиции итальянской работы. Фасады и внутреннее пространство храма совершенно не располагают к сосредоточению, зато для разглядывания подходят вполне.