В храме и на территории много бабушек-прислужниц, частые замечания которых могут раздражать. В престольные праздники количество бабушек удваивается. Впрочем, их присутствие можно использовать и себе во благо: попросить указать дорогу на смотровую площадку, где можно увидеть живописное слияние двух рек — Пахры и Десны.
Усадьба Сатино в поселке Спортбазы
Правый поворот на шоссе А107, далее до указателя на пос. Спортбазы
Ст. Подольск, далее авт. 30, 48
Во времена, когда русские князья вели между собой междоусобную борьбу, на берегу реки Мочи в 1152 году была построена крепость Перемышль, которая была форпостом войска основателя Москвы Юрия Долгорукого. Скоро границы Московского княжества отодвинулись, и жизнь в крепости стала угасать. В 1628 году Перемышль уже упоминают как городище. Сейчас о крепости напоминают только валы на берегах Мочи, раскинувшиеся между тремя деревнями — Сатино-Татарское, Сатино-Русское и Сатино, которое сейчас называется поселком Спортбазы. В этом месте, посреди остатков крепостных валов, в начале ХХ века московский булочник Дмитрий Филиппов (владелец известной Филипповской булочной на Тверской) построил себе загородную дачу. Нарядный бело-голубой двухэтажный дом со смотровой башней, вероятно, был построен Николаем Эйхенвальдом, который в основном занимался промышленными зданиями и магазинами, но для постоянного заказчика решил сделать исключение. Получилось весьма неплохо и немного загадочно. Партнеры булочника гадали, зачем он построил дом в стороне от дорог. Ходили слухи, что здесь жила его любимая — цыганка Аза. Говорят также, что когда он нашел себе другую подругу, Аза выбросилась из башни и разбилась насмерть.
Сейчас в усадьбе располагается Медицинский восстановительный центр олимпийской подготовки спортсменов, территория выглядит немного запущенной, но прогулка по парку к понтонному мосту через Мочу заставит позабыть о таких мелочах.
Варшавское ш., левый поворот в дер. Дмитровка по указателю на Мещерское, на следующей развилке главная дорога уходит в Троицкое, прямо — шоссе в Мещерское Ст. Столбовая, далее авт. 32
В поселке находится областная психиатрическая больница имени В.И.Яковенко, больше известная как «Белые Столбы». Но на улицах можно гулять спокойно, ничего и никого подозрительного не встретится. Больница с начала XX века размещалась в самой усадьбе, но потом переехала в новые здания, а усадьба оказалась в запустении: строения с заколоченными дверями изрядно обветшали, от парка ничего не осталось, а большинство усадебных зданий оказались разбросаны по территории поселка, но от этого они не потеряли привлекательности с архитектурной точки зрения. Антон Чехов, живший неподалеку, в Мелихово, часто заезжал сюда: к примеру, в 1894 году он выступал на съезде местных врачей, здесь же он задумал «Палату №6». Усадьба получила свое название по фамилии первого владельца Федора Мещерского, вотчиной которого были эти места в конце XVII века. После него сменилось много владельцев, пока в 1817 году ее не купил полковник французской дипломатической службы барон Карл Боде, обосновавшийся в России после Французской революции. При нем началось возведение двухэтажного главного дома эклектических форм. Боковые крылья придают зданию вид дворца, а фигуры египетских юношей, подпирающие портик, напоминают о Санкт-Петербурге. В 1891 году наследники Боде продали земли Московскому губернскому земству, которое открыло в усадьбе психиатрическую лечебницу. Помимо усадьбы в Мещерском можно посмотреть на Покровскую церковь (1709) и башню в готическом стиле, но при осмотре придется фантазировать: они сильно перестроены.
По пути в Мещерское, между Варшавским и Симферопольским шоссе, находится завод Danone. В пустынной местности, вдали от населенных пунктов, невероятного размера цилиндрические емкости и плоское белое главное здание напоминают заводы биологического оружия из голливудских фантастических боевиков. Ночью завод освещается прожекторами и выглядит еще более интригующе.
Варшавское ш. проходит через город Ст. Чехов
Город Чехов, основанный в 1954 году (до этого это было село Лопасня), при подъезде со стороны Москвы выглядит как иллюстрация к американским романам эпохи Великой депрессии: большой полиграфический комбинат (очевидно, градообразующее предприятие), автосервис в несколько этажей, бетонные заборы и высокие обшарпанные здания без окон. Ближе к центру город становится чище и ухоженнее.
Если проехать по Варшавскому шоссе практически через весь город, после моста через реку Лопасню можно полюбоваться свежевыкрашенной белоснежной церковью Зачатия Анны 1694 года постройки (Пушкина, 7) с трехъярусной ампирной колокольней. С середины XVI века эти места были известны как вотчина рода Васильчиковых. В 1770 году, при Александре Васильчикове, одном из фаворитов Екатерины II, здесь был построен одноэтажный усадебный дом в стиле елизаветинского барокко. Сейчас, правда, дом восстанавливается после пожара и производит немного печальное впечатление. На кладбище около Зачатьевской церкви похоронены потомки Пушкина: его сын, внуки и правнуки. Последнее надгробие семьи появилось здесь в 1914 году (Александр Александрович, генерал, герой Балканской войны). Дети и внуки Пушкина часто гостили в усадьбе Васильчиковых, поскольку второй муж Натальи Гончаровой-Пушкиной был их родственником.
Если возвратиться в центр города, пересечь мост и на первом светофоре повернуть направо, можно попасть на территорию усадьбы Садки, которая до середины XIX века принадлежала дворянскому роду Еропкиных. Главная достопримечательность — небольшой храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи в стиле классицизма с чертами барокко, построенный в 1771 году в память о Петре Еропкине, казненном за выступление против засилья иноземцев. В годы советской власти церковь сильно пострадала, но практически полностью восстановлена; сейчас строители занялись восстановлением усадебного дома (настоящий, деревянный, сгорел сразу после революции) — новый дом строят из кирпича. От храма спускается деревянная лестница к берегу Лопасни, где любили половить рыбку жители усадьбы. Последним владельцем был предводитель дворянства Петр Рюмин, он близко сошелся с Антоном Чеховым, жившим неподалеку, и помогал в реализации его проектов. Чехов-город многим обязан Чехову-писателю: он добился строительства нового шоссе через городские владения, по всей округе строил школы для неграмотных, добился разрешения на строительство почтового отделения у железнодорожной станции. Чтобы поддержать свое детище, писатель старался отправлять всю корреспонденцию только через него, покупал здесь пачки почтовых марок и просил делать то же самое всех знакомых, гостивших у него. В почтовом отделении возле нынешнего вокзала были восстановлены интерьеры тех лет и открыт музей (тел. (49672) 240 79, Чехова, 4, вт-вс 10.00–16.00), правда, почтовых марок в музее не продают.
Дом-музей А.П.Чехова в Мелихово
Симферопольское ш., левый поворот на Мелихово, далее 5 км Ст. Чехов, далее авт. 25 до ост. «Село Мелихово» Музей: (272) 236 10, 625 45 Часы работы вт-вс 10.00–16.00, вход 30–50 р., экскурсия 50 р., для детей 30 р.
Посмотреть на быт писателя, чьи произведения включены в обязательную программу по литературе, приезжают толпы школьников. Небольшая музейная стоянка практически всегда забита туристическими автобусами, а сам музей — гогочущими подростками. Меньше всего экскурсий по утрам в будни и вечером в воскресенье. В целом музей-усадьба производит приятное впечатление своей ухоженностью. Сотрудники явно вдохновлялись характеристикой самого писателя: «Тут все в миниатюре: маленькая липовая аллея, пруд величиною с аквариум, маленькие сад и парк, маленькие деревья…»
До Чехова имение принадлежало художнику Николаю Сорохтину, который оформил главный дом усадьбы в театральном духе: с тех времен сохранилось крыльцо, похожее на сказочный замок. Антон Павлович приобрел Мелихово в 1892 году и жил в нем с перерывами до 1899-го, когда из-за начинающегося туберкулеза был вынужден переехать в Крым.
Внутри самого дома, разумеется, все сохранено таким, каким было при жизни писателя. Кроме главного дома есть сад с колоколом, звук которого созывал обитателей к столу, и небольшой рубленый домик, в котором была написана «Чайка», — недавно выяснилось, что этот домик строился по проекту друга писателя, архитектора Федора Шехтеля. По всей территории разбросаны небольшие плетеные сарайчики, которые использовались под хозяйственные нужды и как гаражи: в них до сих пор стоят старые сани и тарантасы, на которых Чехов путешествовал по окрестностям. Рядом с домом разбиты цветники и красивый фруктовый сад. Сад восстанавливали по найденному блокноту, в котором заядлый садовод Чехов делал пометка о посадках.
В глубине сада — Аллея любви со старым вязом, который Чеховы именовали Мамврийским дубом. Из-за какого-то поверья на аллее часто встречаются женщины, которые прислоняются к этому дубу, целуют и гладят его, — своего секрета они не выдают, но на всякий случай рекомендуют прикоснуться к дереву.
При музее работает маленькая гостиница на 8 человек (о ночлеге стоит позаботиться заранее).
Симферопольское ш., левый поворот, через Мелихово Ст. Чехов, далее авт. 25
История небольшой деревни всегда была тесно связана с церквями: в первой переписи после Смутного времени в 1628 году упоминается, что в Талеже находится церковь Святого Владимира (не сохранилась), в 1796 году хозяин соседней усадьбы, Семеновское-Отрада, граф Владимир Орлов построил здесь храм Рождества Богородицы (сейчас храм медленно восстанавливается), а в 2003 году монахи из Давидовой пустыни возвели здесь храм Преподобного Давида, звонницу и купальню у местного родника и назвали все это «Святой источник». Вода в источнике действительно необычная: очень мягкая для родников. С каждым годом это место становится все популярнее, очередь к роднику становится все больше. Смотрители у родника рассказывают о случаях чудесного исцеления на источнике, которые произошли «буквально вчера», а охранники у купален регулируют поток желающих проверить чудеса на себе.