...Первым храмом "кубического" типа была Казанская церковь (ул. Верхние Гончары), построенная в 1737 году на месте деревянной Пятницкой "алтирельным кузнецом Герасимом Савастьяновым с товарищами".
При всех своих многочисленных искажениях (пристройки, отсутствие глав и верхнего яруса шатровой колокольни) здание церкви целиком сохранило первоначальную структуру объемов. На этой основе и с помощью старых фотографий можно представить памятник в целом — с типичным для Серпухова небольшим притвором, одним асимметричным приделом, колокольней и монументальным, перекрытым сомкнутым сводом двухсветным четвериком. Объем четверика доминирует в облике храма, отличающегося крайней лапидарностью. Его гладкие стены никогда не знали ни наличников, ни ордера, ни венчающего карниза. И оттого даже обычное пятиглавие на гладких глухих барабанах казалось особенно звучным и броским.
Адрес:Московская обл., г. Серпухов, пер. Энгельса, д.4.
Духовенство:прот. Павел Пиданов - настоятель.
Храм построен из кирпича в 1721 году на средства прихожан. Придел во имя иконы Божией Матери "Утоли моя печали" построен, по преданию, в 1802 году старанием диакона Федора Павлова. В 1833 году возобновлена на средства почетного гражданина Серпухова С.Г.Зубова - устроен придел во имя преп. Сергия Радонежского. От здания этого времени сохранились основной объем типа "восьмерик на двухсветном четверике" и нижний ярус колокольни. Апсида и трапезная перестроены в 1830-х годах.
Сохранилась часть церковной ограды XIX века с кирпичными столбами на белокаменном цоколе, Около храма располагается ансамбль домов церковного причта.
Храм был закрыт в 1930-е годы. Разрушены главка и верхний ярус колокольни. Был репрессирован служивший в храме иеромонах Амвросий (Андрей Антонович Капинус).
В настоящее время храм находится в очень плохом состоянии и требует реставрации. Используется под продуктовый склад сторонними организациями.
Проезд:с Курского вокзала до ст. "Серпухов", далее авт. № 5, 11 до ост. "Площ. 49-й армии".
Адрес:Московская обл., г. Серпухов, ул. Володарского, д. 4.
Духовенство:священник Александр Волков - настоятель, священник Димитрий Февралев, протодиакон Вячеслав Семкин.
Церковь Пророка Илии на месте деревянного храма, стоявшего на торговой площади издревле, построена в 1748 г. на средства серпуховских купцов Поповых. Приделы - святой великомученицы Екатерины и, устроенный в наше время, во имя иконы Божией Матери "Взыскание погибших". В середине XIX в. была изменена форма глав (луковичные заменены "вазами"), а фасады храма украшены лепниной. Ильинский храм - единственный в Серпухове, избежавший закрытия и разорения в советское время.
Богослужения совершаются ежедневно утром в 7.30., вечером в 16.00.
Проезд:с Курского вокзала до ст. "Серпухов", далее любым автобусом до ост. "Ул. Ситценабивная".
Адрес:Московская обл., г. Серпухов, ул. Калужская, д. 40.
На этом месте в XVI в. стояла деревянная церковь Рождества Христова. В 1665 г. здесь был образован Новорождественский женский монастырь. Ныне существующая каменная церковь, с приделами Усекновения главы Иоанна Предтечи и Рождества Христова, построена в 1719 г. княгиней Назаретой Матвеевной Гагариной (дочерью казнённого Петром I губернатора Сибири князя Матвея Гагарина). Колокольня построена в середине XVIII в., красивые каменные ворота - в конце XVIII в. Монастырь упразднён в XVIII в., а его собор обращён в приходской храм.
В наше время в здании - общежитие медицинского училища.
Проезд:с Курского вокзала до ст. "Серпухов", далее любым автобусом до ост. "Ул. Чехова".
Адрес:Московская обл., г. Серпухов, ул. Чернышевского, д. 15.
В Занарье, вдоль низкого берега р. Нары, стояли на равном расстоянии друг от друга четыре храма. Первый из них - Николы в Бутках - один из древнейших в городе. Он сменил деревянный храм, стоявший на этом месте в 1711 г.
Алтарь перестроен в 1838 г., придел Святого великомученика и Победоносца Георгия расширен в 1850 г. Храм получил название Буткиной улицы (в наше время ул. Чернышевского). В советское время он закрыт и частично разрушен, уничтожены колокольня и главки. Служивший в нём иеромонах Андрей (Андрей Семёнович Алексеев, род. 1872) арестован 2 октября 1937 г. и 21 октября расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой.
Церковь занята сторонними организациями.
Проезд:с Курского вокзала до ст. "Серпухов", далее авт. № 5, 11 до ост. "Пл. 49 армии".
Адрес:Московская обл., г. Серпухов, ул. Ситценабивная, д. 5.
Церковь построена на рубеже XVII-ХVIII вв. В 1714 г. освящён придел (в трапезной) во имя св. Василия Блаженного. Храм трёхпрестольный, третий престол освящён во имя Боголюбской иконы Божией Матери. Храм был закрыт в 1960 гг. Священник Троицкой церкви протоиерей Иоанн Калин арестовывался в 1937 г.
В настоящее время храм находится на балансе Серпуховского историко-художественного музея.
Проезд:с Курского вокзала до ст. "Серпухов", далее любым автобусом до ост. "Ул. Ситценабивная".
В Занарье, ближе к Владычному монастырю, стоит церковь Сретения Господня с приделами Толгской иконы Божией Матери и святых бессребреников Космы и Дамиана в трапезной, возведённая в 1702 г. Трапезная построена в 1813 г, колокольня, сменившая шатровую колокольню начала XVIII в., — в 1833 г (в советское время разрушена). В старину на этом месте стояла деревянная церковь Святых бессребреников Космы и Дамиана, являвшаяся центром Космодемьянской слободки, где жили кузнецы.
Архитектурный облик церкви представляет собой начальный этап становления городского каменного зодчества. От здания этого времени сохранился основной объем типа "восьмерик на четверике" с трехчастной граненой апсидой, являющейся большой редкостью. Все алтари Серпуховских храмов первой четверти XVIII века были перестроены, и лишь по этой красиво апсиде можно представить облик важной составной части храмовых зданий названного периода.
Большая двухпридельная трапезная построена в стиле классицизма. В основе ее композиционного решения — прямоугольный объем со скругленными углами, украшенный приставными сдвоенными тосканскими колоннами. Южный и северный фасад трапезной завершали треугольные фронтоны с небольшими главками на тонких барабанчиках. Теперь их нет, как и свода трапезной, рухнувшего в середине 80-х.
В 1889 г. при храме открыта церковно-приходская школа, которая помещалась в двухэтажном здании, купленном почетным гражданином Т.И. Каштановым.
Устойчивое местное предание связывает с храмом имена серпуховских уроженцев святителя Варсонофия, епископа Тверского, Казанского чудотворца и преподобного Германа Аляскинского.
Служивший в Сретенской церкви протоиерей Александр Владыченский в 1930 г. был выслан на три года, а, вернувшись, поселился один в лесу в районе д. Макарово в Калужской области, где служил два-три года до нового ареста в 1937 г. Расстрелян 21 октября 1937 г. В 1938 г. расстреляны также служивший в Сретенском храме священник Александр Успенский, певчие Гликерия Петровна Савельева (монахиня Владычного монастыря Лариса) и Татьяна Ивановна Рябченкова.
Еженедельно в воскресенье и по великим праздникам в храме совершаются молебны и панихиды. Также совершаются освящение куличей в Великую Субботу, Великое водоосвящение на праздник Богоявления.
Духовенство:протоиерей Павел Колосов — настоятель.
Адрес:Московская область, г. Серпухов, ул. Карла Маркса, д. 30.
Проезд:с Курского вокзала до станции "Серпухов", далее автобусами № 5, 11 до остановки "Площадь 49 армии".
Сретенская церковь
...Смотря на Сретенскую церковь (ул. Карла Маркса, 30), снова не покидает мысль о человеческом равнодушии. Состояние памятника настолько плохо, что, если не принять самые срочные меры, Серпухов вскоре утратит одно из лучших произведений местного зодчества.
Антиминс в "новопостроенную церковь Сретения да в придел Косьмы и Дамиана" был выдан в 1702 году. Всего шесть лет прошло с тех пор, как в кремле был освящен новый Троицкий собор, а строитель Сретенской церкви сумел обновить образный строй взятого им за основу "образца". И, конечно, это не просто совпадение, что построенный "тщанием прихожан" в первые годы XVIII столетия новый храм открыл и новую страницу архитектуры Серпухова. Сказалась активизация городской жизни, торговли, появление нового круга заказчиков с новыми культурными устремлениями. Настало время, когда хозяйственный быт, а не высокое умозрение определял тип духовно-культурного менталитета. Причем спор между старым и новым — и в искусстве и в жизни — только косвенно задевал глубинные пласты культурного сознания. Многое лежало на поверхности, решалось на месте, совершалось в силу культурной привычки. Демонстративная приверженность серпуховских мастеров к старине, впервые проявившаяся в архитектуре Сретенской церкви, была реакцией на демонстративность петровских преобразований. Это "возрождение" не столько по сути, сколько по форме происходящего.
...Она создана в результате смешения двух различных стилей. Типичные для московского барокко объемно-планировочные решения и конструктивные приемы слились с характерными для середины XVII столетия формами декорации. В результате "нарышкинская" ярусность, трепетное движение вверх были ослаблены. Двухсветный четверик с нерегулярно расположенными проемами как бы "сбивает" вертикальную ось. Отчего восьмерик воспринимается частью единого объема храма. Со скульптурной выразительностью разработан он мастерски прорисованными и исполненными оконными наличниками с килевидными очельями, пучками полуколонок с перехватами, поребриком и антаблементом. Часть декора скрыта поздней штукатуркой, но там, где открылась "живая" кирпичная кладка, можно видеть эту благородно сдержанную пластику фасада.