В книге "Приходы и церкви Тульской епархии" (Тула, 1895 г.) сообщается: "Когда возник приход, неизвестно, но существующий ныне каменный храм во имя Рождества Пресвятыя Богородицы построен в 1754 г. на средства князя Николая Сергеевича Долгорукова, а возобновлен в 1883 и 1893 годах. Особо чтимою иконою в нем почитается древняя икона Владимирской Божией Матери, в честь которой, по случаю избавления от холеры в 1848 г. ежегодно 23 июня после утрени совершается крестный ход".
В 1915 году в храме служил 1 священник и псаломщик. В клировых ведомостях за 1860, 1898, 1915 гг. записано: "Каменное здание церкви с престолом во имя Рождества Богородицы с. Подмоклово построено в 1754 г. кн. Н. С. Долгоруковым. Вместо деревянной колокольни, устроенной на столбах, строилась каменная колокольня с предназначением в нижнем этаже придельного храма во имя Владимирской Божией Матери".
В советское время храм был закрыт и использовался под хозяйственные нужды. В 1980-х гг. на государственные средства был произведен внешний ремонт. С 1993 г. возобновлена приходская жизнь.
Духовенство:протоиерей Андрей Мышонков — настоятель
Адрес:Московская область, Серпуховской район, село Подмоклово
Проезд:по шоссе Москва — Крым, у поста ДПС "105 км" поворот на с. Лукьяново, от с. Лукьяново 7 км. до с. Подмоклово
Подмоклово
Село Подмоклово до XVII века числилось в Тарусском уезде, затем в Алексинском, а с 1929 года в Серпуховском районе. Во времена Ивана Грозного возле Подмоклово "из горы" добывали железную руду, позднее здесь же в каменоломнях добывали поделочный белый камень, так называемый "тарусский мрамор".
В книге "Приходы и церкви Тульской епархии" сообщается: "...Название свое село Подмоклое получило от разлива реки Оки, которая во время весеннего половодья заливает строения названного села... В селе храм во имя Рождества Богородицы", который "...возобновлялся в 1883 и 1893 годах... земская школа с 1870 года".
В допетровскую эпоху Подмоклово принадлежало князьям Голицыным, в начале XVIII века оно перешло к Долгоруковым и оставалось у них до конца этого века. После Долгоруковых селом владели Тютчевы, Петр Фадеевич и Анна Фадеевна, вышедшая замуж за Михаила Николаевича Васильчикова. В 1840-х годах село перешло по наследству к Александру Михайловичу Васильчикову. Выпускник Царскосельского лицея, гвардии подпоручик А. М. Васильчиков был одним из самых богатых помещиков в Алексинском уезде. В 1860 году ему принадлежали 126 дворов крепостных (598 душ крестьян мужского пола), более двух тысяч десятин земли и суконная фабрика под селом Подмоклово.
В 1894 году усадьбу, землю и фабрику приобрел серпуховский фабрикант П. И. Рябов, который владел имением до 1917 года. По данным 1913 года в Подмоклове было 173 двора, в селе проживали 1368 человек.
Скульптуры села Подмоклова
В 7 км к юго-западу от г. Серпухова, на правом крутом склоне р. Оки в с. Подмоклово, расположена церковь Рождества Богородицы, построенная в 1754 г. в усадьбе князя Н. С. Долгорукова. От самой усадьбы остались лишь флигель и часть парка. Но усадебная церковь в Подмоклово сохранилась хорошо. По замыслу и исполнению это исключительное сооружение. Этот памятник имеет форму двухсветной ротонды, перекрытой сферическим куполом с люкарнами. Храм завершен массивным барабаном. Стены церкви кирпичные оштукатуренные. Белокаменный декор — резьба на пилястрах — образует рельефный фриз во втором ярусе ротонды.
Совершенно необыкновенными для храмов России являются скульптурные изображения апостолов и персонажей из Евангелия. Расположенные на одинаковом расстоянии друг от друга, поставленные на высокие тумбы балюстрады, стоят 16 белокаменных скульптур высотой 1,82 м. Исследование образцов, отобранных из белокаменных фигур в 1973-1974 гг., показало, что известняк, из которого выполнены скульптуры и украшения, на 97-98% состоит из кальцита (углекислого кальция). Плотность камня 2,08-2,14 г/куб. см., водопоглощение 6,5-8,4%. По составу, структуре и физическим свойствам этот белый камень является полным аналогом известняка из мячковских карьеров. Поэтому вполне обоснованно можно предполагать, что крупные монолиты для скульптур доставляли в Подмоклово из окрестностей с. Мячково по Москве-реке и далее по р. Оке к месту постройки.
В истории зодчества России нет другого примера поразительного пренебрежения к постановлению Святейшего синода, который еще в 1722 г. вынес запрет на подобного рода скульптуру в Православной Церкви. Все фигуры, несмотря на то что в течение многих лет они находились на открытом воздухе, сохранили первоначальный облик и не имеют следов разрушения. Лишь тонкая серая корочка выветривания — естественная преграда для проникновения коррозии в глубь материала — и остатки покраски или побелки защищали скульптуры от атмосферных осадков. Вследствие мягкости известняка характер резьбы, украшающий фигуры, близок к резьбе по дереву. Позы и складки одежды весьма пластичны, лица, пальцы рук и ног тщательно отделаны, хорошо выдержаны пропорции всего тела. Скульптура не может оставить равнодушным человека, впервые близко увидевшего эти образцы русского каменного искусства прошлого века. В каждой статуе — классическое совершенство исполнения, неповторимая индивидуальность.
Если двигаться по окружности галереи по часовой стрелке, то вначале слева от входа в церковь располагаются фигуры апостолов Павла, Иоанна и Симона. Далее размещаются изображения двух евангелистов — Луки и Матфея. За ними следуют скульптуры трех апостолов — Филиппа, Иакова и Варфоломея. На южной стороне балюстрады установлены статуи Максима, апостолов Андрея и Иакова. К югу же обращена и фигура евангелиста Иоанна, за которой один за другим идут Марк, Фома и Матфей. Завершается скульптурный ансамбль массивной фигурой апостола Петра с ключами в руке. На цоколе каждой статуи на церковно-славянском языке вырезана глубокая надпись, поясняющая, кто изображен.
Вглядываясь в скульптурные изображения, невольно ловишь себя на мысли, что неизвестный мастер создавал образы не святых, а простых русских крестьян, лишь одетых в церковные одежды и наделенных надлежащими атрибутами святых. Вместе с тем каждая из фигур имеет свою оригинальную позу и выражение, отражающие характерные черты персонажей евангелистских преданий.
В истории русского искусства скульптуры из с. Подмоклова занимают особое место. Несомненно, они представляют следующую ступень по отношению к примитивным каменным фигурам у церкви с. Дубровицы и являются, по существу, настоящей скульптурой, изваянной из местного материала. Вязкость камня и податливость его резцу позволили скульптору выполнить задуманное.
Недалеко от устья Лопасни, впадающей в Оку, на высокой береговой террасе расположена усадьба Турово. Издревле на этом месте находился погост с деревянным храмом - центр Туровского стана Каширского уезда. Вокруг располагалось большое государево село. К Серпухову Турово отошло поздно, в конце XVIII века, и к тому времени было уже селом владельческим.
В середине XIX века Туровым владел известный поэт и публицист И. С. Аксаков.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы построена в 1848 году и является памятником позднего классицизма времени его упадка, когда отошли в прошлое "старомодные" ротонды и появились всевозможные четверики, которые в недалеком будущем станут украшать "русскими" кокошниками.
Колокольня была построена по проекту архитектора А. Н. Зборжевского в 1877 г.
Церковь была приписной зимней прихода Ильинской церкви, первые сведения о которой относятся к 1578 году, и была в свою очередь деревянной.
Церковь Рождества Богородицы была построена в основном на средства местного помещика А. Н. Писарева. При церкви действовала церковно-приходская школа, свечной завод, просфорная. Территория церкви была обнесена каменной оградой с коваными металлическими решетками.
В тридцатые годы XX века Богородицерождественская церковь была закрыта; богослужебная утварь, иконы разграблены, колокола с колокольни сброшены и разбиты.
В неизменном виде церковь простояла до конца 50-х годов прошлого века. Лишь в годы Хрущёвской "оттепели" были уничтожены завершение храма и колокольня (кроме первого яруса). Здание перестроено в клуб.
В 2000 году зарегистрирована православная община Богородицерождественской церкви села Турово, ведется сбор пожертвований на восстановление церкви.
Духовенство:священник Владимир Кирпичев - настоятель.
Адрес:Московская область, Серпуховской район, с. Турово.
Проезд:от Курского вокзала до ст. "Серпухов", далее авт. "Серпухов-Турово".
Турово
По сведениям 1859 года в волостном селе Турово на р. Лопасне стояла православная церковь, был в нем 91 крестьянский двор с жителями мужского пола - 452, женского - 485. В своих записках Д. Н. Свербеев сообщает, что в Турово жил помещик Арцыбашев, у которого село было куплено И. С. Аксаковым. О жизни и деятельности публициста, поэта, славянофила Ивана Сергеевича Аксакова, сына писателя С. Т. Аксакова, владевшем в середине XIX столетия Туровом, мало известно.
Вся жизнь Ивана Сергеевича Аксакова, начиная с 1851 года, связана с издательской и публицистической деятельностью. В издаваемых им газетах он с присущей ему резкостью обрушивался на внутреннюю и внешнюю политику царского правительства. Первое выступление Аксакова в печати в "Московском литературном сборнике" относится к 1845 году. В 1847 году он стал обер-секретарем Московского сената и членом суда, вместе со своими товарищами ринулся в неравную борьбу с судейской неправдой, но быстро осознал свое бессилие и перешел на службу в Министерство внутренних дел.