1. Анимация как метод и форма социальной активности личности
2. Взаимосвязь типологии направлений социальной анимации и образа жизни
3. Анимационный спортивно-оздоровительный праздник «Будем спортом заниматься!»
Выводы
Список использованной литературы
Развитие цивилизации тесно связано с увеличением продолжительности досуга и изменением его содержания. В современном технократическом мире с характерными для него ростом интенсификации труда, ускорением ритма жизни, ухудшением экологической обстановки у человека все чаще наблюдаются эмоциональные срывы, физические и психические расстройства. Вот почему возрастает значение анимационной деятельности как сферы восстановления и воспроизводства живых (физических и духовных) сил человека, в т.ч. через досуговую занятость. Данная тенденция проявляется все более явно.
Духовно-нравственная и материальная эффективность деятельного досуга возможна при соответствующей направленности досуговой работы, высоком уровне мотивации и творческом ее исполнении. Деятельный досуг позволяет оптимизировать решение профессиональных и семейных вопросов, укрепляет веру в себя, стимулирует жизненный оптимизм, способствует успешному взаимодействию человека с обществом и природой.
Анимация как фактор социальной активности человека выступает в качестве формы и метода изучения сложившейся практики, требующей профессионально подготовленных специалистов данного направления общественной деятельности.
Анимационная (от лат. апіта - душа; animatus - одушевление), или досуговая, деятельность человека прежде всего связана с рекреацией (от англ, recreation - восстановление сил). В Толковом словаре туристских терминов понятие "рекреация" определяется как "расширенное воспроизводство сил человека (физических, интеллектуальных и эмоциональных)" [1,188]. Энциклопедия туриста определяет рекреацию как "восстановление и развитие физических и духовных сил человека посредством отдыха, в том числе занятий туризмом" [2,101].
Полноценный отдых действительно играет огромную роль в этом восстановлении, поскольку создает в жизни человека необходимый баланс и гармонию, помогает получить новый заряд энергии. Именно поэтому в современном обществе возникает острая потребность в правильной организации досуга, так как свободное время человека является важнейшей социальной сферой, требующей государственной поддержки. От организации досуга населения зависит морально-психологический климат в обществе, его культурный уровень, физическое и нравственное здоровье.
Анализ оценок экспертов-психологов показывает, что работники, которые хорошо провели отпуск, реже болеют, меньше конфликтуют, обладают большей трудоспособностью и пр. Неслучайно в США, Канаде, Японии и других развитых странах почти все ведущие корпорации заботятся об организации полноценного отдыха своих служащих.
При изучении проблемы индустрии отдыха, обменов и передвижений за рубежом интересно познакомиться с точкой зрения Джона Уокера - автора учебника "Введение в гостеприимство" [3,309], который придает отдыху огромное значение. Джон Уокер квалифицирует отдых как процесс, направленный на создание среды, способствующей открытию и развитию в себе черт, которые делают человека счастливым, и считает, что к выбору вида отдыха нужно подходить с такой же серьезностью, как к любому делу, так как полноценный отдых позволяет повысить качество жизни в целом. В США и многих других развитых странах индустрии отдыха оказывается мощная правительственная поддержка. Деньги, выделяемые из налоговых средств на отдых и обмены, идут на развитие национальных парков (в США их 367), строительство плавательных бассейнов, стадионов, развлекательных центров и центров семейного отдыха, аттракционов, клубов, а также на реализацию спортивных, развлекательных программ и программ поездок и обменов, для осуществления которых готовят квалифицированные кадры. Убедиться в этом можно на примере той же Америки. Индустрия отдыха и передвижений окрепла в Америке еще в 20-30-е годы, а, начиная с 50-х годов, в колледжах и университетах стали готовить высококвалифицированные управленческие кадры для государственных и коммерческих предприятий, организующих досуг.
В Украине в 90-е годы также стала складываться система клубного отдыха и занятий. Существуют городские (профессиональные, элитарные и т.п.) и загородные клубы. Кроме того, создаются всевозможные коммерческие и некоммерческие организации, занимающиеся организацией досуга. Причем забота о полноценном отдыхе и передвижениях проявляется в отношении не только работоспособного населения, но и детей, подростков, студентов, а в последние годы большое внимание уделяется разработке программ отдыха и поездок с целью обмена и общения для специализированных групп населения.
Не так давно большинство из нас четко проводило границу между трудом и отдыхом, не заботилось об организации семейного досуга, полагаясь на целевую деятельность общественных институтов, учреждений культуры. Досуг и передвижения (далее – досуг) рассматривались как отдых от работы, средство восстановления физических и духовных сил для дальнейшего продуктивного профессионального труда.
В книге Р.А. Браймера "Основы управления в индустрии гостеприимства" находим определение Уобстером понятия отдыха (рекреации): "любая игра, развлечение и т.п., используемые для восстановления физических сил и умственных способностей" [4,23], т.е. практически понятия отдыха, досуга и рекреации не разделяются, а являются тождественными.
Думается, что необходимо придерживаться иной точки зрения. Для этого познакомимся с понятиями досуга и отдыха, данными в справочных изданиях.
Советский энциклопедический словарь дает такое определение: "Досуг (свободное время) - часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающегося у человека (группы, общества) за вычетом непреложных, необходимых затрат. В структуре свободного времени выделяют активную творческую (в том числе общественную) деятельность; учебу, самообразование; культурное (духовное) потребление (чтение газет, книг, посещение кино и т. д.); спорт; любительские занятия, игры с детьми; общение с другими людьми" [5,1180].
Там же находим определение отдыха: "Отдых – состояние покоя либо такого рода деятельность, которая снимает утомление и способствует восстановлению работоспособности" [5,949].
Итак, попытаемся систематизировать данные понятия.
Рекреация – это восстановление сил человека.
Отдых – это средство, с помощью которого происходит восстановление (рекреация) сил и работоспособности человека (причем наиболее продуктивным отдыхом Медицинская энциклопедия называет сон).
Досуг можно определить тоже как средство восстановления сил человека в процессе его деятельности (например, любительских занятий); т.е. досуг является частью отдыха, поскольку не включает в себя время на сон и другие непреложные затраты, которые мы могли бы назвать отдыхом (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Рекреация
В этой схеме интерес представляет ее ядро – досуг: организованный, деятельный, культурный.
В общепринятом, или бытовом, понимании культура сегодня рассматривается как живой творческий процесс: свободный выбор культурных занятий, художественное творчество, приобщение к лучшим образцам искусства, самоорганизация досуга и т.д. Происходит переосмысление функций культуры в обществе: теперь это не идеологическое воспитание и культурное обслуживание, а создание условий для развития культуры и человека. Меняет свое содержание и культурный досуг, сохраняя и совершенствуя сервисную функцию.
Мнение ученых о сущности досуга неоднозначно. Одни считают, что досуг - это время, не занятое работой, свободное для развлечений, личных занятий, хобби и т.д. Другие определяют досуг как социальную организацию свободного времени именно в форме досуговых занятий и передвижений. Психологи обращают внимание на необходимость специальных досуговых потребностей, установок и ценностей. Социологи нередко связывают с досугом ощущение свободы, возможности индивидуального выбора. В каждой точке зрения есть своя доля истины.
Обратим внимание на одно принципиальное обстоятельство: подавляющее большинство ученых относит досуг к сфере свободного, нерегламентированного поведения человека. С этим можно согласиться, но не полностью, так как такое определение имеет отношение, скорее, к философскому пониманию досуга. Механический перенос его в поле культурно–досуговой практики способствует распространению ошибочных представлений о досуге как балаганном, шутовском типе деятельности. Понимание досуга как некоего отстраненного от культуры явления наносит большой вред обществу. Возможно, поэтому наше общество и культура пребывают сегодня в кризисном состоянии. Культурный досуг является не только средством преодоления подобных представлений, но и формирует в обществе достойную среду, конечно, при условии стабилизации социально-экономической жизни в стране. Но и элитарные, и доступные для всех слоев населения клубы, центры и турбазы нуждаются в организаторах досуга, которые должны уметь общаться с людьми. Подумаем, каким образом в современных социально-экономических условиях можно научиться организовывать досуговую деятельность.
Есть глубокая потребность в организации качественно нового досуга, так как его прежние формы утрачены, а новые не определены. Неслучайно поэтому повсеместное возникновение неформальных объединений и различных увеселительных заведений с сомнительной репутацией. Развитие массовых форм общения и обменов в туризме могло бы существенно помочь в решении данной проблемы.