Смекни!
smekni.com

Бат: фантазия в золотых камнях (стр. 3 из 4)

Камни везли на деревянных салазках по бревнам. Эксперимент, проведенный учеными, помог выяснить, что двадцать четыре человека способны тащить таким образом груз весом в одну тонну со скоростью километр-полтора в день. На воде дело обстояло проще: несколько деревянных челнов, соединенных досками, выдерживали огромные тяжести и легко управлялись. Месторождение самых тяжелых камней – сарсенов обнаружили гораздо ближе к Стоунхенджу, всего в тридцати километрах. Вес самых больших "серых баранов" (так прозвали эти глыбы) достигает пятидесяти тонн. Подсчитано, что тысяча человек доставила их к месту постройки за семь лет.

Древние мастера умело обрабатывали глыбы еще до того, как привозили их к месту строительства комплекса, используя технику удара и обработки огнем и холодом. После того, как на камне намечалась трещина, по ней выкладывали костер, а потом лили холодную воду и били каменными молотами. И уже после грубой обработки и доставки глыбы на место следовала более тонкая работа. Камни шлифовали очень чисто, просто ювелирно. Однако технику оценить сегодня, увы, невозможно - вода и ветер за столетия сделали свое дело.

Ученым оставалось выяснить, как устанавливались исполины. Оказалось, что сначала выкапывали ямы, длина которых равнялась длине той части камня, которую предполагалось зарыть. Длина и ширина лунки была сантиметров на девяносто больше, чем камень. «Три стенки лунки делали отвесными», – пишет Дж. Хокинс, – «А четвертой задавали наклон 45 градусов - это был приемный пандус». Перед тем как ставить камень, стенки лунки обкладывали толстыми деревянными кольями. Камень скользил по ней, не осыпая земли. Затем махину с помощью канатов и веревок ставили вертикально. Очень быстро – пока у тех, кто держал, хватало сил, – засыпали свободное пространство вокруг, лишь бы камень не завалился. Утрамбовав, оставляли в покое на несколько месяцев, пока почва не просядет и не спрессуется. Важная деталь: нижние концы вертикальных камней были оббиты на тупой конус - чтобы после того, как их спустили в лунку, камни можно было поворачивать и устанавливать поточнее.

Многотонные перекладины, расположенные на самом верху, возможно, поднимали по земляным насыпям. Именно такой способ в качестве гипотезы предложил еще в 1730 году один из самых первых исследователей Стоунхенджа С. Уоллис. Но на сооружение и размонтирование такой насыпи для всех тридцати пяти перекладин потребовался бы гигантский труд - больше, чем работа, затраченная на весь комплекс. К тому же остатков земляных насыпей не обнаружили, и версия эта была оставлена. Тогда исследователи выдвинули другую версию –возможно строители действовали методом перекидывания с помощью штабелей из бревен. Приблизительно таким образом: каменную перекладину клали на землю у подножия ее будущих опор, а потом перпендикулярно к ней укладывали слой бревен, переваливали ее на бревна, а на то место, где она перед этим лежала, клали уже двойной слой бревен, но уже параллельно и перпендикулярно. И вот каменная крыша уже на самом верху. Последней задачей было перевалить ее на уготованное место - чтобы все гнезда ее легли на шипы опоры. Подсчитано, что такая башня из продольных и поперечных слоев древесины потребовала бы пятнадцать кубических километров бревен с заранее вырубленными пазами. И еще подсчитали: для строительства Стоунхенджа понадобилось триста лет работы и тысячи рабочих рук, всего же затрачено полтора миллиона человеко-дней физического труда.

Но оставалось загадкой – зачем строили Стоунхендж. В день летнего солнцестояния в Стоунхендж съезжаются толпы народа - наблюдать восход Солнца над Пяточным камнем. Зрелище это действительно впечатляет. Сквозь сиреневый туман, обычно клубящийся в долине в этот ранний час, вдруг пробивается яркий луч - как раз над вершиной Пяточного камня. Таким образом, Стоунхендж можно считать древней обсерваторией, которая использовалась для предсказания времени начала полевых работ, и, как предположил Дж. Хокинс, - для предсказания затмений. Хокинс обратил внимание на пятьдесят шесть так называемых "лунок Обри", входящих в древний комплекс. "Я заметил, - писал Хокинс, что эти лунки расположены вдоль правильной окружности на равном расстоянии друг от друга. Лунки глубиной около полутора метров вырыты в мелком грунте и затем снова заполнены толченым мелом. Жрецы могли предсказывать год затмения, скажем, зимней Луны, перекладывая камушки из лунки в лунку по окружности, по одной лунке в год". Имелись у них и другие приспособления для таких прогнозов.

Пять из семи чудес света - египетские пирамиды, статуя Зевса в Олимпии, храм Дианы в Эфесе, мавзолей в Галикарнасе и Александрийский маяк на острове Фарос были сделаны из камня. Но нигде, пожалуй, камень не был применен так искусно для интеллектуального поиска древних, как здесь, в Юго-Западной Англии, на Солсберийской равнине.

3. Знаменитые люди

Жители города называются не bathers – «купальщики», а bath residents. Интересно узнать о знаменитых bath residents, и просто побывавших в этом городе людей.

ФИЛДИНГ (Fielding) Генри (1707-1754), английский писатель, классик литературы Просвещения. Написал комедии «Пасквин» (1736), «Исторический календарь за 1736» (1737); аллегорический очерк нравов «Путешествие в загробный мир и прочее» (1743); сатирический роман «Джонатан Уайльд» (1743), «комические эпопеи в прозе» — «Джозеф Эндрюс» (1742) и «История Тома Джонса, найденыша» (1749), самое известное сочинение Филдинга. Нарастание социального пессимизма он отразил в романе «Амелия» (1751), «Дневнике путешествия в Лиссабон» (опубликован 1755).

ШЕРИДАН (Sheridan) Ричард Бринсли (1751-1816), английский драматург. К его творчеству относятся сатирические комедии нравов «Соперники» (1775), «Поездка в Скарборо» (1777) и «Школа злословия» (1780) направлены против безнравственности «высшего» света, пуританского лицемерия. Был политическим оратором (речи в парламенте против У. Хейстингса).

ГЕЙНСБОРО (Gainsborough) Томас (1727- 1788), английский живописец, один из лучших портретистов и пейзажистов 18 века. Полные одухотворенности и лиризма портреты («Голубой мальчик», ок. 1770; «Утренняя прогулка», 1785) и пейзажи («Телега со жнецами», ок. 1771) отличаются виртуозной легкостью и воздушностью живописи.

Систематического художественного образования Гейнсборо не получил. В 1740-х гг. некоторое время учился в Лондоне у французского гравера Ю. Гравело, познакомившего его со стилем французского рококо. Значительное влияние на становление собственной манеры Гейнсборо оказала живопись А. Ватто и знакомство с голландским пейзажем 17 в., особенно Я. Вейнантсом и Я. Рейсдалом.

В 1746 в Лондоне женился на Маргарет Бер, внебрачной дочери герцога де Бофор. Вскоре после этого вернулся в Садбери, в 1752 обосновался в Ипсвиче. Ранние портреты Гейнсборо представляют собой небольшие композиции, изображающие в пейзаже группы мирно прогуливающихся и отдыхающих провинциальных помещиков, их жен и детей («Портрет Р. Эндрюса с женой», около 1749, Галерея Тейт, Лондон; «Мистер Браун с женой», 1754/55). Мягкому и ясному душевному складу людей на портретах Гейнсборо по настроению родственны ранние пейзажи мастера, солнечные и свежие («Сад Гейнсборо», «Корнардский лес», 1748, Национальная галерея, Лондон).

В 1759, в поисках более широкого круга заказчиков, Гейнсборо переезжает в Бат, модный курорт, где в его мастерскую вскоре устремилась респектабельная публика. Художник работал в имениях столичных аристократов; во время работы в усадьбе Уилтон он был поражен хранившимися там работами Ван Дейка, знакомство с которыми стало поворотным моментом его творческого развития. В Бате завязалась дружба Гейнсборо, ценителя и знатока музыки, с композитором Абелем и многими музыкантами («Портрет Абеля», ок. 1777; «Портрет музыканта Фишера», ок. 1788, Бекингемский дворец, Лондон). Неоднократно он портретирует своего друга — актера Гаррика.

СКОТТ (Scott), сэр Вальтер (Уолтер) (1771-1832), шотландский писатель.

Родился в семье адвоката. Летом 1775 года четырехлетнего ВальтераСкотта, у которого вследствие полиомиелита атрофировались мышцы правой ноги привезли в Бат, В течение года ребенка поили батскими водами и купали в них, впрочем, без особого успеха. С детских лет он проникся духом шотландской истории, поэзией народных баллад и легенд, ландшафтом равнинной и горной Шотландии. Готовя себя к юридической карьере, он в 1792 в Эдинбургском университете сдал экзамен на адвоката. Тогда же начал собирать старинные шотландские баллады и песни. С этих пор выступал на двух поприщах: литературном и судейском. С декабря 1799 и до конца жизни Скотт занимал должность главного судьи графства Селкиркшир, с 1806 был секретарем Высшего суда Шотландии по гражданским делам.

ДИККЕНС (Dickens) Чарлз (1812-1870), английский писатель. Юмористические нравоописательные «Очерки Боза» (1836) посвящены обитателям различных слоев лондонского общества. В сентиментальном романе «Посмертные записки Пиквикского клуба» (1837) (с наивным и трогательным эксцентричным героем) свойственные Диккенсу ирония и сатира побеждаются своеобразным диккенсовским комизмом, обусловленным верой в доброе начало человека. Пафосом сострадания к униженным (особенно к переживаниям детской души), неприятия всех форм социальной несправедливости проникнуты авантюрно-приключенческие романы «Приключения Оливера Твиста» (1838), «Николас Никльби» (1839), «Мартин Чезлвит» (1844). Социальный оптимизм Диккенса (романы «Лавка древностей», 1841, «Рождественские повести», 1843-46) вступал в противоречие с гротескно-реалистическим изображением губительной психологии собственничества и прагматизма: романы воспитания «Домби и сын» (1848) и «Дэвид Копперфилд» (1850, с автобиографическими чертами), роман «Холодный дом» (1853). Детективный роман «Тайна Эдвина Друда» (1870). Рисуя драматическую картину английской жизни, Диккенс вносил в нее смягчающие сказочно-сентиментальные оттенки (в т. ч. романы «Тяжелые времена», 1854, «Крошка Доррит», 1857). Основные нравственные коллизии романов Диккенса — столкновение бескорыстного, великодушного или беззащитного героя с миром эгоистических страстей и расчета, олицетворяемым низким «злодеем» или холодным рационалистом (иногда способным к нравственному преображению).