Биомеханика занимает особое положение среди наук о физическом воспитании и спорте. Она служит связующим звеном между теорией и практикой спорта и ФК. Зная предмет биомеханики, возможно увидеть движение и отметить его характеристики такие как: траектория, скорость, сила.
Биомеханика в спортивной гимнастике – один из сложных подвидов этой дисциплины, поскольку движения, используемые в гимнастике сложны и требуют различных подходов к изучению. Здесь рассматриваются как статические особенности движений гимнаста, так и кинематические и динамические.
Спортивная гимнастика, как и другие технико-эстетические виды спорта отличается двумя особенностями – чрезвычайным разнообразием технических элементов и своеобразным подходом к оценке мастерства, которое определяется судьями, наблюдающими за соревновательной деятельностью спортсменов. По существу оценивается кинематика (внешняя картина) двигательной деятельности, а динамика и энергетика играют второстепенную роль. Важное место в оценивании занимает представление об эстетическом идеале, изменяющемся со временем.
Эстетичность двигательной деятельности определяется многими факторами, в том числе специфическими (неожиданность, оригинальность, соответствие «школе») и общебиологическими (экономичность, точность). Например, как красивое воспринимается такое выполнение равновесия, при котором не совершается лишних движений, а поза выбрана так, чтобы минимизировать активность мышц-антогонистов и, следовательно, затраты энергии на поддержание позы. При соблюдении этих условий даже самые сложные варианты упражнений на равновесие выполняются внешне легко, как бы без особых усилий и воспринимаются как красивые.
Известно, что все виды двигательной деятельности делятся на пять групп: равновесия, движения на месте, переместительные действия, локомоции и движения вокруг осей. Равновесия на первый взгляд кажутся самыми простыми из них. Но такое впечатление не верно, ибо даже в сохранении вертикального положения тела и поддержании правильной осанки принимает участие более 300 мышц одновременно. Это сложный двигательный акт.
Общепринятые каноны правильной осанки обусловлены медицински и биомеханически. Это те позы, которые обеспечивают наилучшие условия для функционирования внутренних органов, равномерного распределения механической нагрузки на части скелета, а также минимальные энергозатраты на поддержание равновесия.
В спортивной гимнастике изящно и грациозно должны выполняться сложные упражнения, требующие высокой гибкости и хорошо развитой мускулатуры. Исполнение оценивается тем выше, чем больше амплитуда движений, чем меньше заметны колебательные движения тела и усилия, которых стоит спортсмену удержание равновесия. Здесь помогаютне только упражнения, совершенствующие вестибулярный аппарат, гибкость и силовые качества, но и «маленькие хитрости» – например, при выполнении гимнастических упражнений на бревне – выворотная постановка стопы и захват боковых поверхностей бревна пальцами.
Движения на месте. В соревнованиях встречаются не часто, но зато они широко применяются в силовой и хореографической подготовке. Двигательные действия на месте являются базовыми упражнениями, частью «школы движений». Поэтому техника их исполнения должна быть доведена до совершенства. Повышению оценки способствует все, что свидетельствует об алертности: высокая амплитуда движений, оттянутые носки и правильная осанка, а также внешняя легкость и раскрепощенность.
Локомоции в гимнастике имеют свои особенности. Так ходьба в гимнастике (например при выходе к снаряду) отличается легкостью и плавностью, внутрицикловые колебания скорости в ней сведены до минимума. Стройность тела подчеркивается осанкой: спина прямая, голова приподнята.
Бег в гимнастике имеет две разновидности: гимнастический бег и разбег. Цель разбега – достижение оптимальной скорости для выполнения последующего технического элемента, например прыжка.
Гимнастический бег оптимизируется по эстетичности. Как и в хореографии, он сопровождается различными движениями рук, головы и туловища. Тем самым становится возможным средствами пластики передать разнообразные оттенки настроения и чувств. Хотя, разумеется, еще нет строгого научного объяснения тому эмоциональному воздействию, которое оказывают на человека двигательные действия артистов балета, фигуристов и т.д.
Движения вокруг осей, выполняемые в технико-эстетических видах спорта, весьма зрелищны уже потому, что демонстрируют возможности человека, выходящие за рамки привычных, обыденных. Без многолетней тренировки не выполнить многооборотовый прыжок, сложные вращения при соскоке с перекладины и т.д. Освоению подобных упражнений помогает знание биомеханических закономерностей.
Известно, что приращение угловой скорости (w) определяется следующим соотношением:
W =
Где
– импульс момента силы, действующей на вращающееся тело, m – масса, R – радиус инерции.Из этой формулы следует, что существуют два принципиально важных способа управления вращениями.
Первый способ – при отсутствии внешних сил, за счет изменения момента инерции. Поскольку масса тела постоянна, этот способ сводится к изменению радиуса инерции, например при группировке или, наоборот, при выходе из нее. Здесь действует закон сохранения кинетического момента, согласно которому кинетический момент(Jw) тела остается неизменным, если сумма моментов внешних сил, приложенных к телу, равна нулю. При изменении радиуса инерции меняется момент инерции(J). И поскольку произведение Jw постоянно, изменяется угловая скорость (w).
Второй способ управления вращательным движением – за счет импульса момента силы. Причем импульс силы может создаваться как при отталкивании от опоры, так и в безопорном положении.
Заключение
Подводя итог сказанному о биомеханике в спортивной гимнастике можно сказать, что в ней на первый план выступает критерий эстетичности. Ему удовлетворяют те двигательные действия, которые:
1. Отличаются экономичностью, точностью и хорошо освоены, что позволяет выполнять их без лишних затрат энергии.
2. Соответствуют существующему в настоящее время представлению об эстетическом идеале.
А для выполнения этих условий необходима разносторонняя физическая подготовленность спортсмена. Таким образом, двигательное мастерство спортсмена и уровень его многосторонней физической подготовки в спортивной гимнастике слиты воедино.
Список используемой литературы
1. Донской Д.Д. Биомеханика физических упражнений – М., 1960
2. Донской Д.Д. Биомеханика с основами спортивной техники – Физкультура и спорт, 1971
3. Жуков Е.К. Биомеханика физических упражнений – М., 1963
4. Уткин В.Л. Биомеханика физических упражнений – М., «Просвещение», 1989