Если первое утверждение будет мало оспариваемое, то вторая попытка поиска универсального представления смысла этого явления, требует более подробного разъяснения, что под этим подразумевается.
На уровне представлений научного видения мира, достаточно ясно, что если в видовых единствах всех организмов, как сообществ, будет развиваться стратегия сохранения вида, то только тогда вид будет существовать. Стратегии, не заботящиеся о сохранении вида, сходят на нет в естественном ритме старения и прекращения своих жизненных функций. Добавим, что можно наблюдать стратегии сохранения вида на данный момент количеством потомства, качеством его защиты, выживаемостью наиболее приспособленных. Что и проявляется естественным образом, разной степенью проявленности, во всех группах живых организмов.
Всё это базируется на неисследованном и малопонятном до конца явлении «самостроительства» генетического аппарата при благоприятных условиях. Это наглядное представление науки в исследованиях видимых проявлений жизни.
В эволюции, своего представления о душе человека, эта формула так же приемлема, и в качестве продукции жизнедеятельности мозга, и в качестве духовной сущности человека, т.е особого начала, противопоставленного телесному. Душа, душевная организация человека, старается сохраниться по воспринятым своим убеждениям, даже ценой разрушения своего тела. Это жертвы во время военных действий по защите своей семьи и Родины. Это жертва своей телесной целостностью ради сохранения своего убеждения, сохранения души (смысл жизни души – сохранение души).
Сама же основа развития событий во времени – одномоментность (приложение 3 и 6), как особенность восприятия и проживания человеком меняющихся изменений. При этом багаж предыдущего опыта и принятых решений – основа личности и действий в настоящем моменте, а вера\надежды\устремления\желания придают направление будущих вольных или невольных поступков и решений, которые исполнятся в будущем.
Второй задачей стало, выявление образных и практических представлений о здоровье и образе жизни.
Вкратце, это могло бы быть выражено словами «Срединный путь», между пиковыми испытаниями человеком. Человек может испытывать всё в мире, но не всё оказывается полезным. Хотя именно такой путь постоянно испытывается большинством людей. Пиковые эмоциональные встряски (переживание горя и радости), стрессовые ситуации резкой сменой не ожидаемого результата развития событий (катастрофы, аварии, насилие), резкие смены ожидаемого результата («адреналиновые» встряски при экстремальных искусственно созданных ситуациях).
Главные опасности в самом существе свойств человека доводить свои поиски до крайних положений, в суждениях и поступках. Что наглядно проявляется, например у спортсменов, когда желание достигать всё лучшего результата, ломает здоровье на пределах его прочности.
Проверенные большим опытом рекомендации религиозных и философских течений.
Например, Православия: «…помнить о смерти; радовании жизни; безгневие и кротость; не памятозлобствовать; не злословить и клеветать; не быть многословным; не лгать; не унывать и лениться; не чревоугодничать; не сребролюбствовать; безумно не гордиться; трудиться…» [21] Соблюдение библейских заповедей. [32]
Третьей задачей будет, представление вероятностной перспективы развития общественных изменений. Пока не изобретены полёты во времени и телепортационные технологии, инкубационное выращивание потомства, окружающая рукотворная действительность характеризуется плавной сменой технологических устройств, обслуживающих потребности человека. Связь, транспорт, технологии обслуживающие питание (пищей, информацией).
Более открытые сообщества, располагающие избытками добычи энергии для жизни, активно вбирают в себя народы из менее энэргообеспеченных стран. И внутри этих сообществ организация жизни перенаправляется больше на исследования, систему обслуживания, развлечения, туризм. Повышение уровня жизни, а не выживания, привлекает больше использования средств и методов здорового образа жизни, для сохранения и увеличения её продолжительности. Где, активно применяется наработки и методики по двигательной активности (например, фитнес-технологии, аквапарки, поощрение велоперемещений, поощрение отсутствия разрушающих привычек (курения)…)
Организующиеся крупные торгово-промышленные организаций, больше заинтересованы в постоянном и здоровом персонале. Организация льгот по оплате абонементов в физкультурно-оздоровительные комплексы, активный отдых на базах отдыха, организация внутрикорпорационной спортивной деятельности…
Что и приводит к четвёртой задаче, по рекомендации выбора средств и методов физического развития в системе физического образования.
· Коллективные игры, с упором на взаимовыручку, взаимопомощь.
· Оценка достижении по индивидуальному прогрессированию. Измеряя прогресс, от уровня начального тестирования, до уровней успехов ступенчатых прохождений преподаваемого материала. Т.е по динамике внутреннего прогресса, но не по внешним тестовым заданиям – рубежам\нормам.
Главный результат исследования тот, что мы можем констатировать: накопленный материал методик и средств, вполне совершенен, для обучения на данный момент.
История образования и педагогической мысли располагает огромным и достаточным багажом практики различных подходов в обучении и воспитании. [53]
И всё опять приходит к именно коллективу преподавателей и их творческому подходу (применяемого по своим убеждениям), государственной политики в области образования (расстановка приоритетов: узкая специализация или нет, конечные цели), государственной поддержки образования (финансирование и обеспечение материалами, снарядами, приборами), активного участия самих родителей, отклика в учениках.
Что касается самого валеологического образования, я рекомендовал бы его серьёзное преподавание на уровне подготовки будущего преподавательского состава (в высших учебных заведениях) и инспекционно-корректирующее влияние службы из структуры административного управления образованием (при составлении «щадящих» обучающих программ по результатам медицинских данных, от регионов, конкретных школ, внутри школьных разделений …). Освещением психологических основ взаимоотношений полов, могла бы заниматься школьная служба психологов в старших классах.
4.1 Формулировка выводов
Выводы по изложенному материалу будут следующие:
- Общие направления валеологических исследований должны укреплять понятия неизменности базовых условий проявления среды управления человеком и схемы управления внутри этой среды: одномоментное восприятие, сохранение жизни. И когда встаёт вопрос можно ли пожертвовать одной жизнью ради спасения многих, этим спасением должны заниматься те, у кого возникает необходимость решать вопросы таким способом.
- Особенность движения во времени (линейное с одномоментным реагированием на постоянные сдвиги балансов), никогда не позволит прекращать собственную работу по совершенствованию реагирования психофизики каждого человека. Когда она прекращается в надежде на однобоко развитое качество («которое вынесет всё») отсутствие гибкости и вариативной широты подходов к решению трудностей, помогает ломаться человеческой целостности и приводит к болезненным состояниям (физическим и психическим).
- Всё выше изложенное показывает универсальность равенства главных условий жизни для всех, и получение качественных уровневых достижений только благодаря выбору пути собственного движения, в котором прилагается ваша воля следования по этим путям.
Что самым непосредственным образом выявляется в «Физической культуре» цивилизационных сообществ.
Спортсмен только своейсобственной жизнью и трудом, способен проявить результат набранного мастерства, через которое передаётся восторг зрителям и ему самому от достигнутого уровня поставленных задач.
Физкультурник, только собственным вложением усилий получает опыт сохранения повышенного самочувствия. От движения разума и чувства до следования за ними тела.
Человек в поиске высшего соединения со своей мечтой должен сам сделать хотя бы
шаг к ней на встречу, и только тогда она делает к нему тысячи шагов.
Валеология (поиск научной «формулы» здорового образа жизни), как динамичное научное направление мысли, будет иметь своё продолжение в будущем. Т.к в отличие от многих религиозных догматических разъяснений главных богатств религий «заповедей», она позволяет более осмысленно и активно принимать участие в переосмыслении окружающего пространства и влияния времени, раскрывая деятельную сторону человечества соединенную с научным воображением.
Список литературы
1. Большая советская энциклопедия. Третье издание. Москва. Издательство «Советская энциклопедия». 1971. главный редактор А.М.Прохоров.
2. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов: 17000 слов. – М.: АСТ: Астрель. 2006. – 957 с.
3. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А.Кузнецов. – Спб.: «Норинт», 2006. – 1536 с.
4. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 416 с.
5. Валеологизация образовательного процесса / под. ред. А.А.Топоркова. – Магнитогорск: МГПИ, 1999. – 42 с.
6. Валеологизация образовательного процесса: Материалы научно-практической конференции / под. ред. А.А.Топоркова. – Магнитогорск: МаГУ, 2000. – 48 с.
7. Валеологические и культурологические основы Петербургской школы. «На путях к школе здоровья» Санкт-Петербург, изд. «Петроградский и К*» 1995. – 288 с.
8. Валеологический компонент образовательных программ начальной школы: (Из опыта работы МОУ СОШ №59) \ сост. Г.И.Кубрина, Н.И.Ерёмина. Челябинск: Челябинский государственный университет. 2001. 115 с.