Объектом данного исследования рассмотрим схематичные базовые состояния человеческого бытия, которые образуют начальные условия для любой деятельности.
И, следовательно, предметом исследования выберем схемы управления жизнью, доступные человеку, которые приводят его образ жизни к здоровому, чем и должно заниматься общественное устройство, также и при помощи сферы физического образования.
Гипотезой (предположением) данного исследования можно принять то, что здоровый образ жизни, является естественным природным процессом биологического выживания, но как это проявляет себя среди человечества как вида, требует, по моему мнению, большего освещения, что естественным образом должно преподаваться будущим учителям физической культуры, которые будут повышать живучесть новых поколений. Тем более что информационный поток, проходящий сквозь средства массовой коммуникации, акцентирует значительную долю внимания на разрушительные отклонения человеческой деятельности, но не на полноту всех возможных укрепляющих действий, больше создавая негативный жизненный настрой на будущее пользователям этим потоком «данных».
Цель исследования – выявить наиболее естественные направления мышления, как можно лучше старающиеся выравнивать отклонения от здорового образа жизни, подразумевая и используя которые, специалисты по физической культуре будут с большей эффективностью добиваться поставленных задач в своей области.
Задачи исследования:
1. Выявить био логическую основу развития событий во времени, которыми управляет человек и общественное жизнеустройство.
2. Выразить, доступными на современном этапе представлениями, связи образных и практических представлений в понятиях: здоровье и образ жизни.
3. Проследить вероятностную перспективу развития общественных изменений базируясь на современном этапе развития человеческого общества.
4. Выработать рекомендации по акцентированию выбора средств и методов физического развития в современных условиях способствующих закреплению здорового образа жизни.
Все это будет рассматриваться, движением научного мышления в сторону объединения данных из «узко» специализирующихся наук о человеке, в обобщающую организацию научного мировоззрения сферы человек – валеологию. При этом, теологию и её влияние на изменение человеком своего образа жизни, следует принимать во внимание, т.к. на протяжении всей известной истории человечества её значение на образ жизни сообществ было основополагающее.
Например, образец «схемы-рекомендации» направлений самосовершенствований, приведён из философского атеистического учения буддизм [30] (Таблица 1).
Таблица 1
Мудрость | Правильное: понимание, стремление. |
Добродетель | Правильная: мысль, речь, действие. |
Концентрация | Правильный: образ жизни, усилие, концентрация |
В этом примере, следует понять, что постановка вопросов – схем исследования жизни примерно одинакова во все времена, а наполнение содержания ответом на них, меняется в разных сообществах. Биологическая жизнь требует сохранения своих неизменных принципов и проверяет, тренирует и совершенствует свои ответы на природные факторы выводящие её из равновесия. Рассмотрим это.
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Развития событий связаны, причины «отходят» в прошлое, следствия «протекают» в настоящем и они же в будущем становятся причинами новых следствий. Рассмотрим, что явилось причинами появления этой темы, как появился термин – Валеология, и что этому предшествовало.
1.1 ИСТОРИЯ ВОПРОСА В ОБЩЕСТВЕ
Чем занимается наука - накапливает собирая, анализируя в обобщениях, строя и улучшая теории окружающих процессов, старается прогнозировать их развитие.
Образуются новые направления научной деятельности на стыке «узко» специализирующихся наук: геоботаника, петрофизика, эконометрика, биосоциология…
Так же на стыках наук о человеке, при нарастающем коме исследовательских наработок, мы наблюдаем попытки выделить новый горизонт обобщения информаций в науку о здоровье, и здоровом его образе, наиболее лучшему реагированию организма на меняющиеся во времени факторов влияния.
Всемирная Организация Здравоохранения провозгласила направление медицины, согласно которому в XXI веке медицина должна перейти от “защитно-оборонительных” позиций к “социально-конструктивным”, связанным с созданием самого здоровья и активного долголетия людей. В этом случае должна принципиально измениться и роль врача. Из “лечащего болезни” он должен стать “конструктором здоровья”, а “медицина болезней” должна стать “медициной здоровья”. В связи с этим академик РАМН Ю.П. Лисицын предложил назвать это новое направление медицины санологией.
В этом контексте следует привести высказывание Ю.П. Лисицына о различии между терминами “санология” и “валеология” (Медицинская Газета, № 100, от 24. 12. 99). В середине 70-ых годов он предложил термин “Санология”. А в 80ые годы в печати и в отдельных статьях, а затем в книге “Введение в валеологию” профессор И. Брехман предложил термин “валеология”. По существу, это таже санология, но с акцентом на оценку, охрану улучшения здоровья индивидуумов. УМС Минздрава СССР направил рукопись книги И. Брехмана мне на рецензию, и я дал ей положительную оценку, отметив близость понятий “валеология” и “санология”. Термин получил более широкое признание и распространение: не случайно именно так стали называться курсы и кафедры на факультетах повышения квалификации врачей. Одна из причин этого - импонирование науки об индивидуальном здоровье многим клиницистам, практическим врачам, имеющим дело с конкретными пациентами” И далее академик РАМН Ю.П. Лисицын отмечает “Преподавание основ валеологии в педагогических учебных заведений не вызывает возражений, так как там с медицинскими и профилактическими проблемами охраны здоровья, кроме валеологии, не знакомятся вообще, так, как следует для подготовки грамотного, культурного педагога. [58]
Считается, что термин «валеология» был предложен к использованию в медицинской практике и практике обучения в начале 80-х годов двадцатого столетия доктором медицинских наук, профессором Брехманом Израилем Ицковичем (1921-1994).
Где последние 15 лет его научной деятельности были в области здоровья здорового человека. Им же были сформулированы плоскости влияний валеологии с физкультурой и спортом, лечебной и профилактической медициной, педагогикой. [28]
Эти исследования были представлены в докладе на национальном конгрессе по профилактической медицине, в Санкт-Петербурге, в 1994 году. Затем, начиная с этого года, проходят ежегодные конгрессы по практической медицине и валеологии. Следует заметить, что во многих вузах Владивостока, Санкт-Петербурга, Курска, Москвы и многих других городов ныне действуют кафедры по валеологии.
Например, кафедры присутствуют в Национальном институте здоровья (Санкт-Петербург), Академии постдипломного педагогического образования (Санкт-Петербург), Тюменском государственном университете, Новгородском государственном университете, Южно-российском государственном университете экономики и сервиса (Северный Кавказ), Забайкальском государственном гуманитарно-педагогическом университете имени Н.Г.Чернышевского (Чита), Воронежском государственном педагогическом университете, Северный государственный медицинский университет (Архангельск), Московском государственном техническом университете имени Н.Э.Баумана, Российской экономической академии имени Г.В.Плеханова (Москва), и многих других высших учебных заведений Российской Федерации. Эти данные характеризуют поиски научной мысли, как активные в данном направлении на современном этапе развития наук.
Валеология - информационный фонд деятельности по оптимальному удовлетворению основных жизненных потребностей человека. [51]
Формируется информационный фонд, как научное мировоззрение, что образно представлено в приложении 2. Именно как научное мировоззрение, пытающееся обобщить влияние природы человека в «объяснении себе и объяснении себя».
Валеологическое направление в отечественном физкультурном движении в 70-е и 80-е годы активно развивалось общественными организациями - Федерацией физкультурно-оздоровительной работы с населением (З.А. Федоренко, А.В. Коробков, В.Г. Жбанков, И.Т. Осипов, Н.А. Мусаелов и др.). Федерацией массовой физической культуры сельского населения (В.И. Жолдак, П.А. Виноградов, Ю.В. Борисов и др.), отраслевыми и региональными федерациями (И.В. Муравов, Ю.А. Хайрова, Л.Ф. Сорокина, В.А. Балтрушевич, С.Н. Исаева, Г.А. Шевченко и др.). А научно-методическое обеспечение, весьма плодотворно осуществлялось сотрудниками ВНИИФКа (Н.Д. Граевская, Н.И.Косилина, В.В. Матов, Л.Н. Нифонтова, И.Т. Осипов, М.П. Сотникова, Н.В. Трофимов, М.В. Протасова и др.), а также учеными Ленинграда, Киева, Минска, Свердловска, Красноярска и других городов страны (Э.Г. Булич, В.М. Баранов, Л.С. Глузман, Л.П. Трофимова, В.Г. Камалетдинов, А.А. Шелюженко, Н.А. Нельга, И.В.Харабуга и др.). Все это позволило накопить необходимый обществу научный и технологический потенциал массового формирования здорового образа жизни, создать валеологическую основу прогрессивных преобразований быта и режима труда. Радикальная перестройка экономики и социальной жизни в стране временно приостановила такие преобразования, поскольку налаженные механизмы государственного управления и финансово обеспеченной деятельности профсоюзов перестали действовать, а инициатива многих специалистов повела их "другим путем" - под невысказанным вслух девизом "От значка ГТО - к валеологии". Поиск и разработка такого пути представляют знаменательные характеристики современного этапа отечественного физкультурного движения. [51]