Второй способ составления таблицы розыгрыша по круговой системе. Если необходимо чередовать встречи на полях противников, то можно составить таблицу по круговой системе «змейкой».
Под первой вертикальной линией ставится цифра 1 и снизу вверх справа от нее — столько цифр, сколько можно составить пар из 11 участников (т. е. 11:2 = 5 пар +1). Вторая половина
цифр дописывается сверху вниз слева от вертикальной линии.
Над второй вертикальной линией ставится число, идущее по порядку после 6 в столбце справа от первой линии сверху (в нашем случае 7), а дальше цифры проставляются змейкой сверху
вниз и снизу вверх (по 5 пар). И так до тех пор, пока наступит момент, когда над линией нужно будет поставить цифру 1.
Цифры над линиями при нечетном числе команд показывают свободные команды каждого игрового дня, не имеющие пар.
При четном числе участников к цифрам над линиями и под линиями подписывается через черточку число (в нашем случае 12), внизу — справа и сверху — слева.
Цифры, расположенные по одну и другую стороны каждой линии, обозначают игровые пары. Цифры, расположенные слева и под линиями, обозначают команды, играющие на своем поле, а справа и над линиями — на поле противника. Каждые два соседних столбика образуют очередной игровой день.
Третий способ составления таблицы розыгрыша по круговой системе. Чертится сетка (чертеж) для 10 участников. Вертикально в порядке очередности записывается слева сверху вниз число туров, отделяемых горизонтальной линией (для нечетного числа команд число туров =А, для четного =А—1).
Горизонтально проводятся графы, соответствующие количеству пар (для четного числа, например для 10 участников: -^-=5^ для нечетного, например 9: -у-=5).
В первый столбец пар записывается цифра 10 справа налево-вниз змейкой. В других столбцах цифра 10 не проставляется.
В первой клеточке 1-го тура к цифре 10 слева приписывается первое число ряда, т. е. 1 (1 — 10), далее объединяются в пары вторые числа начала и конца ряда, т. е. числа 2—9, 3—8, 4—7, 5—6 — всего 5 пар.
Пары 2, 3, 4-го и других туров составляются по следующему принципу:
К цифре 10 слева или справа приписываются последние числа предыдущего ряда: 10—6; 2—10; 10—7; 3—10; 10—8 и т. д. Последующая строка составляется на основе предыдущей, т. е. последняя цифра предыдущей пары ставится в пару с первой.
Игры проводятся на поле команд, стоящих в парах первыми. Для составления второго круга нужно поменять местами номера-участников в парах.
Если участвуют 9 команд, то, исключив команду 10, мы определим свободный от соревнований день для каждой команды.
Вариант кругового способа с разбивкой команд на предварительные подгруппы:
Когда необходимо провести соревнования в более короткие сроки, применяется круговой способ с разбивкой команд на предварительные подгруппы. Например, если для участия 16 команд требуется 15 дней, то при разбивке команд на предварительные подгруппы— 10 дней. 16 команд можно распределить на 4 подгруппы по 4 команды в каждой. Соревнования в подгруппах займут три дня. Команды, занявшие 1-е и 2-е места в подгруппах,
образуют первую финальную группу, а команды, занявшие 3-й и 4-е места, — вторую финальную группу по 8 команд в каждой. На соревнования в финальной группе потребуется 7 дней. Первая финальная группа разыгрывает с 1-го по 8-е места, вторая — с '9-го по 16-е места. Соревнования можно проводить не в два этапа, как в приведенном примере, а в три и более. В этом случае первым этапом будут финальные игры. Например, при участии 24 команд соревнования в три этапа можно провести следующим •образом. Все команды подразделяются на 6 предварительных подгрупп по 4 команды в каждой. Команды, занявшие два первых места в предварительных подгруппах, образуют две полуфинальные подгруппы—■ «А» и «Б» по 6 команд в каждой, причем в подгруппу «А» войдут команды, занявшие первые места в нечетных подгруппах и вторые места в четных подгруппах, а в подгруппу «Б» наоборот. Полуфинальные подгруппы «В» и «Г» формируются так же, но из команд, занявших в предварительных подгруппах последние два места.
Команды, играющие в полуфинальных подгруппах «А» и «Б», разыгрывают с 1-го по 12-е места, команды, играющие в полуфинальных подгруппах «В» и «Г», — с 13-го по 24-е места.
Команды, занявшие два первых места в полуфинальных подгруппах «А» и «Б», образуют первую финальную группу, в которой разыгрываются места с 1-го по 4-е. Команды, занявшие 3-е •и 4-е места, образуют вторую финальную группу, в которой разыгрываются места с 5-го по 8-е. Команды, занявшие последние два места, образуют третью финальную группу, где разыгрываются места с 9-го по 12-е.
Команды из подгрупп «В» и «Г» образуют по этому принципу три финальные группы, в которых разыгрываются места с 13-го по 16-е, с 17-го по 20-е и с 21-го по 24-е. Для проведения соревнований в три этапа с участием 24 команд потребуется 11 дней (три в предварительных, пять в полуфинальных и три в финальных группах) вместо 23.
Необходимо иметь в виду, что чем больше подгрупп, тем больше возможно случайностей. В приведенном примере для 24 команд команда, потерпевшая три поражения в предварительной подгруппе, имеющая в остальных играх только победы, сможет занять в соревнованиях не выше 13-го места.
При определении количества команд, переводимых из предварительных или полуфинальных групп в следующий этап соревнований, следует по возможности учитывать два поражения. Смысл этого заключается в том, что команда после двух поражений теряет право борьбы за 1-е место.
Следовательно, переводить из предварительных или полуфинальных подгрупп в следующий этап соревнований следует по возможности не менее двух команд.
Чтобы сократить число дней, необходимых для проведения со-
соревнований, можно засчитать результаты игр, проведенных командами в предварительных и полуфинальных подгруппах. В этом случае команды, вышедшие из одной подгруппы, повторно не встречаются между собой и им засчитывается результат,, выявленный в предварительных или полуфинальных подгруппах.
Следует сделать так, чтобы сыгранные игры всех команд приходились на одни и те же календарные дни. Например, в финале участвует 6 команд— «А», «Б», «В», «Г», «Д», «Е». В предварительных играх команда «А» встречалась с командой «Б», команда «В» — с командой «Г» и команда «Д» — с командой «Е». Целесообразно свести эти игры в один календарный день, например в третий.
В третий день, если пользоваться таблицей для составления календаря, должны встречаться 1—3, 5—4-я и 2—6-я команды. Вначале между ними разыгрываются номера пар. Предположим, жеребьевка определила, что команды «А» и «Б» стали первой парой, т. е. им достались 1—3-й номера, команда «В» и «Г»— второй парой и им достались 5—4-й номера, команды «Д» ir«E»— третьей парой и им достались номера 6-й и 2-й.
Дальше между этими парами разыгрываются доставшиеся им номера. Предположим, команда «А» получила номер 3, а команда «Б» — номер 1, команда «В» — номер 4, команда «Г» — номер 5, команда «Д» — номер 2 и команда «Е»— номер 6.
В этом случае для соревнований потребуется фактически четыре дня, учитывая, что третий календарный день свободен.
Способ с выбыванием. Принцип построения этого способа заключается в том, что команда, потерпевшая поражение, выбывает из дальнейшего участия в соревновании. Побеждает команда, закончившая соревнование без поражения.
Этот способ применяется при большом количестве участвующих команд, когда необходимо провести соревнования в короткие сроки. Так, например, для участия 128 команд в соревнованиях, проводимых по круговому способу, потребовалось, бы 127 игровых дней, а в соревнованиях, проводимых по способу с выбыванием, — всего лишь 7 дней.
Однако этот способ розыгрыша имеет существенные недостатки: нельзя определить места всех участвующих команд; большинство команд проводит очень мало игр. Половина команд выбывает из соревнования уже после первого календарного дня. Помимо того, при проведении соревнований этим способом возможны случайности, значительно влияющие на результаты розыгрыша. Например, по воле жребия в первом же календарном дне могут встретиться между собой две сильнейшие команды и одна из них выбудет из дальнейшего участия в соревновании.
Способ с выбыванием имеет два варианта:
а) способ с выбыванием после одного поражения с добавочными играми и
б) способ с выбыванием после двух поражений.
Способ с выбыванием после одного поражен и я. Составляется чертеж, который определяет порядок встреч участвующих команд. Затем проводится жеребьевка команд, по результатам которой наименования команд вносятся в таблицу соответственно вытянутому номеру. Если количество участвующих команд равняется числу 4, 8, 16, 32, 64 и т. д., то все команды выступают в соревнованиях с первого календарного дня.
Если в соревнованиях участвует такое количество команд, которое не представляет собой степени двух, то в этом случае в первом круге участвует только часть команд, а остальные вступают в соревнования со второго круга. Нужно помнить, что для определения количества команд, которые должны вступить в соревнования с 1-го тура, пользуются формулой:
(А — 2") 2 = х,
где А—количество участвующих команд, п — степень двух, при которой получается ближайшее меньшее число к числу участвующих команд. Например, участвует 10 команд, ближайшее число — 2 в степени п — будет 23, т. е. 8. Раскроем формулу последовательно:
(А — 2*) = (10 — 23) = (10 — 8) 2 = 2 X 2 = 4
Следовательно, в первом туре должны участвовать 4 команды, а 6 команд начнут соревноваться со 2-го тура. Установлен порядок. В 1-м туре играют средние номера, а крайние номера вступают в игру со 2-го тура. Если общее число участвующих команд четное, то от игр в 1-м туре освобождается равное количество номеров сверху и снизу.