После приема мяча скорость смещения рук в пространстве увеличивается, а их движение направлено вверх. Увеличение скорости в данном случае связано не с активным их движением в суставах, а объясняется разгибанием ног, последующим их отталкиванием от опоры, выпрямлением туловища и перемещением ОЦТ игрока назад-вверх.
Отталкивание от опоры и перемещение ОЦТ игрока назад-вверх имеет место и в технике рассмотренной выше передачи мяча, однако там это движение начинается несколько раньше. Некоторое его запаздывание в технике передачи мяча, летящего ниже уровня пояса, объясняется более значительным увеличением сгибания ног в суставах, которое в момент вылета мяча больше, чем при передаче мяча на уровне пояса на 29° в голеностопном, на 62 — в коленном и на 49° — в тазобедренном суставах.
Увеличение сгибания ног в суставах является необходимым условием при снижении траектории полета мяча, а более позднее разгибание ног, отталкивание от опоры и смещение ОЦТ волейболиста назад-вверх компенсируется в данном способе передачи уступающим движением рук в рабочей фазе, направленным назад-вниз. Заканчивается весь цикл движения смещением рук вверх-назад и затем вниз-назад, что происходит в результате отталкивания от опоры, выпрямления туловища, перемещения ОЦТ игрока назад-вверх и последующего его снижения при приземлении.
Нижняя передача двумя руками с падением-перекатом на спину в значительной степени расширяет диапазон действий волейболистов в защите. Этот технический прием применяется, когда мяч летит в стороне от игрока. При этом сектор обороняемой части площадки увеличивается на несколько метров. Предохраняя игроков от ушибов и травм в результате динамичности движений при группировке в момент переката, он становится одинаково доступным как для мужчин, тик и для женщин, юношей и девушек.
Быстрота выполнения переката с последующим переворотом в упор лежа способствует быстрому включению волейболиста и игру. Точный отскок мяча вверх достигается симметричным расположением сведенных вместе кистей рук.
Особенно успешно применяют технику приема мяча с падением-перекатом на спину волейболистки сборной женской команды Японии.
Техника приема мяча с падением-перекатом на спину заключается в следующем. Игрок, определив траекторию полета мяча, делает широкий шаг-выпад в сторону его полета (рис. 2.4, а, б), опуская туловище к бедру опорной ноги (рис. 2.4, в). Сзади стоящая йога — прямая и касается внутренним сводом стопы поверхности площадки. Руки волейболиста выпрямлены (кисти соединены вместе), вытянуты вперед-вниз и проходят над коленным суставом опорной ноги на выпаде. Взгляд игрока обращен на мяч. Затем волейболист, увеличивая сгибание правой ноги, смещает туловище за опору, отрывает от поверхности площадки сзади стоящую ногу и подбивает опускающийся мяч (рис. 2.4, г). После этого следует приземление на бедро — таз (рис. 2.4, д), перекат на спине (рис. 2.4, е) и переворот через правое плечо с выходом в положение упора лежа (2.4, ж, з, и). Перекат с последующим за ним переворотом осуществляется благодаря развиваемой туловищем инерции, получаемой в результате – быстрого снижения ОЦТ, выведения его за опору и отталкивания от нее в момент приема мяча. Из положения упора лежа волейболист, может быстро встать на ноги и включиться в игру.
Рис. 2.4. Техника приема мяча с падением-перекатом на спину
Техника нижней передачи с опорой на руки и падением-перекатом на грудь—живот
Большое значение для успешной игры в защите имеют приемы мяча с последующими падениями. Их применение является совершенно необходимым в том случае, когда мяч неожиданно изменяет свою траекторию и летит в стороне от игрока. При этом умение использовать прием мяча с падением значительно повышает игровую активность и расширяет диапазон действий волейболистов в защите. Наиболее распространенным и широко применяемым среди волейболистов мужчин является прием мяча снизу в броске с опорой на руки и падением-перекатом на грудь—живот. Учитывая анатомо-физиологические особенности женского организма, выполнение этого приема для женщин противопоказано. Техника «переднего броска» показана на рис. 2.5.
Движения правой (рис. 2.5, а) и левой (рис. 2.5, б) частей туловища в этом способе приема асимметричны и поэтому для иллюстрации представлены две контурограммы, изображающие правую и левую часть тела. Условно весь цикл движения можно расчленить на несколько последовательных фаз: передвижение по площадке с заключительным шагом-выпадом, отталкивание от опоры с выпрямлением и толчком впереди стоящей ноги, безопорную фазу с приемом мяча и приземление с опорой на руки и падением-перекатом на грудь — живот. Выполняя последний шаг передвижения, игрок постепенно выпрямляет правую ногу и переносит вес туловища на выставленную вперед и согнутую в коленном суставе левую ногу (угол ее сгибания 130°). При этом наклон туловища вперед значительно увеличивается. Руки игрока опущены вниз и отведены несколько назад для предстоящего махового движения. В фазе отталкивания левая нога почти выпрямлена в коленном суставе и соприкасается с площадкой лишь носком стопы, завершающим толчковое движение.
Рис. 2.5. Техника «переднего броска»
В результате этого движения ОЦТ игрока смещается вперед-вверх, а туловище выносится за опору и отклоняется вперед от вертикали на 106°, руки выносятся вперед и готовятся к приему мяча. Бедро правой ноги, согнутой в коленном суставе, расположено горизонтально к поверхности площадки.
В безопорной фазе левая нога, оттолкнувшись от опоры, начинает смещение вверх-назад и приближается к правой. Туловище игрока перемещается в пространстве вперед-вверх, угол наклона увеличивается до 112°.
Кисть правой почти выпрямленной руки производит удар по нижней поверхности мяча и затем несколько его сопровождает. При этом смещение правой руки вверх противоположно движению левой руки, которая смещается вниз для опоры о поверхность площадки.
После приема мяча туловище игрока продолжает находиться в безопорном положении, ОЦТ волейболиста начинает смещаться вперед-вниз по касательной к поверхности площадки, правая рука приближается к левой и также готовится к опоре.
С опоры рук о площадку начинается приземление. После этого в результате сгибания рук в локтевых суставах туловище, прогибаясь в поясничной части позвоночника, опускается вперед-вниз до соприкосновения груди и живота с площадкой. Для предотвращения травмы подбородка игрок в момент приземления отклоняет голову несколько назад.
Итак, можно сделать такие выводы:
· Волейбол (от англ, volley ball) — дословно мяч в воздухе, в смысловом значении в русском языке — летающий мяч. Остальная английская терминология (например, пас, драйв, аут, сэт и т. п.) была впоследствии заменена русскими синонимами (например, пас — передача, драйв — крюк, аут — «за», сэт — партия).
· Соревновательная деятельность в спортивных играх имеет много общего. И тем не менее каждая игра имеет существенные отличия, связанные с характером двигательной активности, способами взаимодействия с мячом, интенсивностью и продолжительностью нагрузок, а также с критериями оценки спортивного результата. Общим же признаком, находящим свое выражение в любой спортивной игре, является высокая психическая напряженность соревновательной борьбы, которая при равных силах соперников проявляется с особым драматизмом в кульминационные моменты спортивного противоборства.
· Характер игровой деятельности волейболиста обусловлен мгновенной сменой ситуации соревновательной борьбы, протекающей непрерывно, иногда в течение 2—2,5 ч.
· Исследования игровой деятельности волейболистов, и в частности изучение биомеханических характеристик движений, выполняемых в различных условиях соревнований, показывают неравнозначность условий, а вместе с тем и своеобразный характер изменчивости (вариативности) самих движений (А.В. Ивойлов, 1967; О.П. Топышев, 1968; С.Л. Фетисова, 1974; Э.К. Ахмеров, М. И. Брегер, 1977).
· В играх в настоящее время наиболее часто стала применяться нижняя передача двумя руками. Наблюдениями установлено, что в технике нижних передач имеются значительные различия в зависимости от встречной скорости полета мяча и высоты его траектории по отношению к игроку. Поэтому при описании разных способов нижней передачи необходимо учитывать эти различия и выявить на этой основе главный двигательный механизм, связанный с амортизацией и отскоком мяча от рук игрока.
· Техника нижней передачи мяча состоит из исходного положения и ряда последовательных фаз: встречного движения рук к мячу, фазы амортизации и отскока и сопровождающего движения.
1. Ивойлов А.В. Волейбол. – М., 1981 г.
2. Агашин Ф.К. Биомеханика ударных движений. – М., 1977 г.
3. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. – М., 1970 г.
4. Качашкин В.М. Методика физического воспитания. – М., 1980 г.
5. Козленко М.П. Теория и методика физического воспитания. – К.,1984 г.
6. Матвеев А.П. Теория и методика физической культуры. – М., 1991 г.
7. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Ашмарина Б.А. –М., 1990 г.