Однако обнаружить в доступной литературе сведений о темпе движений рук или ног ребенка при плавании обнаружить не удалось.
Представляется, что поскольку темп движений конечностей определяет частоту изменения направления их движений в вертикальной и горизонтальной плоскости, постольку происходит противоположное их взаимодействие с водной средой. Данный факт имеет принципиальное значение для оздоровительного влияния на организм больного ребенка существующих в воде электромагнитных полей.
Так, Д.Ф. Мосунов (2001), опираясь на теорию магнитогидродинамических течений жидкости (А.Н. Патрашев, 1970), обнаружил неизвестное ранее явление тройного отражения электромагнитных колебаний органов и систем организма при погружении человека в воду. Одна из составляющих излучений, выходя из тела наружу в окружающую водную среду, вызывает магнитогидродинамические поля. Эти поля организма усиливаются в резонансном режиме с магнитогидродинамическими полями воды и, в свою очередь, возвращаются назад изменяя условия функционирования органов и систем.
Е.З. Гак с помощью расчетов показала, что при протекании через магнитное поле воды, содержащей ионы, благодаря силам Лоренца возникают гидродинамические колебания разной частоты.
Из области физиологии известно, что поля при частоте 0,1 – 8,0 Гц сильно влияют на ритм сердечных сокращений, электрическую активность мозга и своеобразные динамические изменения в системе крови (В.И. Классе, 1973. – С. 18).
Известно (Б.И. Ткаченко, 1994), что в покое частота сокращений сердца составляет 60–80 циклов в минуту, что составляет продолжительность одного из них около 0,8 секунды. Темп, выраженный в герцах, составит 1,25 Гц. При больших спортивных нагрузках частота сердечных сокращений может достигать более 200 в минуту, темп при этом составит 0,30 Гц.
Можно полагать, что получению наших результатов положительного переноса пассивных двигательных действий конечностей и тела ребенка-инвалида способствовало формированию новых магнитогидродинамических условий взаимодействий водной среды организма и окружающей тело воды.
4. Технология индивидуального обучения плаванию детей с тяжелыми последствиями церебрального паралича
4.1 Методика индивидуального обучения плаванию детей с тяжелыми последствиями церебрального паралича
И.М. Сеченов (1886), классик физиологии, умело ставил и решал педагогические проблемы образования, в частности, изучая отличия произвольного движения от непроизвольного, отмечал, что «человек никогда бы не додумался до умения плавать, если бы не было воды на свете. В самом основном плане организации человека должна лежать идея самодвижимости, способности схватывать предметы руками, отталкивать их от себя». И далее, «в теле есть прирожденные, определенные нервно-мышечные сочетания, которые действуют сначала всегда целиком, т.е. целою группой нервов с их мышцами разом; но затем эти группы могут расчленяться в большей или меньшей степени».
В этом положении И.М. Сеченова мы видим возможности педагогического формирования и совершенствования двигательных действий нашего ученика, используя водную среду одновременно для «расчленения», с одной стороны, спастического состояния опорно-двигательного аппарата, и, с другой, – для «целостного» повышения тонуса ослабленных мышечных групп.
Мы полагали, что, опуская ребенка в воду:
> Во-первых, частично изолируем его от действия сил гравитации, погружаем в условия гидроневесомости, условия изменения деятельности всех систем. Тем самым, предоставляем ребенку возможность для свободного и самостоятельного формирования, прежде всего, способности «самодвижимости» в постоянно различных по направлению взаимодействия силах гидродинамического сопротивления движению, возникающих на конечностях и поверхности тела, движущихся относительно воды, порой, в разные стороны (вверх-вниз, вправо-влево, вперед-назад). Выполняет ли он эти движения самостоятельно или находится на руках тренера, гидродинамическое сопротивление будет непрерывно изменяться в пространстве, силе и продолжительности.
> Во-вторых, обеспечиваем многократное и неизбежное возникновение как принципиально новых, непривычных ощущений легкости тела и мягкого противодействия внешнего сопротивления, так и приложения суставно-мышечных усилий, состояния внутренних органов, например, актов дыхания, а также стрессовой готовности, изменения условий функционирования внутренних органов и систем.
> В-третьих, за счет повышения ощущений выполняемых движений вырабатываем у ребенка способность самоотличия правильного результата нормального движения, например, удержания у поверхности воды, от результата неправильного. В этой связи, у ребенка увеличиваются возможности научения самоконтролю путем формирования самоначинания и самозаканчивания необходимых движений при их самоусилении и самоослаблении.
Главная задача методики – научить ребенка плавать.
Цель технологии самоусвоения двигательных действий определяется в зависимости от общей цели данного занятия: научить ребенка держаться на воде, плавать на груди и на спине, проплывать 25 метров; научить спуску в воду, удерживать подвижную опору – доску, снимать рубашку, расстегнуть пуговицу, надевать носки и т.д. и т.п. Как правило, домашние дети с последствиями церебрального паралича не умеют самостоятельно одеваться и раздеваться, в отличие от детей – воспитанников детского дома или интерната.
В зависимости от поставленной цели определяются конкретные задачи по выполнению частных двигательных действий ребенка-инвалида. Конкретные задачи могут вставать перед тренером по плаванию неожиданно, подчас требуют мгновенного разрешения. Если тренер не имеет практического опыта по раздеванию – одеванию своих детей, младших сестренок и братишек, то литература ему в этом помочь не может.
Так, быстро встают перед тренером и ребенком-инвалидом задачи спуска в воду на первом занятии. Данная задача может быть поставлена условиями выполнения движений больного ребенка. Например, невозможность выполнения постановки ноги на лестницу при спуске в воду бассейна в силу нарушения координации двигательных действий или при отсутствии движений. Данное обстоятельство потребует от тренера выполнить рукой принудительную постановку ноги ребенка на ступеньку, одновременно поддерживая его другой рукой в состоянии устойчивого равновесия на другой ноге и т.д.
В нашей работе мы обращались к помощнику тренера за помощью при спуске и подъеме ребенка либо использовали специальную коляску, предназначенную только для транспортировки ребенка по помещениям бассейна, включая душевые установки, спуск в воду и подъем на борт бассейна.
В результате изучения специальной литературы были выделены основные особенности проявления двигательных действий больного ребенка, страдающего церебральным параличом, в различных формах заболеваний: двойная гемиплегия, спастическая диплегия, гемипаретическая форма, гиперкинетическая форма, мозжечковая форма.
Данное обстоятельство показывает, что отличительные особенности двигательных действий, их проявлений или, напротив, не проявлений, т.е. невозможность выполнить движения ввиду заболевания или поражения организма, можно выявить в литературных источниках.
По нашей рекомендации тренер в процессе эксперимента определял в результате бесед с родителями во время записи на занятия диагноз основного и сопутствующих заболеваний ребенка, знакомился с соответствующей литературой, чтобы представить предполагаемые проявления или не проявления движений своего ученика, формировал модель возможного передвижения ученика в помещениях плавательного бассейна и водной среде.
С этой целью необходимо было владеть информацией об условиях организации начального обучения, особенно об оборудовании и приспособленности необходимых помещений и служб плавательного бассейна для данного ребенка.
Анализ внешних условий выполнения двигательных действий начинался со знакомства с оборудованием и службами плавательного бассейна с целью выяснения приспособленности или не приспособленности помещений и готовности служб бассейна к работе с ребенком-инвалидом: раздевалка, душ, туалет. Оказалось, что ни один бассейн, в которых проводились эксперименты по начальному обучению плаванию детей-инвалидов, не оборудован для занятий с больными детьми.
Как показали результаты проведения нашего педагогического эксперимента, бассейн СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта – не самый удобный плавательный бассейн для работы с детьми-инвалидами из-за «глубокой воды» (до 5 метров), лестничных пролетов до 3-го этажа, холодных коридора и раздевалки, скользкого пола в душе и чаше бассейна. Вместе с тем, сам факт организации работы и возможности начального обучения плаванию детей-инвалидов, причем в любом возрасте и с различными заболеваниями и степенью поражений, заслуживает внимания и дальнейшего изучения.
В результате изучения условий плавательного бассейна по методике, предложенной Д.Ф. Мосуновым и В.Г. Сазыкиным (1998), нами были выявлены следующие условия возникновения критических ситуаций для детей-инвалидов с тяжелой формой церебрального паралича:
■ лестничные межэтажные переходы;
■ высокие пороги при входе на лестничные клетки;
■ отсутствие упоров о спину и подлокотников у скамеек в раздевалке;
■ отсутствие фенов для сушки головы;
систематически холодная вода в душе;
■ отсутствие опоры в душевой установке;
■ скользкий пол в чаше бассейна;
■ острые углы по периметру бассейна;
• вертикальный трап для спуска в воду;
■ трудности удержания за сливной бортик бассейна; «глубокая часть «мелкой части» бассейна;
■ отсутствие элементарных приспособлений для плавания: досок, кругов и тому подобных поддерживающих средств;
температура воды в чаше бассейна – 26–27 градусов (нужно 35 градусов).