Смекни!
smekni.com

Гидрореабилитация ребенка с последствиями детского церебрального паралича (стр. 7 из 23)

Предлагаются средства и методы преодоления критических ситуаций в процессе начального обучения плаванию детей-инвалидов «на суше» и «на воде» (Д.Ф. Мосунов и В.Г. Сазыкин, 1996; В.Г. Сазыкин, 2000).

Все авторы указывают на эффективность занятий в водной среде не только в плане обучения плаванию, но и в плане существенного улучшения двигательной, интеллектуальной и общественной деятельности больных детей, в том числе с тяжелыми поражениями. Отмечается доказанная на практике (Д.Ф. Мосунов, 1996, 2001) принципиальная возможность обучения плаванию подобных детей-инвалидов в возрасте от 2 до 18 лет.

Однако методика обучения, необходимая для ребенка, остается достоянием единичных специалистов, требует изучения и обобщения. Так, по неопубликованным данным кафедры гидрореабилитации и физкультурно-спортивной деятельности, более 800 детей с различными формами и последствиями детского церебрального паралича обучены плавать за последние 8 лет на базе СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта. Однако собственно методики обучения плаванию до настоящего времени опубликовано не было. В этой связи, учитывая положительный опыт работы специалистов в этой области, серьезные отставания в состоянии здоровья детей, представляется необходимым приступить к разработке методики начального обучения плаванию.

Отсутствие любой методики обучения предполагает ее разработку. Как правило, для разработки методики в качестве ведущих используют проблемный и исследовательский методы обучения (Ю.К. Бабанский, 1982), в том числе в спортивном плавании (Д.Ф. Мосунов, 1975; И.В. Клешнев, А.И. Погребной, 1996; Т.Г. Меньшуткина, 2001).

В результате изучения специальной литературы по церебральному параличу (Р.Я. Абрамович-Лехтман, 1966; К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, М.Л. Смуглин, 1972; Н.П. Рябуха, 1994; С.Ф. Курдыбайло, 1996) выделим предварительно в качестве исходных основные признаки, по которым в настоящей работе определяется тяжесть заболеваний детей – участников экспериментов по разработке методики начального обучения плаванию.

Во-первых, учитывая необходимость разработки методики начального обучения больных детей, исходим из того обстоятельства, что данные дети должны быть доставлены в бассейн. При этом минимальным и главным условием проявления двигательной активности ребенка является возможность его транспортировки на руках, что позволяет перемещаться с ребенком в помещениях и службах бассейна.

Данный критерий удержания ребенка в горизонтальном или вертикальном положении является исходным для организации занятий в бассейне детей с любой формой церебрального паралича.

Основанием выбора данного критерия как основного является возможность тренера удерживать ребенка у поверхности воды в процессе начального обучения плаванию, аналогично удержанию здоровых детей (Н.Ж. Булгакова, 1971: Т.И. Осоки-на, 1985; Т.С. Казаковцева, 1989; А.И. Погребной) и детейинвалидов с любой тяжестью заболеваний и поражений (Д.Ф. Мосунов, В.Г. Сазыкин, 2000).

Во-вторых, ведущими условиями для самостоятельного передвижения «на суше» и в водной среде, в том числе на мелком месте бассейна, являются двигательные действия ногами.

Основанием выбора данного критерия служат возможности ребенка при поддержке тренера стоять на дне погруженным по плечи в воду, аналогично упражнениям со здоровыми детьми (А.И. Погребной, 1996).

В-третьих, ведущими условиями для самостоятельного выполнения захватов предметов руками являются двигательные действия пальцев.

И.М. Сеченов (1866), П.Ф. Лесгафт (1904) отмечают, что формирование и развитие мелких движений кистью у новорожденного способствуют развитию умственной деятельности.

Известно, что в плавании основные гидродинамические силы тяги, способствующие продвижению тела человека в водной среде, возникают на поверхности кисти. Кисть начинающего пловца служит для удержания тела у борта бассейна, для захвата плавательной доски, поручня для спуска в воду (Т.В. Ермилова, 1983; Т.С. Казаковцева, 1989).

В-четвертых, нормальные движения ног и рук обеспечиваются функционированием суставов (Д.Д. Донской, 1995).

Критерий оценки двигательных действий ребенка в суставах ног и рук позволит получить количественные характеристики по углу их сгибания в соответствующих суставах.

В-пятых, при обучении любому двигательному действию ведущим принципом теории и практики физической культуры и спорта является принцип сознательности и активности (Л.П. Матвеев, 1991). Учет двигательных действий ребенка с данных позиций позволит идентифицировать спонтанно выполненные движения от целенаправленных, опознать в случайно выполненных в воде движениях ребенка какой-либо элемент техники пловца и на этой основе определить направление разработки индивидуальной методики обучения.

В-шестых, выполнение любых двигательных действий ребенка невозможно без применения мышечных усилий, прежде всего, направленных на удержание тела у поверхности воды и продвижения в ней. Все это требует выработки сложной координации движений.

В-седьмых, особое внимание при обучении двигательным действиям в условиях водной среды уделяется согласованию движений с дыханием, а именно выполнением вдоха, задержки дыхания на вдохе, выдоха, следующего вдоха и поддержанием ритма дыхания (Н.Ж. Булгакова, А.К. Дмитриев, А.И. Погребной, 1997).

При оценке двигательных действий ребенка-инвалида следует учитывать качественный и, где возможно, количественный характер движений, таких как: время, темп, скорость и амплитуда движений в суставах, мимика, эмоции, звуки. При проведении научных исследований необходимо использовать аппаратурные методики.

1.4 Основные признаки соответствия двигательных действий ребенка-инвалида в условиях водной среды средствам и методам начального обучения плаванию

Выбор дидактических признаков предполагаемых двигательных действий и условий их усвоения в водной среде ребенком-инвалидом по их соответствию средствам и методам начального обучения плаванию в настоящей работе выполнялся с учетом выдвинутой И.М. Сеченовым (1866) концепции о развитии двигательной и интеллектуальной деятельности.

Предложенная И.М. Сеченовым концепция развития двигательной и интеллектуальной деятельности сохраняет, анализирует и обобщает многовековой опыт, открывает новые направления научных исследований и практической деятельности не только в физиологии, но и в педагогике физического воспитания и развития человека. Мысли, убежден И.М. Сеченов (1886), соответствует предшествующее чувственное впечатление. «Насколько мысль представляет членораздельную группу в пространстве и во времени, связке в чувственной группе всегда соответствует двигательная реакция упражненного органа чувств, входящая в состав акта восприятия. При сопоставлении зрительного, осязательного и других форм чувствования мышечное чувство придает, с одной стороны, впечатлению членораздельность, с другой – связывает звенья его в осмысленную группу».

Следует отметить большое значение тесной взаимосвязи двигательной и интеллектуальной деятельности для физического и умственного развития больного ребенка, а именно, замечание И.М. Сеченова об акте сопоставления предметов мысли по сходству, при котором «деятелями являются органы памяти. Говорю не орган, а органы потому, что для физиолога это суть центральные придаточные снаряды к органам чувств и всем заучиваемым человеком сложным движениям».

То есть, говоря современным дидактическим языком, за «органами» вскрывается дидактические средства самоучения человека.

П.Ф. Лесгафт (1908), анатом, педагог, человек широкой эрудиции в продолжение идей, заложенных в концепции И.М. Сеченова, показал, что двигательная деятельность при выполнении физических упражнений укрепляет не физическое, но умственное состояние человека, развивая как дух, так и тело.

Последующие работы Н.А. Бернштейна (1947), П.К. Анохина (1949), Н.И. Жинкина (1958), А.Р. Лурия (1962) и др. показали важнейшую роль действия и «обратной афферентации» в управлении речевой функцией, поведением и психическими процессами. Наконец, на основе экспериментальных данных А.В. Запорожец (1963, 1967) и другие авторы выдвинули теорию кольцевой зависимости в формировании восприятия и действия (М.М. Кольцова, 1967).

Большое значение в развитии восприятия и интеллекта ребенка придается деятельности. Первые экспериментальные и клинические исследования в этом направлении связаны с именами Л.С. Выготского (1934), С.А. Рубинштейна, 1948, А.Н. Леонтьева, 1959, Р'ще, 1923 и его школы \Уа11оп 1956, 1967.

Отклонение или отставание в состоянии здоровья, деятельности органов и систем ребенка приводит к задержке нормального развития. У ребенка, страдающего церебральным параличом, в силу двигательной недостаточности формирование сенсорного восприятия может быть нарушено на самых ранних этапах его становления. Так, нарушение моторного аппарата глаз, а также недоразвитие статокинетических рефлексов способствуют ограничению поля зрения у таких детей. В то же время доказана связь развития поля зрения с формированием произвольного внимания, пространственного восприятия и познавательных процессов (Б.Г. Ананьев 1964; М.Б. Эйдинова, 1959).

Патология двигательной функции у детей, страдающих церебральными параличами, является одним из важнейших факторов, замедляющих и искажающих интеллектуальное и психическое развитие. Патологическое состояние зрительного и слухового восприятия в результате поражения рецепторных систем также может приводить к недоразвитию познавательной деятельности, речи и интеллекта этих детей. Развитие активной деятельности в конечностях, особенно в дистальных отделах, по функции наиболее сложных, возможно лишь тогда, когда для этого создаются определенные предпосылки, – развивается кинестезия, обусловливающая нормальную афферентацию (К.А. Семенова, 1968).

У детей, страдающих церебральными параличами, не возникает непонимания схемы своего тела в таком масштабе и в таком смысле, как это наблюдается у взрослых больных, при соответствующей локализации процесса. Дети с сохранным интеллектом знают расположение своих конечностей, хорошо различают правое и левое. Однако многие из них «забывают» пользоваться своими пораженными конечностями даже в тех случаях, когда парезы конечностей у них не значительны. Как справедливо заключает Нон: (1963), дети игнорируют свою пораженную руку и редко пользуются ею, что отмечается очевидностью и в случае умеренного поражения.