Смекни!
smekni.com

Гимнастика (стр. 3 из 4)

Приземление

Техника приземлений бывает различной и зависит от того, выпол­няется ли прыжок в остановку или соединяется с последующими. При­земление в остановку (в «доскок») требует действий, обеспечивающих прекращение вращения тела в полете (конечно, при условии правильно выполненных действий во всех предыдущих фазах). К ним относятся выпрямление тела после сальто в группировке и прекращение конусо­образных движений в пируэтах. Для смягчения ударных нагрузок гимнаст должен приземляться на носки с переходом на всю стопу и упругим сгибанием ног и туловища в положение круглого полуприседа. Для устойчивости стопы ставятся параллельно, на расстоянии 10—15 см одна от другой.

Приземление в переход связано с сохранением вращательного дви­жения тела в момент опоры на ноги, что предопределяется действиями гимнаста в предыдущих фазах (более пологой траекторией полета; «перекрутом» по сальто за счет более плотной и быстрой группировки и более позднего выпрямления тела, а также постановкой ног на опору ближе расчетной точки пересечения параболы движения о. ц. т. в полете с опорной поверхностью). Приземление в переход характерно для прыж­ковых комбинаций.

Вольные упражнения

Множество элементов, используемых в вольных упражнениях, трудно уложить в стройную научную классификацию, подобную естественной классификации маховых элементов на снарядах. Тем не менее с целью облегчения процесса обучения на основании закономерностей техники определена классификация элементов вольных упражнений. Охарактеризуем особенности отдельных групп элементов, боль часть которых носит динамический характер, а меньшая статический.

Прыжки. Это типичная для вольных упражнений обширная группа элементов с ярко выраженной полетной фазой после толчка ног или руками. В нее входят все акробатические прыжки и прыжки гимнастического и хореографического характера.

Прыжки с ног на ноги без переворачивания через голову" выполняются на месте и с продвижея в различных направлениях, с поворотами и без них, с двух ног и с од ноги на две ноги и одну ногу (прыжки прогнувшись, согнувшись, ноги врозь, махом ноги вперед и назад, с поворотом на 360° и т. п.).

Прыжки с ног на ноги с переворачивай и I через голову (различные сальто) могут выполняться с вращением тела вперед, назад или в сторону, на месте и с продвижением, с поворотом и без поворота, с отталкиванием двумя ногами или одной, с приземлением на обе ноги или на одну. В зависимости от вида и сложно! сальто тело при вращении может быть в различных положе (основных позах безопорной фазы): в группировке, согнуышись, прогнувшись, полугруппировке, выпрямившись.

Прыжки с ног на руки без переворачивания рез голову связаны с относительно несложными движениями после толчка ногами до момента касания руками опоры (прыжок в стойку на руках, то же с перекатом через грудь, с последующим кувырке вперед и т. п.).

Прыжки с ног на руки с переворачивание через голову более сложны и выполняются с вращениями вперед (полтора сальто вперед в кувырок, полтора твиста в кувырок или назад (фляки в упор лежа, в упор на лопатках) до момента касания руками опоры.

Комбинированные прыжки с ног на руки и с рук на ноги— это группа элементов, сочетающих технику двух видов прыжков. К примеру, фляк можно представить как соединение прыжка назад с ног на руки с переворачиванием через голову е после­дующим прыжком с рук на ноги. Аналогичен и переворот вперед толч­ком двумя. К комбинированным прыжкам можно отнести также эле­менты, первая часть которых по характеру не является прыжковой (рондат, переворот вперед, переворот с опорой головой и руками).

Перевороты не прыжкового характера в отличие от акробатических выполняются без фазы полета. К данным переворотам отнесены элемен­ты с быстрыми или медленными переходами с ног на руки или с рук на ноги. Перевороты можно делать вперед, назад и в сторону (например, наклоном вперед стойка на руках, наклоном назад переворот в стойку на руках, переворот в сторону в стойку на руках). Техника переворотов требует хорошего развития силы (медленные выходы в стойку на руках

гибкости (перевороты назад через стойку на руках, перевороты с выкрутом — «Меникелли»), чувства равновесия (перевороты в стойку на руках).

Перекаты — это элементы, выполняемые с последовательным каса­нием опоры частями тела. Различают перекаты без переворачивания через голову (перекат через грудь со стойки на руках в упор лежа; со стойки на лопатках в стойку ноги врозь) и с переворачиванием через голову (кувырки вперед, назад и в сторону). Общее в технике перека­тов — округление туловища для смягчения движения на опоре, группи­ровка при кувырках и изменение степени прогибания или сгибания тела при перекатах через грудь или спину.

Перемахи ногами являются группой типично гимнастических эле­ментов вольных упражнений. Они подразделяются на прямые, выпол­няемые в переднезаднем направлении, и круговые, выполняемые в сторону, с движением стоп в горизонтальной плоскости.

Повороты — важнейшая составная часть техники прыжков, перево­ротов, перемахов ногами. В данную же группу объединены повороты, выполняемые на ногах, на руках, в смешанных упорах (поворот на 180 или 360° на одной ноге, поворот кругом прыжком, поворот кругом в стойке на руках, поворот на 180 или 360° в упоре лежа и т. п.).

Повороты данной группы выполняются на опоре и способом «от опоры» и подразделяются на повороты с сохранением равновесия (на одной ноге, в стойке на руках) и без сохранения равновесия (в сочетании с падениями, выпадами и т. п.). Наиболее характерны механизмы пово­ротов на опоре и «от опоры» переступанием, отталкиванием и скручи­ванием.

Хореографические элементы заимствованы из классического, народ­ного, характерного и современного танцев. Исходя из классификации, технику каждого хореографического элемента можно рассматривать как технику прыжков, поворотов, равновесий, элементарных движений и поз. В то же время ярко выраженный стилизованный характер, соот­ветствующий канонам танца, придает им особую выразительность, что отличает их от гимнастических и акробатических движений.

К подгруппе мимических элементов относятся выражение лица, взгляд, сопутствующие элементам упражнений и придающие им опреде­ленный смысл.

В подгруппе движений телом и его частями можно выделить движе­ния руками, ногами, головой, туловищем, комбинированные движения. Подгруппа передвижений включает в себя перемещения гимнаста ша­гом, бегом, прыжками (приставной шаг, вальс, галоп, различные прыж­ки с ног на ноги).

Элементарные движения в вольных упражнениях используются для соединения более сложных элементов и частей. Это многочисленная группа технически несложных движений, выполняемых как отдельными частями тела, так и всем телом в соответствии с требованиями гим­настического стиля. В упражнениях гимнастов младших разрядов их доля более значительна.

Как и в хореографических упражнениях, точность исходных и конеч­ных положений, пластичность, ритмичность самих движений служат критериями оценки качества их выполнения.

Равновесия — это группа статических элементов, трудность ко­торых состоит в неподвижном удержании точного положения тела (позы) на уменьшенной площади опоры. Трудность равновесий зависит также от самого положения тела, а также от способа «входа» и «выхода» из равновесия, которые могут быть весьма сложными. Равновесия выполняются на двух и одной ноге, на двух руках и одной руке, с верти­кальным и горизонтальным положением тела, лицом, боком или спи­ной к опоре.

В технике сохранения равновесия существенную роль играет балан­сирование, т. е. удержание тела в положении, при котором проекция о. ц. т. не выходит за границы площади опоры. Балансирование осу­ществляется благодаря тонкой координации движений, в которой нема­ловажная роль принадлежит и силовому компоненту.

Позы делятся на элементарные и комбинированные положения, а также силовые элементы. Основная трудность поз заключается в уме­нии сохранить точное положение тела в течение 1—2 сек. К элементарным и комбинированным положениям предъявляются те же требования, что и к элементарным движениям, особенно в отношении 'исходных и конечных положений, связующих одни движения с другими.

Статические силовые элементы (горизонтальный упор, высокий угол и др.) выполняются в вертикальных и горизонтальных упорах на руках. Их трудность во многом зависит от того, каким способом гимнаст принимает положение: движением вниз или вверх, с быстрой остановкой или медленной.


Список использованной литературы:

1. Богатырев В.С. Методика развития физических качеств юношей: Учебное пособие. – Киров, 1995 г.

2. Вострокнутов В.С. Формирование основ здорового образа жизни учащихся общеобразовательных школ (методическая разработка). – Москва.,Изд. Регион, 2000.

3. Вострокнутов В.С. Формирование интереса учащихся к занятиям физической культурой // Методические рекомендации. - Москва: Изд. Регион, 1999.

4. Воробьева С.П. Показатели физического здоровья как фактор формирования интереса учащихся к занятиям физической культурой // Олимпийское образование и олимпийский спорт: история, состояние и перспективы развития в Челябинской области (тезисы II обл. науч. конф. молодых ученых и студентов). — Челябинск, УралГАФК, 2000.