Смекни!
smekni.com

Города "Золотого Кольца", как уникальные туристские объекты (стр. 3 из 6)

Живопись собора сохранилась фрагментарно. К росписи 1161 г. относятся фигуры пророков между колонками северного аркатурного фриза (в северной галерее).

Вопрос о количестве глав этого храма до недавнего времени являлся весьма спорным (в частности, Е. Е. Голубинский полагал храм пятиглавым, Н. Н. Воронин — одноглавым). В начале 2000-х годов анализ летописных источников, проведенный Т. П. Тимофеевой, и архитектурно-археологические исследования С. В. Заграевского показали верность гипотезы Е. Е. Голубинского о пятиглавии храма Боголюбского.

После пожара 1185 года Всеволод III значительно расширил собор. К храму Боголюбского были пристроены боковые галереи, и он оказался как бы внутри нового большого собора. Увеличилась также алтарная часть, а по углам были поставлены четыре малые главы. Собор стал пятинефным и более вместительным (ширина — 30,8 метра, длина без учета апсид — 30 метров).

Членение стен галерей Всеволода повторило членение стен собора 1158—1160 годов. Закомары галерей расположились несколько ниже закомар собора Андрея, что придало храму в перестройке 1186—1189 годов некоторую «ступенчатость». Новые апсиды были вынесены к востоку от старых. В галереях Всеволода отсутствуют угловые компартименты с северо-востока и юго-востока, а восточные малые главы сдвинуты к западу и существенно меньше западных глав.

В стенах собора Андрея Боголюбского при перестройке были пробиты дополнительные арки, призванные обеспечить единство внутреннего пространства храма. Хоры собора после перестройки слились с хорами собора Андрея, образовав единое пространство значительной площади.

Фасады всеволодовых галерей членятся по вертикали пилястрами с колонками на прясла, плавно завершающиеся вверху закомарами. Аркатурно-колончатый пояс, состоящий из 114 колонок, разделяет плоскости стен на два яруса, каждый из которых имеет свой ряд щелевидных окон: более простых и узких — внизу, более широких, с перспективными скосами — вверху.

Суровые глади внешних стен слегка оживлены рельефами, некоторые из которых перенесены сюда со стен собора Андрея Боголюбского, а некоторые выполнены заново во времена обстройки собора Всеволодом III.

Фигуры Артемия и Авраамия в юго-западном углу древней части собора, а также фигуры на заиконостасных столпах относятся к росписи 1189 г.

Относительно строителей галерей Всеволода летопись отмечает, что князь «иже не ища мастеров от Немець, но налезе мастеры от клеврет святое Богородици и от своих».

В стенах галерей, в специально созданных нишах-аркосолиях, были захоронены многие представители владимирского великокняжеского дома, а также епископы. В северной галерее захоронены сами строители собора — князья Андрей Боголюбский и его брат Всеволод III.

От первоначальных фресок Успенского собора до наших дней сохранились только фрагменты. Вновь собор был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Чёрным (1408). От росписи сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма. Большинство дошедших до нас фресок были выполнены в XIX веке.

Рядом с собором в 1810 году была сооружена стройная колокольня. Колокольня представляет собой четырёхъярусное сооружение, имеющее в основании четыре угловых столба, с арочными проёмами (ныне заложены), и завершающееся высоким золоченым шпилем. В 1862 году по проекту архитектора Н. А. Артлебена между колокольней и Успенским собором был построен Георгиевский придел, который с севера слился с нижним ярусом колокольни.

В 1886—1891 стены собора во многих местах были заново облицованы белым камнем. Тогда же утраченные на фасадах рельефы были заменены новыми, отличить которые от древних помогает более сухая графическая манера их резьбы.

Успенский собор включен в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».

В настоящее время Успенский собор находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника, является главным кафедральным собором Владимирской епархии. В храме проводятся регулярные службы, в остальное время он открыт как музейная экспозиция.

Старинные фрески собора находятся в опасности из-за несоблюдения норм температурно-влажностного режима, связанного с использованием собора не только в качестве музея, но и в качестве действующего храма[2].

Дмитриевский собор

Храм (XII в.) во имя святого Дмитрия Солунского построил князь Всеволод Большое Гнездо, в крещении Дмитрий. Строительство собора связывают с рождением одного из сыновей князя, также крещеного Дмитрием. Постави церковь камену на своём дворе, в своё имя , - сообщает летопись.

Уникально декоративное убранство Дмитриевского собора - более тысячи резных камней.

Центральный, самый крупный рельеф с надписью - сидящий на троне библейский Давид - пастух, псалмопевец, царь и пророк. К трону Давида, как бы славя Творца, собирается вся тварь земная и небесная: львы и барсы, птицы и грифоны. Есть и другие персонажи - Александр Македонский, Самсон, побеждающий льва, Соломон, совершающий свои знаменитые подвиги Геракл. На рельефе северного фасада изображен сам князь Всеволод с сыновьями. В сложной системе средневековых образов все имело свой символический смысл, и пластическое убранство Дмитриевского собора языком иносказаний говорило об идеальных человеческих качествах, о самом главном - о смысле жизни. Фрески, современные зданию, уцелели только под хорами - сидящие апостолы и ангелы из композиции Страшный суд на центральном своде, Шествие в рай и Лоно Авраамово на южном своде.

Памятник внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

2.1.2 Монастыри и церкви

Рождественский монастырь.Богородице-Рождественский монастырь был основан в 1191 г. на территории городского кремля князем Всеволодом Большое Гнездо. В тот же год здесь был возведён белокаменный Рождественский собор. Только в середине 16 в. уступил первенство Троице-Сергиевой лавре. В 1263 г. здесь был похоронен великий владимирский князь Александр Невский, принявший перед кончиной монашеский постриг. В сер. 18 в. волею дочери Петра I Елизаветы Петровны монастырь был обращён в архиерейский дом.

В настоящее время на территории монастыря, который был вновь освящён в 1991 г. сохранились постройки 17-18 веков: святые врата с церковью Александра Невского, Христо - Рождественский храм, архиерейские палаты, братский корпус. На месте разрушенного в 1930 г. белокаменного Рождественского собора возведён новый храм, вновь построена шатровая колокольня.

Богородицкая церковь. Единственный сохранившийся в городе памятник культовой архитектуры 17в.

Церковь построена в 1649г. на средства владимирских купцов. Долгое время при ней был женский монастырь, после упразднения которого храм стал домовой церковью находившейся рядом семинарии. В начале 90-х годов прошлого века церковь была передана общине старообрядцев.

Вознесенская церковь. Украшенная кокошниками и фигурными наличниками церковь возведена на высоком городском холме в 1764г. В древности на этом стратегически важном месте располагался деревянный Вознесенский монастырь, сожжённый татаро-монголами во время нашествия 1238г.

Храм действующий.

Георгиевская церковь. В 1157г. Юрий Долгорукий поставил на княжеском дворе белокаменный собор в честь своего небесного покровителя святого великомученика Георгия Победоносца. Собор сгорел и на его фундаменте в 1784г. был построен новый храм.

Князь-Владимирская церковь. Построена в 1785г. на территории загородного кладбища. Храм принадлежит к типу трапезных церквей (с западной стороны позднее была пристроена придельная трапезная церковь). В конце 19 в. по проекту епархиального архитектора Н.Д.Корицкого была возведена колокольня. У южной стены храма похоронены уроженцы Владимира братья Столетовы - генерал от инфантерии Н.Г. Столетов и выдающийся русский физик А.Г.Столетов.

Константино-Еленинская церковь. Церковь построена во второй половине 18 в. на территории основанного в 14 в. московским митрополитом Алексием одноимённого монастыря. После того, как из-за ветхости зданий и скудности средств содержания в 1775 г. обитель была закрыта, храм был передан общине села Доброе. Сто лет спустя на средства крестьянина М.Д. Куликова рядом с церковью была выстроена колокольня.

Михайло-Архангельская церковь. Церковь и шатровая колокольня построены в 1788 г. на средства прихожан села Красное. Храм освящён в память Архангела Михаила - предводителя небесного ангельского воинства. Церковь была закрыта в 30-е годы и вновь открыта в начале 90-х годов прошлого века. При церкви сохранилось старое сельское кладбище.

Никитская церковь. Построена во 2-ой половине18 в. на средства владимирского купца С. Лазарева на месте Козьмо-Демьяновского монастыря и освящена в память святого мученика Никиты. Храм в первоначальной своей фигуре был в три света, двухэтажный с двумя престолами: во имя Козьмы и Демиана - внизу, в честь усекновения главы Иоанна Крестителя - вверху , - писали Владимирские ведомости в 1872 г. Церковь была закрыта в 1938 г. Сейчас в ней располагаются реставрационные мастерские.

Николо-Кремлёвская церковь. Памятник архитектуры середины 18 в., церковь названа в честь святителя Николая Чудотворца. Её месторасположение - территория бывшего городского кремля.

В 20-е годы прошлого столетия храм был закрыт. С 1962 г. здесь размещается городской планетарий.

Спасо-Преображенская и Никольская церкви .Храмы расположены на месте княжеского двора Андрея Боголюбского, который некогда украшала белокаменная церковь Спаса. Позднее здесь образовался Спасский Златовратский монастырь, просуществовавший до 1764 г. Существующие в настоящее время Спасо-Преображенская и Никольская церкви построены в 17- 18 веках по типу парных церквей (большой холодный летний и маленький тёплый зимний храмы).