Памяти жертв одного из погромов 2 марта 1942 года, посвящен мемориал, известный под названием «Яма» (на пересечении ул. Мельникайте и ул. Заславская). Сейчас в этом стихийно сложившемся названии ощущается страшный символизм: это действительно Яма, от которой веет холодом смерти. Центральное место мемориала занимает памятник, который минчане называют «Черным обелиском». Это самый первый сохранившийся памятник на территории всего бывшего Советского Союза в память об евреях – жертвах нацизма. Установлен в 1946 году на средства, собранные минчанами.
Долгое время Черный обелиск был единственным памятным знаком на месте захоронения жертв погрома. В 2000 году была проведена реконструкция мемориала. Наверное, символично, что автор проекта реконструкции Леонид Левин в свое время принимал участие в создании мемориала на месте сожженной Хатыни. Леонид Левин – заслуженный архитектор Беларуси, лауреат Ленинской премии, председатель объединения еврейских организаций и общин Беларуси.
Открытие обновленного мемориала «Яма» состоялось 10 июля 2000 года. И вот тогда у входа появилась стилизованная менора – семисвечник, один из символов иудаизма, а вдоль ступенек, ведущих в Яму – скульптурная композиция «Последний путь». Ее автор – известный скульптор Эльза Поллак, сейчас живет в Израиле. Она знает об ужасах гетто не понаслышке. Еврейка из Словакии, она прошла через ад Освенцима.
В бронзе композиция отлита белорусским скульптором Александром Финским.
Традиция иудаизма запрещает изображение человека, поэтому здесь нет ни одного конкретного образа, ни одного реального лица. В символических бронзовых фигурах лишь угадываются старик-раввин, мать с ребенком, юная девушка, мальчик-скрипач… Это тени людей, что спускаются в свой последний путь – и поднимаются к небу… 27 переплетенных между собой фигур уходят из гетто на смерть, в последний путь, и мы, живые, спускаемся рядом с ними по крутым гранитным ступеням.
До войны это место тоже называли Ямой. Это и была яма – карьер, где брали песок для строек. Зимой дети любили кататься здесь на санках. Когда оккупанты создали гетто, Яма оказалась на самой его окраине. Трагическая история произошла здесь 2 марта 1942 года.
Накануне, 1 марта, юденрату – еврейскому совету гетто – было сообщено, что 5 тысяч евреев из гетто будут якобы «переселены». Они должны быть отобраны юденратом и собраны для отправки, каждый мог взять с собой багаж весом до 5 кг. Узники гетто догадались о подлинной цели «переселения» и утром 1 марта ни один еврей к юденрату не пришел. Тогда в гетто ворвались специальные команды. Людей силой выгоняли из домов; тех, кто сопротивлялся – убивали. В домах и на улицах остались лежать сотни трупов. Кровь ручьями стекала по улицам гетто.
Более двух тысяч человек удалось согнать на станцию Минск-Товарный. Их загнали в длинный состав – около 40 вагонов, который был отправлен в Койданово (станция в 30 км от Минска, современный Дзержинск). Там уже были подготовлены длинные траншеи, в которых 2 и 3 марта полицией безопасности и СД были расстреляны все прибывшие евреи.
Более тысячи раненых и мертвых евреев осталось в гетто. Их приказали баграми стаскивать сюда, в яму, и складывать штабелями, как дрова. Затем приехали машины с саперами. В мерзлом обрыве выкопали углубление, заложили взрывчатку. Произошел мощный взрыв, и земля от обвала накрыла братскую могилу. Не все похороненные были мертвы. Еще сутки земля шевелилась.
Сразу после войны минчане начали сбор денег для возведения памятника жертвам погрома, и уже в августе 1946 года был установлен Черный обелиск. Его авторы – не скульпторы и не архитекторы. Делала памятник бригада каменотесов. Руководил всеми работами старший мастер похоронного бюро Мордух Абрамович Спришен. Текст на идиш написал еврейский поэт Хаим Мальтинский, вернувшийся с фронта без ноги.
С тех пор каждый год – 2 марта, в день погрома, и 9 мая, в день Победы, сюда приходят люди. Зажигают свечи, приносят цветы. Звучат воспоминания, молитвы, стихи…
Снова тянется к солнцу на склонах трава.
Здесь сегодня, как будто впервые, увидишь
Черный камень и скорбные эти слова,
Что начертаны справа налево на идиш.
Гетто существовало 800 дней. 1100 дней длилась оккупация Минска. В оккупированном городе была создана сеть концлагерей. Но минчане не покорились. Ни одного дня фашисты не чувствовали себя в безопасности. Земля горела у них под ногами. Уже на следующий день после захвата Минска в парке Челюскинцев на окраине города были обнаружены трупы немецких солдат. Через месяц возникли первые подпольные организации. Уже осенью 1941 года был создан минский подпольный горком Коммунистической партии Беларуси, который объединил разрозненные подпольные группы. Его секретарем стал Исай Казинец. За годы оккупации подпольщики Минска провели полторы тысячи диверсий. Весной 1942 года горком начал издавать подпольную газету «Звязда», редактором которой был Владимир Омельянюк. «Пуля ранит одного, а слово – тысячи», говорил он. Десятки тысяч минчан ушли в партизаны. В сентябре 1943 года совместными действиями партизан и подпольщиков была проведена операция по уничтожению палача белорусского народа, наместника Гитлера в Беларуси гауляйтера Вильгельма Кубе.
Самым старшим участником подпольной борьбы в Минске был 67-летний врач-хирург, профессор Евгений Владимирович Клумов. Работая в 3-й клинической больнице, он переправлял партизанам лекарства и медицинское оборудование, лечил раненых партизан, создал два партизанских госпиталя.
Самой младшей среди минских подпольщиков была 10-летняя Люся Герасименко.
Их именами названы улицы города.
Проспект Победителей – одна из красивейших улиц нашего города. Справа, между проезжей частью и комплексом высотных зданий, создана пешеходная зона. Ее украшают скульптурные группы, символизирующие четыре времени года и соответствующие им народные праздники: «Гуканне вясны», «Купале», «Свята ураджаю» и «Каляды».
Слева – спортивно-парковая зона. Дворец спорта построен в 1966 году по проекту Филимонова и Малышева. Проект оказался настолько удачным, что был использован при строительстве подобных объектов в Челябинске и Волгограде. Дворец спорта – первое в Беларуси крытое спортивное сооружение, построенное по новой асимметричной планировочной схеме. Трансформация зала и арены даёт возможность проводить состязания по 22 видам спорта, а также концерты и собрания. Дворец имеет площадку с искусственным льдом. Его трибуны во время соревнований вмещают 4 тысячи болельщиков, а во время концертов – 5 с половиной тысяч зрителей. Всего в Минске 2000 спортивных сооружений, среди них более 20 стадионов и 30 плавательных бассейнов. Спортсмены Минска известны на международной арене.
С эстакады, соединяющую проспект Победителей с центром города, видна одна из древнейших улиц города – Немига. Справа внизу – самое старинное сооружение Минска, Петропавловская церковь, которую минчане называют «Желтой» из-за цвета штукатурки ее стен. Церковь построена в 1613 году на средства, собранные православными горожанами. Участок земли подарила княжна Друцкая-Горская. При церкви существовало православное братство и школа.
После присоединения Минска к Российской империи в 1793 году церковь назвали Екатерининской в честь российской императрицы. Екатерина сама сделала церкви подарки: свой личный гардероб и три серебряных подсвечника. В годы советской власти в церкви был архив, сейчас она возвращена верующим.
Проспект Независимости (пр. Франциска Скорины) соединяет пять главных площадей Минска. Первая – площадь Независимости, Вторая – Октябрьскую площадь, которая прежде носила название Центральная. До середины 19 века здесь был пустырь, а потом возник Новый рынок. Самое старое здание на площади – театр имени Янки Купалы, построенный в 1890 году как городской театр. Это первое театральное здание нашего города. Сквер, в котором стоит театр, был разбит в 1869 году и назывался Александровским в честь Александра Невского. В центре парка в 1874 году в честь пуска водопровода установлен фонтан с бронзовой композицией «Мальчик с лебедем».
Во время войны оккупанты использовали сквер как место казни схваченных подпольщиков. В память о патриотах в сквере установлен мемориальный знак: колючая проволока и следы босых ног на гранитных плитах.
За сквером просматривается здание бывшего Центрального комитета Коммунистической партии Беларуси, сейчас – резиденция президента Беларуси – А.Г. Лукашенко.