Смекни!
smekni.com

Загородный маршрут в село Сикачи-Алянь Хабаровского края (стр. 3 из 5)

Побывав на экскурсии, вы ознакомитесь с историческими местами села Сикачи-Алянь, которые так же считаются археологическими местами. Вы узнаете всю историю, быль и реальность этих «магических» камней, сможете их мощь и величие, окунуться в прошлое и забыть о тяготах повседневной жизни. Ведь говорят, что самые ранние из камней древнее египетских пирамид, расположенных вблизи национального нанайского села Сикачи-Алян и озера Болонь, которое является крупнейшим орнитологическим заповедником, знаменитое тем, что в окрестностях озера в прошлом находились буддийский храм и древние поселения.

Вторая часть экскурсии будет проходить в Культурно досуговом центре Сикачи-Алиня.

Который включает в себя школу с музеем, детский сад, библиотеку, клуб, спортивный зал и школьные мастерские. Все это очень интересно и познавательно, соприкоснуться с древней культурой и познать быть народов заселяющий Дальней Восток. Побывать в экологической тропе ее определяют редкие и эндемичные виды флоры и фауны Дальнего Востока ценных в научном и познавательном плане. Свыше 1500 видов растений определены в окрестностях с. Сикачи-Алян.

Третья часть экскурсии будет проходить в школьном музее, который поведает нам о быте и традициях местного народа. Показ музейных экспозиций начинается с археологических коллекций, составленных из находок, полученных от местных жителей и в ходе раскопок.

После прогулки по комплексу гостям предложат обед из национальных блюд. Здесь вас ждут великолепно приготовленные осетр, ауха, максун, красноперка, сазан. Тарелка наваристой ухи и амурская рыба, запеченная в шарабане до румяной корочки, станут удачным завершением незабываемого дня, проведенного в самом сердце Хабаровского края.

Уважаемы экскурсанты в целях избежания неприятных инцедентов обедительно просим вас оставаться всех на своих места соблюдая правила. Вопросы и делиться впечатлениями они смогут, когда будет предоставлено для этого время.


Глава II. Дыхание прошлого.

2.1 Камни жизни

Хотелось бы в предисловии рассказать вам о тех самых петроглифах.

Существует легенда о том, что когда Бог сотворил землю, он стал летать над ней, разбрасывая из большого мешка разнообразные дары. Когда Господь облетел все края, он обнаружил, что в мешке осталось еще очень много богатств. И тогда Бог вытряхнул эти многочисленные драгоценные остатки над Дальним Востоком. Несколько веков назад этот удивительную землю открыл для России Ерофей Хабаров. И вы тоже можете открыть его для себя уже сейчас. (8)

Старинная нанайская легенда рассказывает: "Это было давным-давно. В начале Света жили три человека. И было три лебедя-ныряльщика. Однажды послали люди трех лебедей-ныряльщиков на дно реки достать для Земли камней и песка. Птицы нырнули. Семь дней были под водой. Вышли, смотрят: Земля ковром цветет, в реке Амур рыба плывет, тогда три человека сделали человека по имени Кадо и женщину Джулчу. Потом деву по имени Мамилджи. Народ размножался и населял всю землю по Амуру. Однажды Кадо сказал: "Есть три солнца на небе. Жить слишком горячо. Я хочу застрелить два солнца!" И он пошел к восходу. Вырыл яму, спрятался в ней. Увидел, как взошло первое солнце, и застрелил его. Выстрелил во второе солнце, но мимо, третье - убил. Одно среднее осталось. Вода кипела - горой стала. Гора кипела - речкой стала. А пока камни не остыли, Мамилджи нарисовала на них птиц и зверей. Потом камни стали твердыми …." И рисунки на них остались.

И вот, наконец, мы подъезжаем к тем самым мифическим местам, которые так знамениты в Хабаровском крае. Скажу, что Наскальные изображения (петроглифы) – это образцы древнего искусства, ставшие ценнейшим источником, позволяющим представить пути эволюции первобытного творчества. Чем жили наши предки, каков их духовный мир... Ритуалы, обряды и связанные с ними мифы - все это можно прочесть на камнях. Традиционно появление рисунков на камнях связывалось с духовными основоположниками родов, шаманами. У некоторых народов отдельные элементы наскального творчества сохраняются довольно долго, и этнографам удается иногда фиксировать появление новых рисунков. В одних случаях изображения отражали верования или хозяйственные нужды, в других - были обусловлены подражательными действиями, т. е. люди, имея перед собой образцы наскальных изображений, выбивали новые фигуры, либо оставляли свои "автографы", что приводило к порче или утрате древних памятников.

Посмотрите направо. Так вечным памятником о великих делах первого охотника и женщины Мамилджи остались древние рисунки, застывшие на гранитных валунах и скалах. Вот вы видите глыбы черного базальта, и считалось, что много миллионов лет назад они были извергнуты из-под земли. Века сгладили острые грани этих базальтовых глыб, отшлифовали их поверхность, но не смогли стереть глубокие полосы, выбитые рукой неведомого художника. Вы наверное уже заметили, как с одного из базальтовых валунов на нас глядит лицо чудовища. С илистого дна реки, из мутной воды как будто всплывало само подводное страшилище, властитель Амура "Черный Дракон". Его узкие по-монгольски раскосые глаза смотрят на пришельцев с немой угрозой.

Из истории можно рассказать, первые сведения о сикачи-алянских наскальных рисунках появились в 70-х годах XIX века. Они были исследованы Б.Лауфером, научные описания и исследования петроглифов Нижнего Амура принадлежат Р. К. Мааку, обследовавшему долину р. Уссури в 1859 г. и Н. Альфтану (1894 г.).

В 1919 году во время своего путешествия по Сибири наскальные рисунки осмотрел известный японский историк, этнограф и археолог Тории Рюдзо. Изучали петроглифы и известные исследователи Л.Я.Штернберг, В.К.Арсеньев. Но мировую известность они приобрели в 1935 году после исследований А.П. Окладникова.

Давайте выйдем из автобуса и увидим все своими глазами. Сейчас мы находимся на больших базальтовых валунах вдоль правого берега р. Амур, у сел Сикачи-Алян и Малышево (Хабаровский район) в 70 км от г. Хабаровска. Это петроглифы, которые представляют собой изображения личин (масок), зверей, птиц, змей, лодок, лунок (ямок и концентрических кругов); антропоморфные изображения. Всего найдено около 300 рисунков.

У с. Калиновки есть камень расположенный на правом берегу Амура на низком песчаном пляже, у нижней окраины. Это изображения личин (масок) и стилизованный рисунок с лодками и сидящими в них людьми. Всего их около пятнадцати. Петроглифы выполнены в технике низкого рельефа. Посмотрите на эти фотографии - эти изображения относятся к эпохе раннего железного века и датируются концом I тыс. до н.э. - началом I тыс. н.э.(рис 1)

Кроме того есть еще наскальные рисунки у стойбища Май, которые расположены на отвесных скалах правого берега р. Амур, в 10 км от с.Булава, у бывшего стойбища Май (ныне урочище Май, Ульчский район). Они включают изображения коней, всадников, птиц, животных, лодок, различные антропоморфные изображения. Всего найдено 44 рисунка, выполненных в стиле техники резьбы. Изображения относятся к эпохе раннего средневековья и датируются первой половиной I тыс. н.э.

Петроглифы у с. Шереметьево расположены на отвесных скалах на правом берегу р. Уссури, в 1,5 - 4 км ниже по течению от с.Шереметьево (Вяземский район). Это изображения личин (масок), зверей, птиц, лодок, антропоморфные изображения.(рис. 1) Всего обнаружено 33 рисунка в 3-х пунктах. Рисунки выполнены методом глубокой желобчатой выбивки. Изображения относятся к эпохам неолита и раннего железного века и датируются III тыс. до н.э. - I тыс. до н.э.

Петроглифы на р. Кия (Чертово плесо) расположены на отвесных скалах на правом берегу р. Кия (приток р. Уссури), в 8 км от п. Переяславка (район им. Лазо). Представляют собой изображения личин (масок), зверей, змей, птиц, лодок, антропоморфные изображения. Всего найдено13 рисунков, выполненных методом глубокой желобчатой выбивки. Изображения относятся к эпохам неолита и раннего железного века и датируются III тыс. до н. э. - I тыс. до н.э.

Мы, разглядывающие наскальные рисунки с благоговением или с праздным любопытством, думаем о тех, кто писал эти знаки времени. Они немногим отличались от нас, так же любили и враждовали, трудились, боролись за жизнь, творили, делали открытия и, видимо, хотели нам что-то сказать…(10)

К сожалению, природа обходится с неолитическими шедеврами еще более сурово: резкие перепады температур, затопления в период большой воды в реках, мох и водоросли в трещинах скал. Исследователи подсчитали, что за последние 30 - 40 лет утрачены не только отдельные петроглифы, но и целые группы наскальных рисунков. К примеру, здесь практически исчезла третья группа петроглифов у села Шереметьево на реке Уссури, где рисунки высечены на отвесных скалах, полностью утрачена первая группа петроглифов. Исследователи рассказывали, как однажды на их глазах обвалился целый пласт скалы с каменной живописью.( Рис 2)