В заключение хотелось бы подвести итоги о проведении экскурсии.
Для этого необходимо: разработать маршрут; произвести объезд (обход) маршрута; подготовить контрольный текст экскурсии; сделать комплектование портфеля экскурсовода, где нужно показать фотографии, копий подлинных документов, рукописей, литературных произведений, географические карты, схемы, чертежи, рисунки и другое; определение методических приемов; проведение экскурсии, где успех проведения экскурсии находится в прямой зависимости от использованных в ней методических приемов показа и рассказа; определить технику ведения экскурсии и тщательно продумывают, когда и где экскурсанты выходят для осмотра объекта; составить методические разработки- как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно; составить индивидуальный текст , потому что Степень воздействия на наше сознание различных текстов зависит от многих причин и условий Используя карточки, экскурсовод не читает их содержание в ходе экскурсии, а лишь заглянув в них, припоминает содержание рассказа; Сдача экскурсии поручается руководителю творческой группы носит деловой характер, проводится в форме творческой дискуссии, обмена мнениями, выявления недочетов; утверждение экскурсии - заключение по собеседованию делает методист экскурсионно-методического отдела.
Эффективность показа зависит не только от знаний и умений экскурсовода, но и от форм помощи экскурсантам в усвоении объектов показа. В тех случаях, когда в экскурсию включается показ сложных по своей конструкции объектов, а также общего вида местности, где эти объекты расположены, экскурсантам можно предварительно показать все это на макетах, моделях, чертежах, планах. Это помогает понять конструкцию объекта, его пропорции, расположение и соразмерность его частей и деталей, их связь между собой. Таким образом задачей экскурсовода становится - помочь экскурсантам найти точку, откуда открывается наилучший вид вдаль. Он помогает экскурсантам понять пространственные отношения между объектами, их расположение относительно друг друга.
Итак, к разработке любой темы следует приступать только при наличии необходимого количества объектов; показ объектов должен быть методически подготовлен; следует овладеть методическими приемами и навыками их использования.
Список используемой литературы
1.Философский энциклопедический словарь. - М.: 1983. - с. 676.
2.ГЛЕБОВА Елена интелегенция: туризм на Дальнем Востоке // Уникальные места – 2004 - №12 (7420) – с. 16
3.Дмитренко С. YTPO: ежедневная газета// культура нашего края - 2000 - 162 (233) – с.12
4.СОЛИДАРНОСТЬ: Центральная профсоюзная газета// полезно знать – 2004 - №01 – с. 4
5.Емельяновым Б. В. Основы экскурсоведения / Б. В Емельяновым - М.: 1985 – с. 358
6.. Ивенкова Н.А. Древняя история Дальнего востока / Н.А Ивенкова - М.: 1983 – с. 201
7.Культурно-просветительская работа: Учеб. пособие. 1969. - с. 316.
8.Хабаровский край // режим доступа - http://www.rostur.ru
9.Земля удэге станет резерватом // режим доступа - - http://www.udege.ru
10. Статус-Кво :: научно-публицистический альманах // режим доступа - http://statusquo.ru
11. Агенство культурной информации // режим доступа - http://www.aki-ros.ru
Приложение 1. Хабаровский краеведческий музей
Музей был открыт по инициативе Приамурского отдела Русского Географического общества в 1894 году. Теперь он называется так: Государственный музей Дальнего Востока им. Н.И. Гродекова. Уже к началу XX века Гродековский музей стал ведущим среди музейных собратьев в Приамурском крае, и его коллекции представлялись на российских и международных выставках в Новгороде, Казани, Чикаго и Париже. Более 10 лет музеем руководил знаменитый ученый и писатель В.К. Арсеньев и именно при нем он превратился в краеведческий центр на Дальнем Востоке.
Начиная с 1996 года музей проводит научно-практические конференции «Гродековские чтения», принимает участие в семинарах и конференциях как в России, так и за рубежом, имеет свой издательский центр. В 2000 году музей получил государственную аккредитацию как научное учреждение культуры в Министерстве науки и технологий РФ. Здесь ведутся научные исследования по различным направлениям в области этнографии, археологии, энтомологии, палеонтологии и др. На сегодняшний день коллекция Государственного музея Дальнего Востока насчитывает более 300 тысяч единиц хранения, а тематические экспозиции размещены в 12 залах. Этих территорий явно недостаточно, и потому в ближайших планах завершить строительство еще одного музейного корпуса площадью 3 тысячи квадратных метров.
В нынешнем году музейщики подготовили небольшую, но уникальную по своей значимости экспозицию: 20 деревянных скульптур, привезенных Гродековым в конце 19 века из Китая и подаренных музею. Н.И. Гродеков – значительная личность в истории развития Приамурья.
в краеведческом музее им. Н.И. Гродекова проходит выставка семейных реликвий, идея которой принадлежала журналистам ДВТРК.
Восемнадцать хабаровских семей откликнулись на призыв журналистов принести в музей книги, старинные вещи. Письма и фотографии из семейных архивов. Работники музея по достоинству оценили экспонаты, среди которых много уникальных вещей, переходящих из поколения в поколение. Есть много вещей, датированных 18 веком.
Экспонаты Хабаровского Краеведческого музея.
В музее представлены множество экспонатов. Зайдя в первый зал перед нами открылся разнообразный животный мир Хабаровского края. Оказывается на территории дальнего Востока обитает огромное множество интересных и уникальных животных и птиц. Представлена морская корова Спеллера длиной до 10 метром и весом не менее 4 тон; на Командорских и Курильских островах обитает калан, мех которого является самым дорогим в мире; чёрный маньчжурский заяц; голубая сорока; красный волк; Амурская Калуга, самая большая была поймана в реке Амур, а длина её около 6,5 метров; и самый яркий представитель- знаменитый Амурский тигр. Во втором зале представлены ландшафты природных зон края: кедрово-широколиственный лес, елово-пихтовый, лиственная тайга и Охотское побережье.
В зале этнографии представлены коренные народы Дальнего Востока их быт и предметы культуры. К примеру Чукчи и Кореями из меха оленя шиле себе теплые зимние комбинезоны, в сезон дождей непромокаемую одежду из водных млекопитающих, а рыбу ловили из лодок-каяков. Еще одно представительство народа – Айни обитавшие в Южно-Сахалинске, занимались рыболовством и охотой и делали их рыбьей кожи непромокаемые халаты. Эвенки и Эвены украшали свои наряды бисером и являлись постоянными кочевниками так как не имели своих жилищ. Кроме того на территории Дальнего востока обитают ещё несколько народностей: нанайцы, ульчи, орочи, негидальцы, нивхи, удэгейцы, занимающихся охотой, рыболовством и оленеводством. Каждый народ по своему научился изготавливать своеобразные орудия труда помогающие ему в охоте, рыбной ловле, это и предметы оленеводческого хозяйства, средства передвижения и многое другое. Представлен раздел «Верования», где выставлена богатейшая коллекция предметов шаманского культа и ритуальные скульптуры коренных народов Приамурья.
В музее представлены предметы быта и одежда русских, украинских и белорусских переселенцев с их традиционными одеждами (вышитые кофты, мужские рубахи, лапти и др.) Но, конечно, не обойтись без сельскохозяйственного инвентаря: топоры, плуги, подковы и др.
В музее представлена культурная жизнь Приамурья с фотографиями, первые издания газеты «Приамурские ведомости и многое другое.
Приложение 2. Выставке в легкоатлетическом манеже
С 15 по 17 сентября в Хабаровском легкоатлетическом манеже проходила выставка «ДальВЭКОМ-2005: Полиграфия. Дизайн. Реклама»
На выставке были предоставлены работы не только Хабаровских авторов, но и работы авторов из других регионов Дальнего востока и страны в целом. Рекламное агентство «Пчелка», например, создано в городе Братске и предоставляет широкий спектр услуг в рекламной индустрии.
Город Хабаровск на выставке предоставляли такие рекламные агентства и группы как: «Сверхновая», «Витрина», и многие другие. Все они специализируются на изготовлении, а так же на размещении рекламы.
Вот например взять рекламное агентство «Витрина», оно имеет собственную производственную базу в центре города для изготовления полноцветных, фотореалестических крупномасштабных изображений. На сегодняшний день эта компания является самой крупной по производству полноцветной печати на всех видах материалов.
Среди полиграфических издательств можно выделить такие как: «Артэк», «ДВНИИТС», «Типография Артели Старателей Амур», «Омега-пресс» и другие. Все эти издательства производят различную полиграфическую продукцию: листовки, плакаты, каталоги, брошюры, календари, буклеты, стикеры и прочие.
На выставке были представлены также работы выполненные дизайнерами и художниками. К примеру, В. Бурнашев представил зрителям свою выставку фотографий. Его работы привлекают внимание своей необычностью, красотой и яркостью.
Все участники преследовали разные цели, представляя свои работы, но пажалуй главная цель была у всех одна – продемонстрировать свои возможности, свои новые разработки, находки и решения, а так же узнать о новых тенденциях развития рекламной индустрии.
На современном этапе развития российского рекламного бизнеса наблюдается заметный рост качества рекламных услуг. Реклама стала выходить на новый более высокий уровень.
Анализируя деятельность некоторых рекламных агентств города Хабаровска, можно сказать, что у рекламной индустрии нашего города большое будущее, ведь компании не стоят на месте. Конкурируя друг с другом, они с каждым годом все более увеличивают спектр предоставляемых услуг, тем самым, позволяя заказчикам самим выбирать, какой вид рекламы для них нужнее и рентабельнее.
Таким образом, выставка «ДальВЭКОМ-2005: Полиграфия. Дизайн. Реклама» стала как для участников, так и для зрителей не только красивым зрелищем, но и еще одним шагом на пути к развитию рекламного бизнеса в Хабаровске, к повышению качества рекламных услуг и как следствие этого привлечению новых клиентов и партнеров.