Психическая саморегуляция с помощью психорегуляторной тренировки опирается на важный общий принцип функционирования организма: постоянную обратную связь, реафферентную сигнализацию центральной нервной системы о выполнении физиологических процессов. Эти сигналы могут восприниматься дифференцированно и создавать основу, на которой строится содержание программ психорегуляторной тренировки (тренировка чувства внутренней раскованности, резкости, напряжения, расслабления и т.д.).
Еще один принцип психорегуляции заключается в следующем: чем более четкое устное определение получит содержание воспринятого и чем более активно оно будет воспроизведено, а также чем больше оно соответствует миру восприятий и представлений спортсмена, тем точнее оно будет преобразовано в само управление. При формировании и активизации условнорефлекторных процессов человек может научиться (в известных пределах) произвольно управлять через высшие интеграционные системы мозга почти всеми вегетативными функциями и психовегетативными изменениями в организме.
Таким образом, психорегуляторное воздействие происходит опосредованно через высшие интеграционные зоны головного мозга, которые выполняют двойную функцию: создают предпосылки для активного сознательного контакта человека с окружающим миром и одновременно являются высшим центром управления соматическими и вегетативными функциями организма.
По данным В.П. Некрасова, исходя из профессиограммы спортивной деятельности и психологических требований, предъявляемых к личности спортсмена в процессе подготовки и выполнения определенных действий, формы психорегуляции должны иметь комплексный характер, т.е. затрагивать как можно больше сторон воздействия на психические процессы и психовегетативные изменения организма спортсмена. Только с помощью одной саморегуляции нельзя выполнить эти многосторонние требования. Поэтому в спортивной практике все большее место занимают комбинированные формы само- и гетерорегуляции. Любые формы гетерорегуляции (устные, акустические - музыка, шумы, оптические - краски, картины и др.) подкрепляют и усиливают эффект саморегуляции [19].
Под психической саморегуляцией (ПСР) понимаются различные способы самостоятельного воздействия на собственное психическое состояние (и через него на другие функции организма) путем использования в первую очередь слов и соответствующих словам мысленных образов.
И так, основным оружием в сфере психической саморегуляции служат слова и соответствующие словам мысленные образы.
Известны такие средства психической саморегуляции, как самоободрение, самоприказ, самоубеждение. Сущность этих приемов сводится к тому, что тщательно осмыслив предстоящую ситуацию и представив в ней себя, человек оформляет нужные мысли и чувства.
А.В. Алексеев отмечает, что эти методы психической саморегуляции довольно часто оказывают существенную помощь. Но, к сожалению, не всегда. Дело в том, что нередко в связи с нарастанием числа стрессовых ситуаций стали наблюдаться случаи, когда организм «не слушается» самоободрения, или самоприказа. В организме не возникает тех нужных физиологических изменений, без которых физическое начало (мысли и слова) не реализуются должным образом, остается, так сказать пустым звуком [2].
1.3. Идеомоторная тренировка как инновационная форма подготовки при обучении
Идеомоторная тренировка (ИТ) - это планомерно повторяемое, сознательное, активное представление и ощущение осваиваемого навыка. Идеомоторная тренировка может применяться на всех этапах подготовки специалиста.
Активное представление реально выполняемых двигательных навыков способствует овладению ими, их укреплению, корректированию, а также ускорению совершенствования.
Представление движений можно классифицировать следующим образом:
· как идеальную картину (образец) реальных действий, которые, будучи программой двигательной деятельности, выполняют программирующую функцию;
· как образ, который помогает процессу освоения движения и выполняет таким образом тренирующую функцию;
· как образ, который возникает в процессе контроля и исправления движений по ходу их выполнения, как связующее звено и осуществляет тем самым регуляторную функцию.
Все три функции характеризуются синхронностью.
Механизм воздействия идеомоторной тренировки выражается в том, что за счет использования мышечного потенциала происходит неосознанная и невидимая иннервация мышц, импульсная структура которой соответствует
ощущаемым, представляемым или воображаемым движениям.
"Жизненность", или "реальность", представления идеомоторного двигательного акта определяет объем вовлеченных во "внутреннюю реализацию" уровней и этим самым эффективность идеомоторной тренировки.
Также оправдала себя следующая структура идеомоторной тренировки,
разработанная на основе этих принципиальных научных позиций.
I. Внутренняя актуализация:
а) экспозиционная фаза (программа нижней ступени аутогенной тренировки; некоторые упражнения);
б) обсервативная фаза (наблюдения) - оптическое изображение двигательного цикла с особым акцентированием основных моментов с помощью кино- видеозаписей или кинограмм;
в) идеомоторная фаза (3-5-кратное повторение внутреннего представления в соответствии с письменным заданием).
II. Внешняя реализация:
а) имитационная фаза-элементы идеомоторного упражнения реально выполняются во временной последовательности в общих чертах ("намек" на движение) или как бы повторяя воображаемое;
б) фаза практической тренировки (упражнение, тренированное идеомоторным методом, выполняется практически).
При разработке индивидуально эффективных идеомоторных программ следует учитывать ряд моментов:
· в начальной фазе в процессе выполнения некоторых основных упражнений должна повышаться внутренняя "готовность к воображению" и снижаться интенсивность воздействия внутренних и внешних помех;
· содержание программ идеомоторной тренировки должны вырабатывать совместно спортсмен, тренер, психолог и биомеханик. Программы идеомоторной тренировки часто подлежат корректировке и должны учитывать уровень подготовленности спортсмена в данный момент;
· часто отвлекающиеся спортсмены, которым легко помешать, могут наговорить содержание программы на магнитофонную ленту и перед идеомоторной тренировкой прослушать запись. Благодаря этому им легче будет сосредоточиться и вообразить услышанное;
· число повторений в идеомоторной тренировке (2-5) зависит от уровня
подготовленности спортсменов и задач обучения. Более сложные двигательные навыки отрабатываются с помощью более коротких повторений во время одного занятия, перерывы между которыми также должны быть сокращены;
· информация, которую получает спортсмен во время тренировки, должна быть сформулирована ясно и однозначно, должна сопровождаться объяснениями, как надо выполнять упражнения.
1.4. Психолого-педагогические факторы формирования образных форм мышления в управлении двигательными действиями
Разработка современных методик обучения двигательным действиям базируется на теории технической подготовки спортсменов, методологической основой которой являются биомеханика движений человека, физиология двигательной активности, психология и педагогика [25].
Структурными компонентами деятельности выступают действия. Действием называют процесс, подчиненный решению конкретной двигательной задачи, направленный на достижение цели, определяемой характером мотивации.
Согласно В.Б. Коренбергу, двигательная задача рассматривается как фиксированный системный комплекс представлений:
- об исходной ситуации решения двигательной задачи;
- о желаемой конечной ситуации решения двигательной задачи и о характере перехода в нее исходной ситуации (это цель двигательной задачи);
- о независящих от субъекта закономерностях и факторах, которые
предположительно могут влиять на ход решения двигательной задачи;
- о средствах, которыми будет располагать субъект для ее решения;
- об ограничениях, налагаемых на применение средств [13].
Обучение двигательным действиям занимает центральное место в физическом образовании, являясь специфической стороной физического воспитания. В результате обучения формируются двигательные умения и навыки. Характерная черта двигательного умения заключается в том, что управление движениями в процессе двигательного действия происходит при ведущей роли мышления (это отражено в самом слове «умение»). Активный мыслительный процесс управления движениями протекает на основе: а) знаний техники действия и особенностей его исполнения; б) двигательного опыта, из которого можно использовать ранее выработанные двигательные координации и ощущения для построения новой системы движений; в) оценки своих физических возможностей.
Из этого следует, что двигательное умение определяется как приобретенная способность осуществлять двигательное действие при ведущей роли мышления в управлении движениями. При том, что в целом понятие способность в более широком плане - это генетически, социально и лично выработанное качество (или совокупность свойств и качеств) что-либо эффективно делать, совершать [21].
Традиционно же двигательное умение рассматривается как форма реализации двигательных возможностей человека, которая выражается в способности осуществлять двигательное действие на основе неавтоматизированных целенаправленных операций; или же способностью выполнить двигательное действие (решить двигательную задачу) при условии концентрированного внимания на каждом движении, входящем в изучаемое двигательное действие. Двигательный же навык характеризуется как форма реализации двигательных возможностей, которая возникает на основе автоматизации двигательного умения.