Резюме
Проведенный анализ результатов балльной оценки техники гимнастического упражнения опорный прыжок через коня ноги врозь в длину позволил выявить, что в экспериментальной группе средний балл после проведения эксперимента повысился0,9.Полученные данные позволяют утверждать, что использование методики идеомоторной тренировки при обучении гимнастическим упражнениям способствует более высокому уровню технического мастерства студентов.
В контрольной группе средний балл увеличился на 0,25 по сравнению с первоначальной оценкой.
Соотношение оценок за технику выполнения опорного прыжка
через коня ноги врозь в длину до эксперимента
Таблица 2
оценка | экспериментальнаягруппа | контрольнаягруппа | ||
кол-востудентов | %отношение | кол-востудентов | %отношение | |
ОТЛИЧНО | 1 | 5 | 1 | 5 |
ХОРОШО | 9 | 45 | 5 | 25 |
УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО | 10 | 50 | 14 | 70 |
НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО | 0 | 0 | 0 | 0 |
Таблица 3
Соотношение оценок за технику выполнения опорного прыжка
через коня ноги врозь в длину после эксперимента
экспериментальнаягруппа | контрольнаягруппа | |||
кол-востудентов | %отношение | кол-востудентов | %отношение | |
ОТЛИЧНО | 3 | 15 | 1 | 5 |
ХОРОШО | 13 | 65 | 10 | 50 |
УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО | 4 | 20 | 9 | 45 |
НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО | 0 | 0 | 0 | 0 |
Основное содержание методики обучения гимнастическим упражнениям с использованием идеомоторной тренировки студентов 2 курса факультета физической культуры представлена в четвертой главе.
ГЛАВА IV. Методика обучения гимнастическим упражнениям с использованием идеомоторной тренировки
Одним из центральных направлений методологии идеомоторной тренировки являются двигательные представления тренера и ученика. С формирования двигательного представления начинается процесс непосредственной работы, направленной на освоение нового упражнения. Обычно в литературе, посвященной обучению движениям, говорится только о формировании предварительных ДП. При этом имеется в виду, что, прежде чем взяться за практическое исполнение конкретных учебных заданий, нужно составить, возможно, более ясное представление о предмете работы. Считается, что формирование предварительных двигательных представлений требует выполнения ряда операций. В работе с новичками это выглядит примерно так:
• поставить задачу работы, начав с термина движения, его правильного названия. Действительно, в наиболее простых случаях запоминание названий движений почти определяет их исполнение. Однако при разучивании сложных, тем более оригинальных элементов, этот фактор практически не играет никакой роли;
• показать упражнение, используя для этого доступные средства. В простейших случаях - это демонстрация упражнения тренером, в других случаях — наблюдение за партнерами, чаще же - использование кинограмм, рисунков, имитаций, а в последние годы - видеозаписей. Создание визуального образа движения, разумеется, чрезвычайно важно - лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать;
• объяснить, в чем состоят основные технические особенности упражнения, задания. Ясно, что это объяснение лишь первично; в дальнейшем разного рода разъяснения, анализы становятся постоянным рабочим фоном;
• опробовать упражнение или его доступную модификацию. Это опробование рассчитано не на немедленное буквальное исполнение нового упражнения, а на получение первой дозы конкретной чувственной информации, иллюстрирующей ранее увиденное и услышанное.
Начиная с опробования, процесс формирования двигательного представления идет «по спирали», так как тренер и ученик (студент) вновь и вновь обращаются к показам, разъяснениям, повторным пробам, систематически корректируя ДП. В этой связи обычно говорят о необходимости уточнения двигательного представления. Процесс уточнения в дальнейшем продолжается в ходе разучивания упражнения и всего периода его исполнения в спортивной практике. Самые важные из двигательных представлений следующие:
• командно-двигательные, управляющие представления о действиях, «запускающих» и активно продолжающих движение;
• кинестезические представления об изменениях позы и напряжениях мышечного аппарата;
• тактильные представления о характере контакта со снарядом;
• зрительные представления об ориентации, вращении, пространственном перемещении тела;
• вестибулярные представления о положении тела в пространстве, характере вращения;
• слуховые представления о силе, характере, ритме контактного взаимодействия с опорой;
• временные, темпо-ритмические представления о движении;
• смысловые представления о физических, параметрических, системно-структурных свойствах движения и др. [13].
Наряду с представленными выше основными двигательными представлениями в экспериментальной части настоящего исследования нами использовались отдельные положения разучивания гимнастических упражнений, основанные на теории «планомерно-поэтапного формирования действий» предложенной профессором П.Я. Гальпериным [28]. Разработанная ученым теория хорошо поясняет некоторые особенности усвоения материала в гимнастике.
Представляем рад этапов работы тренера и ученика над новым гимнастическим упражнением:
1-й этап – получение возможно более полной информации о технике и методике разучивания данного гимнастического упражнения или ему подобных (сбор «портфеля информации» о движении);
2-й этап – систематизация наиболее важных данных с выделением ведущих звеньев движения. ВЗ – это совокупность биомеханических эффектов, обеспечивающих выполнение программного движения в каждой его стадии.
3-й этап – определение необходимых операций. Под «операцией» в данном случае понимается та часть ВЗ, которая связана исключительно с произвольными факторами, в особенности мышечными действиями ученика (студента) (тогда как в состав ВЗ входят и непроизвольные факторы движения);
4-й этап – идеомоторная проработка движения, в ходе которой ученик (студент) обдумывает новое для него движение, мысленно представляя себе его собственное исполнение. Это касается как целостного движения, так и тех заданий, посредством которых целостное упражнение разучивается.
5-й этап – имитационная работа движения, когда посредством максимально доступных условий по форме и параметрам движений воссоздаются наиболее важные компоненты будущего движения. Имитация является как бы способом доступного «проявления» идеомоторных двигательных представлений ученика (студента);
6-й этап – углубленное разучивание движения, построенное на проработке каждой ранее выявленной операции. Для каждой операции ученик (студент) должен выбрать совершенно четкие чувственные представления, которыми можно руководствоваться в действии. Это так называемые основные опорные точки, совокупность которых составляет (по П.Я. Гальперину) ориентировочную основу действий. Как только ученик (студент) вырабатывает в процессе упражнений ориентировочную основу действий, это означает, что он фактически владеет двигательным умением.
7-й этап – совершенствование движения с выработкой двигательного навыка. Оптимальная автоматизация двигательных действий, сопровождающаяся формированием двигательного навыка, означает, что ранее сформировавшаяся ориентировочная основа действий «сворачивается», т.е. в определенной степени перестает контролироваться сознанием и, тем самым, открывает для занимающегося возможность сознательно контролировать те компоненты управления движением, которые ранее ускользали от него и были ненадежными [28].
Выше приведенные основы идеомоторной тренировки и положения, касающиеся ее организации и проведения дают основания сделать логический частный вывод: тренер должен отчетливо представлять себе основные компоненты двигательных представлений, так как это прямо определяет методику его работы, конкретные направления воздействия на сознание и ощущения ученика, а в конечном итоге, выбор определенных заданий, указаний, задач исполнения движения.
ВЫВОДЫ
1. Изучение и анализ вопросов психологической саморегуляции организма, как структурной единицы всесторонней подготовки специалиста по физической культуре и спорту, позволил определить, что именно с внедрением в спортивную практику приемов идеомоторной тренировки связывают современные тренеры свои надежды на решение таких проблем, как повышение технического мастерства и психологической надежности спортсмена, подведение его к состоянию наивысшей результативности в момент ответственного старта, реабилитации после неудачного выступления.
2. Сравнительный анализ бальной оценки технического выполнения опорного прыжка «через коня ноги врозь в длину» позволил определить, что: у студентов обучающихся с использованием идеомоторной тренировки средний показатель составил 7.95±0,04 балла, у студентов обучающихся по традиционной программе 7,1±0,06 балла. Различия в полученных результатах достоверны и равны 0,85 балла.
3. Полученные экспериментальные данные использования методики идеомоторной тренировки при обучении гимнастическим упражнениям свидетельствуют о ее значимости. Преимущества заключаются в развитии способности студентов вызывать и анализировать мышечно-двигательные представления о движении, вносить коррективы и на основании этого самостоятельно управлять движениями.