Содержание
Введение 3
1. Город Рязань 5
1.1. Рязанский Кремль 6
1.2. Рязанский областной художественный музей 19
1.3. Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник 20
2. Город Касимов 21
2.1. Касимовский краеведческий музей 23
2.2. Текие Шах-Али-Хана 25
3. Поселок Гусь-Железный 27
3.1. Троицкий собор 29
3.2. Усадьба "Орлиное гнездо" 30
4. Село Пощупово 31
4.1. Сказочный музей пощуповской игрушки 33
5. Музеи Рязанской области 34
5.1. Государственный музей-заповедник С.А. Есенина 34
5.2. Музей природы окского заповедника 36
5.3. Историко-археологический заповедник "Старая Рязань" 37
5.4. Спасский историко-археологический музей 38
5.5. Музей деревянного зодчества 39
5.6. Музей Скопинской керамики 40
5.7. Пронский краеведческий музей 41
6. Народные промыслы 42
6.1. Михайловское кружево 42
6.2. Кадомский вениз 42
6.3. Скопинская керамика 43
6.4. Шиловское лозоплетение 44
Заключение 45
Литература 46
Введение
В самом центре России стоит древняя Рязань, прекрасная и неповторимая, неотделимая от великой Руси, России. Прекрасная не потому лишь, что для каждого человека нет места краше его ''малой родины'', но оттого, что по ''лепоте'' своей, узорочью была и будет отличной от других городов. Даже имя ее доныне загадка, хотя и растолковывалось не раз, нем воедино слились воинские подвиги и слава древних городов Поочья; Переславля Рязанского, нынешней Рязани, и великокняжеской столицы - Рязани (Старой), располагавшейся на крутояре, над окскими быстринами, в пятидесяти километрах от Переславля вниз по реке.
Через века пронесла Рязань свой говор свой нрав, свой лик. Сохранила в сердце своих святых, пророков, праведников и мучеников, героев, которые, противостоя злу, не жалели подчас и жизни ’’тишины в отчем доме ради’’.
Но сохранили ли мы в своей памяти славную историю Рязани, продолжаем ли мы чтить Рязань, как почитали ее рязанцы многие века назад? Знаем ли мы, что вся история Рязани, становление ее культуры кровно связано с Православием? К сожалению, нельзя дать положительный ответ на этот довольно серьезный вопрос.
Не смотря на быстрый бег времени, на смену так отличающихся друг от друга, как по традициям, так и по нравственной культуре поколений, Рязань продолжает жить в своих памятниках старины, в поветшавших от времени и «налета» событий, но не утерявших своего значения в жизни верующих, церквях и монастырях, храмах и соборах, в древнего письма иконах книгах.
Однако основная цель данной работы заключается не только в том, чтобы ознакомить с достопримечательностями этого города.
Эта работа по своему существу поднимает на всеобщее обсуждение одну из важнейших проблем 21-го века - потеря нравственности, потеря интереса к традициям и культуре предков.
К сожалению, нынешняя молодежь не понимает и не ценит времени, старины, да и, вообще говоря, не стремится понять. Нет времени, чтобы забыть о 'бренных' делах и задуматься о нравственности. Кто же виноват в этом? В первую очередь наше с вами общество. Неужели отчуждение молодежи от подлинной духовной культуры, национальных камней и традиций, от веры, не вызывает ни у кого вопроса: «А все ли благополучно в России с воспитанием подрастающего поколения? Не упустим ли мы тот момент, когда есть еще возможность возродить заросшую дорогу к Храму?» Хотелось бы верить, что это не так.
Каковы же пути преодоления этих, ставших общепринятыми, тенденций современного общества? В первую очередь - это повышение интереса к родной истории, возрождения "желания узнать и понять - откуда мы и куда идем", а, что касается сферы воспитания, то это сближение право-лавной и светской систем образования, что может послужить основой для целостного воспитания и образования личности, способствовать восстановлению подлинной иерархии ценностей, остановить распад духовного ядра личности, выхолаживание внутренней жизни. Данная работа имеет именно эту направленность. Поскольку знакомство с Рязанским достопримечательностями, с историей их создания, архитектурными особенностями, святынями, с судьбой памятников позволяет не только окунуться в древность, но и дает возможность понять, какова роль Православия в культуре русской нации, формировании российского сознания, традиций, в духовной жизни народа.
1. Город Рязань
Один из древнейших русских городов, основан в 1095 г. князем Ярославом.
В Кремле сохранились крепостной вал XII века, Успенский собор 1693-1699 г. г. работы Якова Бухвостова, Архангельский собор (около 1475 г., надстроен в 1647 г.), соборная колокольня 1789-1840 г. г., высота 86 м., Христорождественский собор (перестроен в XVII-XIX в. в.), двухшатровая Духовская церковь (1642 г.), сооружения бывшего Спасского монастыря: Богоявленская церковь с колокольней (сер. XVII в., Спасопреображенский собор (1702 г.). Здания архиерейского двора: епископские палаты, певческий корпус, консисторский корпус. Размещены музеи. Много архитектурных памятников в других частях города: церковь Вознесения, Борисоглебская церковь (архитектор Я. Г. Бухвостов), Торговые ряды (нач. XIX в.), здания присутственных мест (1786 г.), Дворянского собрания (1812 г.), семинария (1816 г.). [1]
Рязанский государственный театр драмы, основанный в 1787 году, является одним из старейших театров в России.
Не менее популярен Рязанский государственный театр для детей и молодежи (театр на Соборной).
Рязань и Рязанская область хранят память о замечательных людях – деятелях культуры и искусства, которые родились и жили на рязанской земле. Это поэты Сергей Есенин и Яков Полонский, писатель А.С.Новиков-Прибой, ученые К.Э.Циолковский, И.П.Павлов, В.Ф.Уткин и многие другие.[2]
1.1. Рязанский Кремль
И одним замечательнейших памятников старины является Рязанский Кремль, гармонично вписывающийся в облик окрестных построек и местного пейзажа. Можно часами ехать по извилистой Оке и любоваться «парящими» абрисами монументальных кремлевских сооружений, величественной колокольней, вскинутым ввысь кубом старинного Успенского собора с пятью куполами. Кремль как бы парит высоко над бесконечной гладью вод, стоя на страже веков, говоря людям правду о борьбе человеческих страстей, громе сражений и жарких схваток. Рязанский Кремль - одно из тех творений русского зодчества, в котором сплелись вся глубина и сила духовных и эстетических устремлений той эпохи. Судьба его неотделима от истории, как самой Рязани, так и России в целом.
· Колокольня
· Успенский собор
· Христорождественский собор — действующий собор
· Архангельский собор
· Архиерейские палаты («Дворец Олега»)
· Церковь Святого Духа
· Церковь Богоявления — действующая церковь
· Спасо-Преображенский собор — действующая церковь
· Гостиница знати
· Певческий корпус
· Консисторский корпус
· Гостиница черни
· Конюшни и каретный сарай [3]
Частые войны, набеги степных кочевников, пожары сильно опустошали рязанскую землю, уничтожив большую часть ее древнего искусства, о нем мы теперь можем судить по немногим сохранившимся памятникам: ювелирным изделиям, мелкой пластике, чеканке, резьбе по дереву и камню, иконописи и иным художественным ценностям. Шедевры ювелирного искусства из старой Рязани - «княжеские бармы» (ХI-ХII веков), хранящиеся в Оружейной палате Московского Кремля, дают представление об очень высоком уровне древней культуры рязанского края.
1.1.1.Христорождественский Собор
Хорошо известно, что ныне существующий Успенский собор был построен в конце ХVII в. группой мастеров, возглавлявшейся талантливейшим зодчим того времени Я.Г. Бухвостовым. Все авторы, писавшие об архитектурных памятниках современной Рязани, говорят, что в связи с постройкой этого собора, ранее существовавший каменный Успенский собор был переименован в Христорождественский. Последний неоднократно перестраивался и потому дошел до нас, имея внешнее обличие здания начала ХIХ в. (1826 г.)
В литературе высказано весьма правдоподобное предложение, что первый Успенский собор в Переяславле был выстроен великим князем Олегом (следовательно, до 1389 г., когда произошла торжественная встреча митрополита Пимена) в связи с переносом столицы княжества в этот город.
О внешнем облике этого храма дает представление опись 1638 года: « На площади подле архиерейского двора церковь Успения Пречистыя Богородицы каменная о пяти верхах, крыта немецким железом; кровля ветха, кресты обложены белым немецким железом; над дверьми в сводах образы спереди и с полудни и с севера писаны стенным письмом; над ними киоты крыты немецким белым железом. Перед троими дверми три рундука о пяти ступенях без папертей. Церковные трои двери железные. Придел Федора Тирона. У правого столпа место архиепископле каменное; за столпом пять гробниц каменных, почивают великие князи рязанские, а на них покровы бархатные ветхи...»
Это описание дает возможность выяснить облик храма, постройка или перестройка которого относится к концу ХVI- началу ХVII века. Собор был четырехстолпный, пятиглавый (что так соответствовало тогдашнему зодчеству Москвы); он был поставлен на цоколь. Об этом свидетельствует тот факт, что к его дверям « вели всходы о пяти ступенях», то есть уровень пола от уровня земли поднимался на высоту примерно до 1 м.
Христорождественский храм является усыпальницей великих рязанских князей и княгинь.
1.1.2.Успенский Собор
Новый Успенский собор, построенный в Переславле Рязанском, является не только крупнейшим произведением Я. Бухвостова, но и одним из замечательнейших памятников древнерусского искусства.
Зодчий закончил в основном новый собор лишь к 1699 году, когда последний был покрыт тесом; отделка этого сооружения длилась еще три года. Наконец, 15 августа 1702 года новый рязанский митрополит Стефан Яворский, крупный петровского времени, освятил собор. Но еще в 1704-1706 году мастер-кузнец Стефан Малофеев выполнил кузнечные работы для боковых глав собора.