Смекни!
smekni.com

Исторические достопримечательности Поволжья (стр. 3 из 4)

Крупные комплексы, проектирование и строительство которых длится годами, почти всегда являются результатом коллективного труда и подчас сложно бывает определить границы авторства отдельных людей. Когда А.А.Бетанкур, председатель Комитета строений и гидравлических работ, был назначен руководителем проектирования и строительства Нижегородской ярмарки, он выбрал для нее участок на левом берегу Оки. И это естественным образом заставило принять ту схему планировки, какую подсказывал приведенный здесь анализ местных условий, поскольку такая схема вполне разумно удовлетворяла всем необходимым требованиям этого крупного строительства. В качестве руководителя работ А.А.Бетанкур, крупнейший инженертого времени в России, сказался как нельзя более на своем месте: инженерно-утилитарные вопросы имели для создания этого комплекса весьма существенное, если не решающее, значение. Для связи ярмарки с городом был построен почти 600-метровый плавучий плашкоутный мост. Подковообразный Бетанкуровский канал, получивший имя строителя ярмарки, имел свою систему шлюзов и наполнялся водой посредством двух других каналов, один из которых начинался за 20 км на реке Пыре около Балахны. Основным назначением канала было осушение участка и создание противопожарной зоны, кроме того, предполагалось использовать его для подвоза товаров непосредственно к торговым корпусам. Было широко задумано и остроумно решено обеспечение санитарно-гигиенического состояния территории: вдоль берегов канала проложили две подземные галереи с размещенными в них санитарными узлами.

Обратимся к книге А.П.Мельникова "Очерки бытовой истории Нижегородской ярмарки (1817-1917)", где подробно рассказывается о различных сторонах торжища: "Бетанкур был один из трех французских инженеров, которых Наполеон I подарил императору Александру Павловичу в 1806 году. Бетанкур привез с собой в Россию целую колонию иностранцев, преимущественно, как говорят, испанцев. Жил Бетанкур широко… Устроив однажды гулянье на лодках по Волге, Бетанкур привез своих гостей на очаровательный остров с прелестным парком и цветниками, где и устроились танцы. Оказалось, что парк был разведен из срубленных только накануне на этот случай деревьев… Бетанкур не окончил работ по ярмарке, потому что попал под суд. Кстати, заметим, под суд попал и губернатор Быховец, как говорят, будто бы оклеветанный. Существовало поверье, что несчастье постигало всех, кто принимал участие в переводе ярмарки от Макарьевского монастыря и вообще так или иначе, волею или неволею, способствовал запустению древней обители".

После смерти в 1824 г. А.А.Бетанкура руководство строительством ярмарки перешло к инженеру Р.Р.Бауса. Ансамбль получил завершение – по главной его оси за собором поднялась колокольня с жилым корпусом при ней (1826, архитектор А.Л.Леер). В 1828 г. на линии, поперечной к основной композиционной оси, по ту и другую стороны Бетанкуровского канала А.Л.Леером были построены татарская мечеть и армянская церковь: комплекс Гостиного двора теперь был связан с окружающей его не слишком упорядоченной деревянной застройкой — лавками, балаганами, гостиницами и постоялыми дворами, среди которых возвышался объем ярмарочного театра. Дома стояли вдоль улиц, разбитых параллельно осям ансамбля Гостиного двора, который раскрывался к реке и был ориентирован на старый город, раскинувшийся на противоположном, высоком берегу Оки. Таким образом, Нижний Новгород как бы перекинулся за реку и теперь, впервые в его истории, наметилась архитектурная согласованность застройки обоих берегов широкой реки.

В начале XIX в. некоторые государственные деятели России считали, что после перевода ярмарки в Нижний Новгород "сей город оною возведен будет на степень третьей Государственной столицы". Это предсказание отчасти оправдалось - город стал развиваться ускоренными темпами, в основном сохранявшимися на протяжении всего столетия. Уже к 1825 г. население его удвоилось, достигнув 16 тысяч жителей, а к 1841 г. снова выросло вдвое—до 32 тысяч. В 1824 г. утвержден новый план Нижнего Новгорода, в который была включена Канавинская слобода и территория ярмарки. В плане, подписанном архитектором В.И.Гесте, учтены результаты перепланировочных работ и изменений, внесенных в проект 1770 г. при его осуществлении. Новый проект предусматривал увеличение территории города, в нем больше учитывались особенности рельефа, что значительно сокращало работы по засыпке оврагов и осушению прудов. Сетка улиц нагорной части города, закрепленная проектом планировки 1824 г., в значительной степени сохранилась до наших дней. Конечно, с ростом города план его время от времени уточнялся и изменялся, застройка уплотнялась, а границы города расширялись.

По-новому организуется ансамбль ярмарки. Стремление продолжить и переосмыслить традиции русской архитектуры выразилось в формах и деталях нового здания Главного ярмарочного дома. Победителями конкурса на его проект стали архитекторы К.В.Трейман, А.М. фон Гоген и А.Г.Трамбицкий, а руководил постройкой, законченной к 1890 г., архитектор Н.П.Иванов.

В 1881 году был сооружен собор Александра Невского. Соединение пяти шатров в одном здании было основной идеей проекта губернского архитектора Р.Я.Килевейна, выполненного им в 1865 году. При утверждении проекта по требованию петербургской Комиссии он был весьма существенно переработан. События собора, заложенного в 1868 г., вел тот же Килевейн (при участии Л.А.Даля).

И сегодня поражают масштабы ярмарки. Для нее было отведено около 150 гектаров. В середине XIX века она представляла собой как бы самостоятельный город с восемью площадями и тридцатью хорошо спланированными замощенными улицами. Главный ярмарочный дом окружали 60 двухэтажных каменных корпусов, в которых размещалось 2500 лавок. Помимо вокруг корпусов ежегодно строились деревянные помещения, в которых насчитывалось еще 2800 лавок.

В торгах участвовало до 15 тысяч купцов, а численность обслуживающего персонала достигала 105 тысяч человек. Таким образом, вместе с членами семей население этого торгового "города" составляло около 120 тысяч человек. В то время как в самом Нижнем Новгороде проживало, к примеру, в 1877 году 50 тысяч, а в 1897 – 90 тысяч человек.

Торговля начиналась практически с 15 июля после торжественного молебна и подъема флагов ярмарки, а заканчивалась после 10 сентября, когда закрывались лавки, разбирались деревянные балаганы – ярмарка пустела до будущего года.

Велик был объем продажи товаров. Привоз на Нижегородскую ярмарку в середине XIX века составлял половину всего ярмарочного оборота России, приближаясь к торговым оборотам Москвы. Среди российских товаров главное место занимали ткани, металлы, изделия из них, пушнина и изделия из нее, кожаные вещи, хлеб, рыба, соль. Из Европы на ярмарку везли инструменты, часы, сукна, вина, кофе, орехи, сухофрукты.

Обширен и разнообразен был торг с купцами из Закавказья и Персии, стран Средней Азии, из других азиатских стран. Из Средней Азии, например, привозили, привозили шелковые и хлопчатобумажные ткани, пушнину, бирюзу, хлопок и пряжу из него, а среди китайских товаров особенно ценились чай, шелковые ткани, жемчуг, фарфор. Нижегородскую ярмарку называли меновым двором Европы и Азии. Она была и выставкой товаров, и всероссийской биржей, которая устанавливала на целый год цены на важнейшие предметы потребления, учитывала спрос и предложение.

У Нижегородской ярмарки богатейшая история. В 1890 году в первый раз прибыли на ярмарку афганские купцы после только что завязавшихся торговых отношений. Вот как рассказывает об этом А.П.Мельников: "Закупив товару на крупную сумму, они погрузили его на баржу у Сибирской пристани, но еще не успели застраховать, как над ярмаркой разразилась страшная гроза. Молния ударила в баржу с погруженным афганцами товаром и товар вместе с баржой погиб в пламени. Баранов принял в них участие; он сумел повлиять на ярмарочное купечество, выставив доводы, что такое прискорбное начало торговых сношений с Афганистаном может отнять у России крупный рынок для сбыта. "Купечество ярмарочное с Коншиным во главе, - читаем мы в ярмарочной газете, - по предложению Баранова, решило оказать настоящий подвиг великодушия. Русские мануфактуристы вознаградили целиком всю громадную потерю афганцев и бесплатно выдали им товара на те же 250.000 рублей". Это был, пожалуй, действительно подвиг. Поддержать престиж русских торговцев в глазах новых восточных покупателей было особенно важно в ту пору ввиду особенно обострившихся стремлений Англии завладеть рынками востока на правах монополии".


Заключение

Исторические достопримечательности Поволжья – на мой взгляд, тема неисчерпаемая, очень интересная. История – по сути, каждый минувший день. Обращение к истокам обогащает, из событий вчерашнего дня так или иначе каждый из нас извлекает уроки.

В представленной работе я рассмотрела ряд достопримечательностей Углича, Ярославля, Костромы, Плеса, Нижнего Новгорода. По моему убеждению, в период рыночных реформ особое значение имеет изучение истории Нижегородской ярмарки, которая сегодня переживает свое второе рождение.