3. Возрождение Олимпийских игр современности.
В историографии по проблеме генезиса неизменно называют предшественников Пьера де Кубертена, выдвигавших идеи возрождения Олимпийских игр. Это пионеры немецкой гимнастики И.Гутс-Мутс (1759-1839) и А.Фит (1763-1836), выступавшие с такими предложениями ещё в конце XVIII века. Попытки возродить Олимпийские игры предпринимались в Швеции в 40-е годы XIX века. Шведский учёный, профессор Лундского университета Густав Шортау дважды: в 1834 и 1836гг. в местечке Рамлезе организовывал состязания, назвав их «Скандинавскими Олимпийскими играми». Тем понятнее стремление греков возродить Олимпийские игры. По инициативе майора греческой армии Евангелиса Цаппаса – участника освободительной войны – в 1859г. в Афинах были проведены состязания, получившие название «Пангреческие Олимпийские игры». Подобные соревнования в Афинах проводились ещё четыре раза (1870, 1875, 1888, 1889гг.). Идеи возрождения Олимпийских игр выдвигались и в Англии, и в Америке. Во Франции у Кубертена также были предшественники. Отдавая должное всем, кто выдвигал идеи возрождения Олимпийских игр, всем, кто попытался организовать соревнования под этим девизом, следует, однако, подчеркнуть, что никто из них не предпринимал серьёзных попыток, осмыслить, какими должны быть Олимпийские игры Нового времени, какова идейная основа неоолимпизма, современного олимпийского движения. Все попытки по существу ограничивались стремлением организовать соревнования и присвоить им древнее название – «Олимпийские игры».
Надо отдать должное прогностическим способностям молодого Кубертена. Выдвинув и обосновав тенденции интернационализации (расширения географии спорта) и демократизации (вовлечение в занятия спортом широких социальных слоёв), Кубертен первым подметил эти тенденции, хотя в конце XIX в. они лишь намечались, едва просматривались, и сумел верно, на многие десятилетия вперёд предугадать направление развития спорта в мире.
XIX век в сравнении с предшествующими столетиями, был богат на события, связанные со сферой физического воспитания, гимнастики, спорта. Эти понятия в XIX веке обрели новое смысловое содержание. Возрос интерес к физическому воспитанию, к обобщению опыта, накопленного в разных странах.
Барон Пьер де Кубертен.
Барон Пьер де Кубертен (1863-1937) – инициатор возрождения Олимпийских игр, выдающийся деятель международного движения; второй президент Международного олимпийского комитета (МОК).
Родился в семье богатого французского живописца. С детских лет любил ездить верхом, занимался фехтованием и греблей. Кубертен учился в одном из парижских лицеев и в военной школе в Сен-Сире. Затем в Парижском университете получил звание бакалавра искусств, науки и права, после чего продолжил обучение в Свободной школе политических наук (Эколь-Премьер) в Париже.
Разочаровавшись в политике и перспективе военной карьеры, Кубертен решил посвятить себя просветительской реформе во Франции. Он написал в 1886-1887гг. и опубликовал ряд статей по проблемам физического воспитания.
При этом он не ограничился изучением состояния физического воспитания и спорта в различных странах в конце 19в., но и провёл глубокие исторические исследования. Наиболее близкими к представлениям Кубертена о месте спорта в обществе оказались взгляды древних греков, реализованные в их системе воспитания и спортивных соревнований, среди которых наиболее значительными были античные Олимпийские игры. Так у Кубертена возникла идея возрождения Олимпийских игр в современных условиях. В 1887 году Кубертен создает Комитет по пропаганде физического воспитания во Франции. Роль действовавшего в качестве органа Министерства просвещения Комитета по пропаганде в 1887-1890 годах состояла, по существу в создании основ олимпийского движения. Стремясь привлечь к участию в возрождении Олимпийских игр спортивных деятелей разных стран, Кубертен в 1889-1890гг. ведет переписку со многими специалистами, совершает деловые поездки в Англию и Северную Америку.
Выступая на международном атлетическом конгрессе, созванном Комитетом по пропаганде 15 июля 1889 года в Париже, Кубертен поставил вопрос об организации серии международных соревнований по образцу древних олимпиад.
Свою концепцию олимпизма как понятия, содержащего в обобщенном виде определённые педагогические взгляды, Кубертен изложил в лекции, прочтенной им 25 ноября 1892 года в Сорбонском университете по случаю пятилетней годовщины создания Французского легкоатлетического союза. Именно тогда он, как генеральный секретарь Союза, внес официальное предложение о возобновлении Олимпийских игр.
Весной 1893 года с помощью секретарей английского и американского атлетических союзов (К. Херберта и В.М. Слоанса) он уже создает Комитет по подготовке к созыву учредительного конгресса.
В письме, которое Кубертен разослал во многие страны мира, он говорил: «Возрождение Олимпийских игр на принципах и условиях, которые соответствовали запросам современного общества, сделает возможной встречу представителей всех народов мира каждые четыре года. Мы надеемся, что эти мирные и благородные состязания будут лучшим выражением духа интернационализма».
В основном благодаря международному пацифистскому движению Кубертен установил связи с теми государствами, где спортивная жизнь получила уже довольно широкое развитие. На учредительном конгрессе, созванном 16 июня 1894 года в Сорбонском университете, кроме французов и греков, были представлены также англичане, американцы, шведы, испанцы, итальянцы, бельгийцы, венгры и русские. Делегаты единогласно присягнули на верность принципу любительства, а затем 23 июня 1894г. создали Международный олимпийский комитет (МОК).
Пьер де Кубертен сформулировал свое собственное отношение к спорту как к средству образования и воспитания, взаимопонимания между народами, особому явлению социальной жизни: «Современный атлетизм имеет две тенденции... Он становится демократичным и интернациональным. Это течение, родившееся из великой тяги к миру и братству, к дружбе, которые возникают из глубин человеческого сердца... Здоровая демократия, мудрый и мирный интернационализм проникнут на новый стадион, что позволит атлетизму совершить дело морального совершенствования социального мира одновременно с развитием мышц».
Итак, Кубертен стал инициатором созыва Международного олимпийского конгресса, положившего начало новому современному олимпийскому летосчислению.
Было решено, начиная с 1896 года « в интересах поддержания и развития физического воспитания и содействия дружескому общению народов в этой области раз в четыре года проводить по образцу эллинских олимпиад большие игры, на которые будут приглашаться все цивилизованные народы».
4. Олимпийская Хартия
Олимпийская хартия сводит в единый кодекс основополагающие принципы, правила и официальные разъяснения, принятые Международным олимпийским комитетом. Она управляет организацией и функционированием олимпийского движения и ставит условия празднования Олимпийских игр. Этот документ по предложению Пьера де Кубертена был утвержден Международным спортивным конгрессом в Париже в июне 1894 г. В целом оставаясь неизменной с тех далеких времен, Хартия, конечно, менялась в каких-то своих частях. И это естественно: ведь менялось само время. Обретало силу и становилось всё интересней и олимпийское движение. И в 1991 году была принята современная Хартия.
4.1.Олимпийский символ
Олимпийский символ, который является исключительной собственностью Международного олимпийского комитета, представляет собой пять переплетенных колец - три в верхнем ряду (голубое, черное и красное), не сцепленных между собой.
Голубое и черное кольцо переплетаются желтым, а черное и красное - зеленым.
Таким переплетением разноцветных колец символически выражается соединение в олимпийском движении пяти континентов.
Олимпийский символ, а также некоторые другие атрибуты Олимпийских игр были предложены в 1913 г. президентом Международного олимпийского комитета Пьером де Кубертеном. МОК согласился с его предложениями, утвердив олимпийскую символику в том же году.
"Пять колец - голубое, желтое, черное, зеленое и красное - представляют пять частей света, которые приобщились или приобщаются к олимпизму, - говорил Кубертен. - Шесть цветов, я имею в виду белый фон полотнища олимпийского флага, скомбинированы так, что являют собой цвета всех наций без исключения. Это действительно международная эмблема".
Подбирая такую палитру цветов, Кубертен стремился к тому, чтобы хоть один из них присутствовал в национальном флаге любого государства мира.
Олимпийский символ наносится на олимпийский флаг и является обязательным элементом олимпийской эмблемы, которая включает помимо олимпийского символа и олимпийский девиз: "Быстрее, выше, сильнее".
Олимпийской хартией запрещено использование олимпийского символа в целях рекламы и коммерции, если они не направлены на развитие и поддержку олимпийского движения.
Но МОК разрешает использовать олимпийский символ в качестве части эмблемы национальных олимпийских комитетов и отдельных Олимпийских игр.
4.2. Олимпийский девиз
«CITIUS, ALTIUS, FORTIUS», «Быстрее, выше, сильнее» выражает послание, которое МОК адресует всем, кто принадлежит к олимпийскому движению, призывая их к совершенству, в соответствии с духом олимпизма. Девиз этот принадлежит французскому священнику Анри Дидону, директору одного из духовных колледжей. Этими латинскими словами он попробовал выразить в коротком и звучном изречении смысл честной спортивной борьбы. Они очень понравились Кубертену.