Смекни!
smekni.com

История развития физической культуры в рамках первобытного общества (стр. 2 из 2)

Позже, в связи с начавшимся разделением труда по возрастным и половым признакам, происходила дальнейшая эволюция игр.

Они постепенно теряли подражательный характер, становились имитационными, символическими.

Игры по-прежнему имитировали трудовой процесс, но живые цели заменялись движущимися мишенями – чучелами, мячами сделанными из шкуры животного и набитыми шерстью, а охотничий инвентарь заменялся специальным, игровым. Например, появилось копье с тупым наконечником,

вместо палки стали использоваться клюшки.

На последней ступени развития первобытного общества возникли игры, которые почти полностью абстрагировались от труда. Игравшие стали делиться на команды, появились специальные площадки для игр, совершенствовался игровой инвентарь. Игры стали регламентироваться простейшими правилами, появились спортивные судьи и зрители.

Процесс развития физической культуры постепенно привел к выделению из игр и обособлению в качестве самостоятельных физических упражнений – бег, метание, прыжки, плавание и другие виды движений. Все они, так или иначе, были связаны с подготовкой членов общины к труду.

Возникли специальные приемы обучения физическим упражнениям подростков и молодежи, т. е. появилось физическое воспитание [4, с. 9].

В родовом обществе физическое воспитание носило высокий уровень развития. Этнографические исследования показывают, что каждой народности были присущи свои формы и виды упражнений.

У австралийцев – игры, метание бумеранга и палки, игры в мяч, борьба, пляски «корроби». У индейцев Америки – упражнения: ходьба, бег, плавание, гонки на лодках, метание и метательные игры, игры с мячом.

Игр с мячом насчитывалось более десяти, проводились они в течение нескольких дней и участвовало в них более 100 человек [4, с. 9]. Также известны индейские пляски, носившие многофункциональный характер. В африканских племенах проходило метание в цель, фехтование палками, бег, прыжки, метание копья на расстояние и высоту, военные игры, пляски. Мужчины играли с мячом.

У тунгусов (эвенков) можно выделить две стадии подготовки: 1‑я стадия – все мужское население занималось стрельбой, бегом, увертыванием от стрел, управлением лодкой; 2‑я – только для тех мужчин, которые хорошо были обучены военному делу.

Одной из форм физического воспитания являлись инициации – проверки физической готовности членов общины.

Например, таким обрядом в африканских племенах являлось удаление юноши в джунгли на несколько месяцев.

Из древнего периода до нас дошли следующие методические приемы обучения: например, у индейцев учитывались половые особенности, у чукчей – женщины участвовали в беге на более короткие, чем у мужчин, дистанции, эскимосы постепенно увеличивали вес камня и расстояние при обучении метанию, меняли размер лука, лыж, лодок.

В период разложения родового строя происходит военизация физических упражнений. Например, кулачный бой, тренировка с оружием, состязание колесниц, прыжки через меч, копья. В этот период появляются начальные формы учреждений общественного воспитания – тайные союзы и дома молодежи, которые существовали только для физического воспитания юношей.

Характерной особенностью данного периода является также появление мест для проведения соревнований по игре в мяч, то есть первых спортивных сооружений, а также двух типов школ – для богатых и бедных, а главной чертой воспитания становится его направленность на военно-физическое обучение.

Таким образом, в родовом обществе физическое воспитание имело важное значение и являлось одной из функций родовой общины. Главной чертой физического воспитания можно считать его всеобщность. Оно было равным для всех (имело лишь разделение по полу и строго обязательным).

Во время разложения родового строя и образования классов физическое воспитание утрачивает свое единство, военизируется, подвергается действию культа, приобретает сословно-классовые признаки и классовый характер.


Заключение

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, необходимо сделать ряд следующих выводов.

Появление первых примитивных игр и физических упражнений по данным археологической и этнографической наук относится к раннему периоду первобытного общества.

Если говорить более конкретно о времени становления «человека разумного» и его физического типа, близкого к современному человеку, то речь может идти о 40–30 тысячах лет. К этому времени относится выделение игр и физических упражнений в самостоятельный вид человеческой деятельности.

Одни объясняли происхождение игр и физических упражнений с культовых и биологических позиций. Некоторые из них отрицали связь между трудовой деятельностью первобытных людей и физическим воспитанием подрастающего поколения.

В конце XIX – начале XX в. некоторые ученые – Бюхер и Гросс (Германия), Спенсер (Англия), Летурно (Франция) – утверждали, что трудовые процессы возникли из игр животных, нe делая при этом различий между игрой животного и игрой человека. Они говорили, что человек, так же, как и животное, играет потому, что у него есть избыток сил. По их мнению, в жизни общества «игра старше труда», а «труд есть дитя игры».

Другие ученые рассматривали происхождение и первоначальное развитие физвоспитания с трудовых позиций.

Именно в процессе и в результате труда и, в первую очередь, охоты человек приобретал необходимые навыки и умения в беге, прыжках, метаниях, лазанье, развивал в себе физическую силу, выносливость, ловкость, сообразительность. «Игра есть дитя труда», а не наоборот, как это утверждали некоторые ученые.

Трудовая деятельность человека, по их мнению, составляла объективную предпосылку возникновения физического воспитания в обществе. Важную роль в этом вопросе играло также сознание древнего человека, его духовный мир. Охота и другие жизненно важные занятия требовали внимательного, сознательного к себе отношения, а также определенного уровня развития целого ряда умений и навыков.

С возникновением религиозных верований элементы физических упражнений связывались с религиозными обрядами. Так появились культовые танцы, пляски, игры. Однако возникновение физических упражнений, игр, танцевальных движений как действий, производных от труда, относится к дорелигиозному периоду человеческой истории.

Существенное значение в происхождении тех или иных видов физических упражнений и игр имеют географическая среда и климатические условия, в которых жили первобытные люди. У народов Севера с древнейших времен в труде и быту применялись лыжи. Племена, обитавшие по берегам водоемов, широко практиковали плавание, греблю, а в зимнее время передвижение по льду на костяных коньках, изготовленных из длинных трубчатых костей животных. Кочевые племена, жившие в степных районах, с ранних лет приучали детей к верховой езде. В процессе совершенствования орудий труда и оружия, под влиянием новых форм ведения хозяйства и по мере развития сознания первобытных людей появлялись новые физические упражнения и игры. В дородовом обществе игры и физические упражнения почти целиком воспроизводили элементарные трудовые движения.

По мере развития первобытного общества возникает родовая община. Это новая форма общественной организации первобытных людей. Развитие производительных сил и расширение трудового опыта привело к усложнению воспитания вообще и физического воспитания в частности.

Физвоспитание в этих условиях выполняет функцию подготовки не только к трудовой деятельности, но и к военному делу. Появляются зачатки военного воспитания. Так, дети австралийцев с ранних лет упражнялись в стрельбе из лука, метании различных предметов, ходили вместе со взрослыми на охоту и рыбную ловлю. Австралийцам широко были известны разнообразные игры и развлечения. В воспитании практиковались метание бумеранга, игра в мяч одной фратрии (совокупность нескольких родов) против другой. У первобытных народов Америки (индейцев, эскимосов и др.) были известны игры с бросанием мяча в цель. Бег на большие расстояния, поднимание тяжестей (камней). Первобытные племена Африки широко применяли в воспитании детей, подростков и юношей фехтование на палках, борьбу, игры с бегом и прыжками, стрельбу из лука, упражнения с раскачиванием на лианах с последующими прыжками. Племена бушменов отличались быстротой бега и большой выносливостью. Мужские игры у них имели соревновательную направленность, а пляски носили атлетический характер.


Список используемой литературы

1. Быстрова А.Н., Мир культуры (основы культурологии): Учебник для вузов/ А.Н. Быстрова. – Новосибирск: ЮКЭА, 2002. – 712 с.

2. Григоревич В.В., Всеобщая история физической культуры: Учебник/ В.В. Григоревич. – М.: Советский спорт, 2008. – 228 с.

3. Голощапов Б.Р., История физической культуры и спорта: Учебное пособие. – М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2005. – 312 с.

4. Пельменьев В.К., Конева Е.В., история физической культуры: Учебное пособие/ В.К. Пельменев, Е. В, Конева. – Калининград: Издательский центр ВЛАДОС, 2005. – 312 с.

5. Физическая культура: Учебник для вузов. – М.: Издательство ассоциации строительных вузов, 2000. – 432 с.