В целом же в период становления и первоначального развития ИФКиС как учебной дисциплины материалы об Играх Олимпиад ни в одном вузе России представлены не были. В 1914 году четыре пятых детей и подростков не учились даже в начальной школе, а государство тратило на образование каждого жителя России в среднем 80 копеек в год (для сравнения - в США почти во всех штатах около 10 рублей).[10]
В годы Первой мировой и гражданской войн "уровень физического воспитания подрастающего поколения" был в критическом положении. В исторической литературе недостаточно представлены проблемы развития физического воспитания учащейся молодежи и в первые годы Советской власти. На эмпирическом уровне в ряде регионов России после Октября 1917 года в издательствах "белых" и "красных" популяризировались основы научного направления, и после окончания гражданской войны были опубликованы труды специалистов этнопедагогики в нетривиальных вневойсковых и допризывных аспектах, спортивно-игровых и военно-технических видах подготовки молодежи. Авторы же историко-педагогических исследований развития ИФКиС недостаточно внимания уделяли эволюции физического воспитания и спорта среди учащейся молодежи.
В годы гражданской войны и в 20-е годы уровень физической подготовленности учащейся молодежи и качество знаний о физкультуре в образовательных учреждениях были на низком уровне. В программах же всеобщего военного обучения и по физическому воспитанию различных типов общеобразовательных школ по инициативе А.В. Луначарского, Н.И. Подвойского, Н.А. Семашко и других учебный материал практических занятий дополнялся основами теоретических знаний, а в управленческих структурах создавались отделы воспитательной работы.
Правительство РСФСР 1-го декабря 1920 года утвердило Московский "инфизкульт" как высшее учебное заведение и научное учреждение в системе Наркомздрава. С 1925/26 учебного года институт перешел на 4-летний срок обучения и в учебных планах ИФКиС стала самостоятельной дисциплиной. На последний "исторический факт" не "обращали внимания" авторы, исследовавшие "советское прошлое".[11]
В 20-30-е гг. ситуация в спортивном движении стала особенно сложной и противоречивой.[12] В большой степени она стала определяться политическими целями и интересами. Это послужило основанием для того, чтобы государство стало все больше и больше осуществлять патронат над спортом и даже превращать его институты в часть своего аппарата. Заметим, что для развития спорта это не всегда было плохо.
В СССР развитие физической культуры и спорта представляло одно из направлений "культурной революции". Государственные программы всеобщего физического воспитания, поддержки физкультурных и спортивных организаций, включение физкультурно-спортивных объектов в планы гражданского строительства в первые десятилетия советской власти позволили значительно поднять общий уровень физической культуры в стране и сделать спорт заметным явлением культурной жизни.
В сферу физической культуры и спорта были вовлечены различные группы населения: промышленные рабочие, учащиеся, женщины. Это физкультурно-спортивное движение было любительским в самом лучшем и, может быть, точном значении этого слова, ибо представляло собой недосужные и развлекательные занятия, а с увлечением и энтузиазмом выполняемую жизненную программу.
Оптимистическое мироощущение первых лет революции и пропагандируемый идеал свободного гармоничного человека нового общества спорт выражал так искренне и ярко, что и искусство открыло в нем свой новый материал и нового героя. Достаточно вспомнить хотя бы такие произведения, как "Раздолье" А. Дейнеки, "У старта" П. Кузнецова, скульптурную группу "Футболисты" И. Чайкова, чтобы представить светлую атмосферу тех лет. И казалось, что поддержка социалистического государства - самая надежная гарантия неуклонного, быстрого и успешного развития спортивного движения для достижения общественного идеала гармонично развитой личности. В это верили миллионы людей, возможно, и само государство, и для этой веры были объективные предпосылки. К сожалению, в реальной истории оправдались далеко не все эти романтические надежды.[13]
В промышленно развитых странах мира в 20-30-е годы отношение к спорту также существенно изменилось, в том числе и со стороны государственных учреждений, которые прежде едва различали его в поле своих интересов и задач. Спортивные успехи становились показателем национального престижа, и главную роль в этом принципиальном изменении статуса спорта сыграли получившие к этому времени невиданное развитие средства массовой информации. Они придали спорту ту популярность, которая поставила его героев в один ряд со звездами кино, что обернулось и материальным интересом и высокой социальной престижностью.
Но картина постепенно менялась. Огосударствление сферы физической культуры и спорта, приобретшее к 60-м гг. почти всеобщий характер, волей или неволей придавало ей другую направленность и функциональность, а именно - делало ее инструментом государства и государственной политики, которая, к сожалению, далеко не всегда соответствует действительным интересам народа и гуманистическим идеалам.
Так, жесткая классовая конфронтация 20-50-х гг. противопоставила "буржуазный" и "пролетарский" спорт, что в значительной мере ограничило возможности спорта как явления общечеловеческой культуры, а в нашей стране затормозило его развитие.
Ценности физического совершенства, пластической гармонии как важнейших составляющих индивидуальной свободы и высокого творческого потенциала личности в этих условиях все более уступали интересам политических выигрышей, чаще всего сиюминутных и весьма эфемерных, которые можно было получить, используя формы спорта и его организации. Спорт все чаще стал использоваться в качестве карты в политической игре. Причем, чем большую популярность он приобретал, тем большим авторитетом он пользовался в этой игре.
И еще одно важное следствие возникало из процесса огосударствления спорта - его бюрократизация.[14] Управление как естественная и органичная деятельность спортивных обществ, союзов и движений, саморегулирующихся в интересах своих участников, постепенно превратилось в мощную "контору", управляющую спортом не столько в интересах его собственного развития, сколько в своих интересах, превратив спорт в питательную почву для таких интересов и, следовательно, начало эту почву иссушать и разрушать.
И все же 50-60-е гг. - это время взлета и расцвета спорта, почти всеобщей эйфории по поводу его достоинств и возможностей преобразовать человека и мир в целом в новые, более совершенные формы. Причины этой эйфории были вполне уважительными, и мир отдавался ей с известным удовольствием. Ведь это были годы относительно спокойного развития мира, только что вышедшего из сокрушительных коллизий революций и мировых войн. Это были годы укрепляющегося благосостояния довольно широких слоев населения, определенной уверенности в будущем, заметного увеличения досуга в бюджете времени средних социальных слоев и классов, а также годы быстрого развития индустрии развлечений и средств массовой информации, в первую очередь телевидения.
Особенно важно, что спорт в 60-е гг. создал как бы некое единое пространство культуры современного общества.
Возникла и стала быстро расширяться сеть международных соревнований самого различного уровня и ранга, среди которых, бесспорно, верховенствующую роль играли олимпийские игры.
Быстро рос престиж спортивной победы, поскольку атлеты и команды выступали как представители стран, наций, регионов, как выразители и защитники их "спортивной чести" (появилось и такое понятие). То же самое можно сказать о клубах и громадной массе их болельщиков и приверженцев. Репрезентативность стала важнейшей характеристикой спорта и существенным условием его развития. [15]
Спорт создал и новую культурную, в том числе художественную, среду, ибо спортивные сооружения - стадионы, дворцы спорта, манежи, площадки, треки, бассейны и т.п. - не только стали важными объектами архитектуры, но и оказали существенное влияние на всю организацию и планировку поселений.
Для примера можно указать на города, бравшие на себя миссию проведения олимпийских игр или других крупных международных соревнований. В культурной жизни середины века стали весьма заметны также спортивные праздники, манифестации, парады и т.п. Они создали и свои особые средства выразительности. Спорт определенным образом вошел в художественную культуру современности и в том плане, что стал оказывать существенное влияние на искусство, вообще на стиль времени, в том числе художественный. Более того, сам спорт стал областью производства непосредственно художественных ценностей.
Большие надежды возлагались на спорт и в плане нравственного совершенствования общества. Конечно, никто не ожидал от спорта абсолютной чистоты и непогрешимости. Но были надежды, что дружеская расположенность участников соревнований, бескорыстность борьбы и ее благородные правила будут все в большей и большей мере определять спортивные отношения, а через них распространяться в качестве общечеловеческих ценностей и норм общения.
Спортивная победа и ее творец - рекордсмен - воспринимались в качестве национальных символов, и казалось, что они в наиболее чистом виде воплощают нравственные ценности патриотизма, верности долгу и чести.[16] Оставалось привить эти качества массовому сознанию, ориентированному на спорт, внедрить их средствами воспитания. Тем самым, предполагалось, будут решены многие проблемы социального, этического и эстетического плана. Пропаганда спорта в этом направлении действовала очень старательно и далеко не всегда безуспешно, что несомненно, следует поставить ей в заслугу.