Смекни!
smekni.com

Карнавальный туризм (стр. 7 из 9)

Итак, карнавалы в России XVIII – XIX веков, во-первых, имели просветительские черты, во-вторых, преимущественно носили придворный характер, и простые люди могли участвовать в празднествах только как зрители, а иногда и вообще не допускались на карнавалы. Известный советский исследователь праздничной культуры А.И.Мазаев [18] полагает, что попытки Петра I и Екатерины II внедрить в России карнавал как социально-художественное явление жизни не могли иметь успеха по двум причинам: во-первых, они навязывались сверху; во-вторых, они искусственно «насаждали чуждый элемент в среду исконных отечественных «аграрных» празднеств, функционирующих под воздействием православия». Мы полагаем, что данный факт, а также переворотные исторические события, происходившие в России в начале XX века, послужили поводом к тому, что понятие карнавала в общепринятом смысле не было востребовано долгие годы в нашей стране.

Тем не менее, мы отчасти согласны с утверждением А.Макаревича о том, что проявления карнавала, хоть и в неявном виде, существовали в СССР. В общих чертах история карнавала в СССР такова. С приходом советской власти возникла потребность в массовой агитационной деятельности. Карнавалы приняли идеологическо-агитационную окраску. Вскоре само понятие «карнавал» было вытеснено из языка словом «парад». Парады в целом выполняли ряд функций, присущих карнавалу, но функции эти носили так или иначе усечённый (половинчатый) характер. Например, коснемся коммуникативной функции карнавала. На параде все социальные слои могли собраться в одно время в одном месте, но хоть и сходились «лицом к лицу», всё же имели «социальные разделители» в виде президиумов, трибун и т. д. Функция «на других посмотреть, себя (своё Я) показать» выглядела так – «на других посмотреть, себя (нас, Мы) показать». Я приняло форму Мы, а Мы – Я. Кроме того, в советские времена так или иначе проводился праздник проводов зимы, достаточно близкий карнавалу, причем основанный на древних русских (отчасти языческих) традициях, подобно празднику масленицы. По мнению А.Макаревича, карнавальное сознание проявлялось также на неформальных слетах (бардовские слеты, КСП). Если говорить о постепенном возвращении карнавалов, то мы сошлемся на информацию сайта old.russ.ru: в газете «Правда» от 19 августа 1951 г. была опубликована статья под названием «Московский карнавал», в которой кратко сообщается о проведении традиционного московского карнавала. [38]. Кроме того, начиная с 1977 года, проводился карнавал в Геленджике.

Выражая отношение к факту практически полного отсутствия карнавалов, мы сошлемся на мысль Р.Генона: исчезновение карнавалов «составляет, … если смотреть в суть вещей, тревожный симптом, поскольку оно свидетельствует о том, что разлад вторгся в самый ход существования и стал до такой степени всеобщим, что мы, можно сказать, и в самом деле живем во времена непрерывного и зловещего карнавала». [4]. И здесь мы снова вспомним о психотерапевтической (в широком смысле слова) функции карнавала: если нет возможности карнавальным («легитимным») способом выражать свое отношение к накопившимся проблемам самого различного уровня, то эти проблемы будут проявляться в обычной, повседневной жизни, тем самым приводя к разладу межличностному и общественному.

Карнавалы, мы полагаем, начали в достаточной мере как понятие и как явление возвращаться в Россию с 90-х годов прошлого века. На наш взгляд, это связано с политическими, социальными и экономическими изменениями. Жители России получили возможность выезжать за рубеж, и среди направлений туризма карнавальные туры занимали важное место.

Возникновение же собственно российских карнавалов в основном шло по трем основным направлениям:

1. Празднование традиционных русских, в том числе языческих праздников (в основном масленицы).

2. Карнавалы, основанные на российской маскарадной традиции XVIII – XIXвеков (просветительский характер, опора на яркие исторические события страны).

3. Карнавалы смешанного характера, основанные на русских традициях, носящие черты маскарадов, а также черты наиболее популярных мировых карнавалов (венецианского, бразильского и др.)

Сразу оговоримся, что нельзя признать данную классификацию строго разграниченной, карнавал по сути своей является мероприятием, не терпящим строгой определенности. Но все же мы решили принять данную классификацию за основу. Далее мы рассмотрим наиболее известные российские карнавалы, придерживаясь обозначенных нами направлений.

Прежде всего, следует отметить, что Москва, Санкт-Петербург, Псков, Саратов, Пермь, Сочи, Ярославль и некоторые другие города представляют российскую секцию в Ассоциации европейских карнавальных городов (FECC). Одной из основополагающих целей деятельности FECC являются сохранение и пропаганда карнавальных традиций как важной части культурного наследия человечества, содействие развитию карнавального движения в странах Восточной Европы. Таким образом, организаторы карнавалов, входящих в ассоциацию, получают возможность обмениваться опытом, интересными идеями, посещать карнавалы России и мира, привлекать туристов к своим мероприятиям.

К карнавалам первого типа относится Ярославский карнавал, проводящийся с 2005 года. Организаторы позиционируют данный карнавал как «главную масленицу страны» [34, 53]. По данным сайта maslenica.ru, с момента первого «пилотного» проекта произошло много событий, позволяющих с оптимизмом смотреть в будущее праздника «Ярославская масленица – Главная масленица страны». Расширяется и ведет активную деятельность некоммерческое партнерство «Сто друзей Ярославской масленицы», работает интернет-сайт Масленицы, журнал «Масленица», выдержав несколько успешных изданий, готовится к переходу на периодическую основу. Праздник вошел в перечень мероприятий, посвященных 1000-летию Ярославля, а со следующего года входит в федеральную программу Российских праздников Министерства культуры РФ. Кроме того, как мы уже упоминали, Ассоциация европейских карнавальных городов утвердила Ярославль как столицу «русского карнавала» – Масленицы.

Главным событием Масленицы 2006 года стало покаяние властей города перед народом – старинный русский обычай. Также по древней традиции были блины – символ солнца. Первый блин выпек мэр на помосте у храма Ильи Пророка. Затем состоялись потехи, старинные игры, затеи и обряды, катания с гор на санках и в корытах, состязания на ходулях, в ловкости и силе и наконец – взятие снежного городка и красочный фейерверк. 23-метровая масленичная кукла – символ зимы – была сожжена нa понтонах в акватории Волги.

В 2007 году карнавал проходил с 12 по 18 февраля. Программа включала фестиваль «Масленичный фейерверк», музыкальный фестиваль «Ярославская масленица», театрализованную ярмарку «Ярославская Масленица – Главная масленица страны», выставку детского творчества, фестиваль российского кино, фестиваль уличных скоморошьих театров, фестиваль тепловых аэростатов, а также выступления народных коллективов и тематические народные гуляния в различных районных города. Закончилась Масленица-2007 традиционным сожжением масленичной куклы.

Судя по уровню организации данного карнавала, он вполне может претендовать на статус привлекательного объекта туризма, тем более, что, по заявкам организаторов, карнавал планирует проводиться и далее, переходя в разряд традиционных мероприятий.

Первая группа карнавалов пока немногочисленна, хотя масленичные гуляния проводятся уже традиционно во многих городах, и туристические фирмы предлагают краткосрочные туры на праздник Масленицы в Карелии [79], Суздале [73], Твери [51], Туле [62], в городах Золотого кольца [47, 66]. Но локальный характер мероприятий пока не позволяют говорить о них как о карнавалах в полной мере, кроме того, перечисленные туры не являются карнавальными в чистом виде, их программа, как правило, включает экскурсии по достопримечательностям.

Вторая группа также пока представлена на должном уровне всего лишь несколькими карнавалами – в Санкт-Петербурге, Царском Селе и Пскове.

Санкт-Петербургский карнавал основан в 2001 году, он входит в высшую категорию А в списке Ассоциации европейских карнавальных городов. Карнавал в 2007 году пройдет 26 мая, тема нынешнего карнавала – «Город Солнца». Традиционно карнавал проходит на Невском проспекте, до его начала избирается карнавальный король, которому губернатор временно передает свои полномочия. Программа карнавала включает шествие-парад, выступление участников на сценах и прочие традиционные мероприятия. Концепция карнавала является «уникально-петербургской. Она основана на особом петербургском менталитете. С одной стороны – это пародийно-подчеркнутый аристократизм и имперские амбиции, с другой – суровый и взыскательный вкус, а все вместе – игровой «шутейно-ассамблейный» шабаш, царивший в головах петербуржцев с момента основания города Петром I» [77]. Об уровне данного карнавала говорит тот факт, что в 2006 году в шествиях приняло участие более двух миллионов человек, на проведение карнавала было выделено 8 миллионов рублей [77].

Ежегодно в живописном пригороде Санкт-Петербурга проходит Международный Царскосельский Карнавал, приуроченный к дню основания города (24 июня). Царское Село принимает гостей из 60 стран, а также многих регионов России. В основе Царскосельского карнавала лежит концепция карнавальных парадов творческих конкурсов, в которых может принять участие любой желающий [57]. В программе праздника – разнообразные театрализованные представления и игровые программы, многочисленные конкурсы, привлекающие большое внимание горожан и гостей города, выбор царя и царицы Карнавала, карнавальное шествие, искусство гильдии свободных художников, артистов цирка эстрады, многообразие всевозможных конкурсов на нескольких театрализованных площадках в разных концах Карнавального пространства. Праздник традиционно завершается гала-концертом с участием звезд эстрады [31]. В 1998 году Царскосельский Карнавал был высоко оценен международным карнавальным сообществом, а город Пушкин принят в Ассоциацию европейских карнавальных городов. В 2001 году в дни Карнавала прошла очередная Конвенция Ассоциации, гостями карнавала стали представители более 30 европейских карнавальных городов [75].