Смекни!
smekni.com

Конституциональные особенности организма и их роль в спортивной практике (стр. 2 из 5)

В 1927 г. М.В. Черноруцкий на основе изучения расположения органов, их формы, особенностей метаболизма предложил различать три типа конституции: астенический, нормостенический и гиперстенический (рис. 21). Эта схема имела широкое применение в медицинской практике. При определении конституциональных типов М.В. Черноруцкий использовал индекс Пинье: I = L – (P + T), где I – безразмерный индекс, L– длина тела (в см), P– вес (в кг), T– обхват груди (в см).

У астеников обычно более длинные лёгкие, малое сердце, пониженное артериальное давление, высокий обмен веществ, повышенные функции гипофиза, щитовидной и половых желёз, пониженная функция надпочечников, склонность к смещению органов вниз.

Для гиперстеников характерно высокое стояние диафрагмы, горизонтальное расположение сердца, короткие, но широкие лёгкие, гиперсекреция надпочечников, повышенное кровяное давление, высокое содержание в крови гемоглобина и эритроцитов.

У нормостеников все показатели колеблются в пределах средних величин.

В основу классификации В. Шелдона (1940) положен эмбриологический принцип. Соответственно производным трёх зародышевых листков и их преимущественному развитию автор выделяет три основных типа телосложения человека: эндоморфию, мезоморфию и эктоморфию.

Эндоморфия характеризуется округлыми очертаниями тела, сильно развитой пищеварительной системой. В связи с тем, что в образовании пищеварительных органов большую роль играет энтодерма, этот тип конституции и получил название эндоморфии.

Мезоморфия характеризуется прямоугольным очертанием тела, сильным развитием скелета и мышц. В образовании их большую роль играет мезодерма, поэтому указанный тип называется мезоморфией.

Эктоморфия характеризуется сильно вытянутым в длину телом, небольшой абсолютной поверхностью тела и большой её относительной величиной.

Указанные типы «в чистом виде» встречаются крайне редко, чаще приходится иметь дело со смешанными типами. В. Шелдон предложил оценивать степень выраженности каждого из компонентов в баллах (из 7):

Естественно, что у человека выражены все три компонента конституции, но у разных людей в различной степени. В связи с этим по В. Шелдону тип конституции человека оценивается трёхзначным числом, первая цифра которого означает балл (степень выраженности) эндоморфии, вторая – мезоморфии и третья – эктоморфии. Например, число 711 означает, что у человека в очень сильной степени выражены элементы эндоморфии и в очень слабой – элементы экто- и мезоморфии. Развивая идеи Е. Кречмера, В. Шелдон связывает выделенные им типы конституции человека с элементами высшей нервной деятельности.

В настоящее время в нашей стране широкое распространение получила классификация В.В. Бунака (1925), по которой различают три типа конституции тела человека: грудной, мускульный и брюшной.

Грудной тип характеризуется плоской формой грудной клетки с острым подгрудинным углом, впалой брюшной стенкой, слабой мускулатурой, малым жироотложением, вялой кожей и узкой спиной.

Мускульный тип имеет цилиндрическую форму грудной клетки, крепкий прямой живот, хорошо развитые мышцы, умеренное жироотложение.

Брюшной тип отличается конической формой грудной клетки, выпуклым животом, большим жироотложением, средним развитием мускулатуры, мягкой эластичной кожей, сутуловатой спиной.

Кроме этих основных трёх типов В.В. Бунак выделяет ещё четыре переходных типа – грудно-мускульный, мускульно-грудной, мускульно-брюшной и брюшно-мускульный. Так, например, грудно-мускульный тип имеет в себе больше черт грудного типа и меньше – мускульного и т.д. В.В. Бунак и П.Н. Башкиров считают, что конституциональные признаки должны иметь одно объединяющее начало и быть связаны между собой не генетической или механической связью, а функциональной. В разных группах населения эти признаки должны сохранять определённую связь друг с другом и не зависеть от расовых особенностей человека.

Кроме морфологической есть ещё неврологическая классификация, в основе которой лежит характер нервных процессов возбуждения и торможения. Она была разработана И.П. Павловым в 1923 г. С помощью метода условных рефлексов он установил, что все разнообразие проявлен7ий высшей нервной деятельности определяется тремя основными показателями6 силой процессов возбуждения и торможения, уравновешенностью процессов возбуждения и торможения; подвижностью процессов возбуждения и торможения, т.е. способностью к быстрой смене одного нервного процесса другим.

Сочетание указанных свойств нервных процессов даёт очень много разновидностей типов высшей нервной деятельности, среди которых можно выделить четыре основных типа:

а) сильный, уравновешенный, с быстрой сменой нервных процессов – «живой» тип нервной системы (сангвинический темперамент, по Гиппократу); (Темперамент – возбудимость и восприимчивость человека к впечатлениям внешнего мира).

б) сильный, но не уравновешенный, с преобладанием процессов возбуждения – «безудержный» тип нервной системы (холерический темперамент);

в) сильный, уравновешенный, но с низкой подвижностью нервных процессов – «спокойный» тип нервной системы (флегматический темперамент);

г) слабый, отличающийся слабым протеканием как процессов возбуждения, так и процессов торможения (меланхолический темперамент).

И.П. Павлов неоднократно подчёркивал, что свойства нервной системы не являются чем-то застывшим. Они видоизменяются в течение жизни в зависимости от условий, в которых находится человек. Поэтому под типом нервной системы понимается совокупность наследуемых свойств высшей нервной деятельности и свойств, приобретённых в процессе жизни под воздействием окружающей среды и условий воспитания.

Все рассмотренные конституциональные схемы применительны в основном к мужчинам.

В. Шкерли в 1938 г. создал классификацию конституциональных типов для женщин на основании количества и характера жироотложения. Он выделил два основных типа с подтипами:

Ι тип – с равномерным распределением подкожного жирового слоя:

а) нормально развитый;

б) усиленно развитый;

в) слабо развитый жировой слой.

ΙΙ тип – с неравномерным жироотложением:

а) в верхней половине тела – верхний подтип;

б) в нижней половине тела – нижний подтип.

В последнем случае жировые отложения могут локализоваться или в области туловища (обычно в областях грудных желёз или на животе), или в ягодичной области и в области большого вертела.

В 1929 г. В.Г. Штефко и А.Д. Островский предложили схему конституциональной диагностики для детей. Авторы выделили пять нормальных типов: астеноидный, дигестивный, торакальный, мышечный, абдоминальный и кроме них смешанные типы: астеноидно-торакальный, мышечно-дигестивный и др. В основу этой конституциональной схемы положены жироотложение, степень развития мускулатуры и форма грудной клетки. Схема применима как для мальчиков, так и для девочек.

Торакальный (грудной) тип характеризуется сильным развитием грудной клетки (преимущественно в длину) с одновременным развитием тех частей лица, которые принимают участие в дыхании. Грудная клетка длинная, подгрудинный угол острый, живот относительно небольшой, по форме напоминающий грушу, обращённую основанием книзу, жизненная ёмкость лёгких большая.

Дигестивный (пищеварительный) тип характеризуется сильно развитым животом, который, выпячиваясь, образует складки над лобковой костью. Подгрудинный угол тупой.

Абдоминальный (брюшной) тип – это особая модификация дигестивного типа. Он характеризуется значительным развитием живота при малой грудной клетке, не сильно развитым жировым слоем, значительным развитием всех отделов толстого кишечника. В настоящее время абдоминальный тип почти не встречается.

Мышечный тип характеризуется равномерно развитым туловищем. Грудная клетка – средней длины, подгрудинный угол – средней величины, плечи высокие и широкие, живот имеет форму груши, обращённой основанием кверху. Сильно развиты мышцы, особенно на конечностях. Жироотложение незначительное.

Астеноидный тип характеризуется тонким и нежным костяком. Преимущественно развиты нижние конечности. Тонкая суживающаяся книзу грудная клетка. Острый подгрудинный угол. Живот слабо развит.

Среди конституциональных схем есть довольно простая – схема Ф. Вейденрейха (1929), который считал, что всех людей можно разделить на два крайних типа: узкий – лептозомный и широкий – эйризомный, каждый из которых имеет свои отличительные признаки (табл. 8).

Рассмотренные основные схемы конституциональных типов широко используются как в нашей стране, так и за рубежом. Однако все эти схемы имеют недостатки в методах определения конституциональных типов.

Прежде всего, всё многообразие типов человека нельзя отнести к трём-четырём и даже пяти. При изучении конституции учитывается лишь ограниченное число признаков. Вместе с тем в каждом конституциональном типе могут быть специфические признаки, выраженные не в одинаковой мере (например, при длинной грудной клетке может быть подгрудинный угол прямой, а при широкой – острый). Функциональные проявления не всегда совпадают с типом конституции.

Далее. Не все признаки имеют количественную характеристику. Как правило, при изучении конституции человека пользуются описательным методом без количественной характеристики. Поэтому и говорят: «хорошо», «плохо», «слабо», «умеренно». При этом большую роль играют индивидуальность и опыт исследователя.