Смекни!
smekni.com

Культура Айкидо, как боевого искусства (стр. 1 из 2)

НТУУ «КПИ»

Кафедра философии

Реферат по теме:

«Культура Айкидо,

как боевого искусства»

Студента

1-го курса ХТФ

Группы ХО-51

Костяного Максима

Преподаватель:

Тымченко С.К.

Киев-2005


Содержание:

1. Вступление

2. Основатель Айкидо – Морихэй Уэсиба

3. Испытание на стрельбище

4. Что такое айкидо?

5. Принцип непротивления злу насилием

6. Заключение

7. Список использованной литературы.


Вступление

Делать добро,

Избегать зла,

Очистить своё сердце -

Таков Путь Будды.

У любого, кто приходит к айкидо в том, или ином возрасте, возникает вначале недоуменный вопрос: «Как самой эффективной системой самообороны может являться та, которая ставит своей целью нанесение как можно меньшего ущерба нападающему? Неужели мягкая нейтрализация агрессии противника является действенней силовой атаки? Почему использование энергии противника и отсутствие техник нападения делает айкидо таким популярным?». Данный реферат – это еще одна попытка рассмотреть историю возникновения и этические принципы «самого небоевого» боевого искусства.

Основатель Айкидо – Морихэй Уэсиба

Морихэй Уэшиба (1883–1969) был великим мастером боевых искусств. Даже будучи восьмидесятилетним стариком, он мог разоружить любого противника, одолеть любое число нападающих и удерживать противника одним пальцем.

Непобедимый воин, он был прежде всего человеком мира, не принимающим борьбу, войну и любой вид насилия. Его путь был Айкидо, что может быть переведено как «Искусство Мира». Те, кто занимается Айкидо, называют Морихэя Уэшибу О–Сэнсэй — «Великий Учитель».

Искусство Мира — идеал, но развивалось оно в реальной жизни на многих фронтах. Морихэй в юности служил пехотинцем в Русско–японской войне, позже боролся против бандитов во время путешествия в Монголию и затем, после овладения множеством военных искусств, преподавал в элитных военных академиях Японии. В то же время, на протяжении всей его жизни, Морихэя очень беспокоили раздор и борьба, которые терзали его мир: сражения его отца с коррумпированными политиками и нанятыми ими бандитами, опустошительные войны и зверства военных лидеров его страны.

Морихэй находился в духовных поисках и был преобразован тремя видениями. Первое произошло в 1925 году, в возрасте сорока двух лет. После нанесения поражения мастеру кэндо, ускользнув от всех его ударов и выпадов (будучи безоружным), Морихэй вышел в сад. «Внезапно Вселенная задрожала. Золотой туман поднялся от земли и окутал меня. Я почувствовал себя преобразованным в золотой образ, и мое тело казалось легким, как перо. Внезапно я понял сущность мироздания: Путь Воина состоит в том, чтобы проявлять Божественную Любовь, дух, который охватывает и наполняет все вещи. Слезы благодарности и радости струились по моим щекам. Я осознал, что вся Земля — мой дом, а солнце, луна, и звезды — мои близкие друзья. Все приложение к материальным вещам исчезло.»

Второе видение имело место в декабре 1940. «Около двух часов утра, выполняя ритуальное очищение, я внезапно забыл все приемы боевых искусств, которые когда–либо узнал. Все техники, переданные моими учителями, предстали совершенно по–новому. Теперь они были средствами для культивирования жизни, знания, достоинства и здравого смысла, а не способом, чтобы бросать и колоть людей.»

Третье видение было в 1942, в самый разгар Второй Мировой войны и в один из самых темных периодов человеческой истории. Морихэй имел видение Великого Духа Мира, пути, который мог бы вести к устранению всей борьбы и примирению человечества. «Путь Воина был неправильно истолкован как средство, чтобы убивать и уничтожать других. Те, кто ищут состязаний, делают серьезную ошибку. Бить, калечить или уничтожать — тяжелейший грех, который может совершить человек. Истинный Путь Воина состоит в том, чтобы предотвратить конфликт, это и есть Искусство Мира, сила Любви.» Морихэй уединился в деревне и посвятил всю оставшуюся жизнь очищению и распространению Айкидо — Искусства Мира.

В отличие от авторов военной классики прежних времен, такой как Искусство Войны и Книга Пяти колец, которые принимают неизбежность войны и подчеркивают хитрую стратегию как средство для победы, Морихэй понял, что продолжающаяся борьба — с другими, с самим собой и с окружающей средой разрушит Землю. «Мир продолжит драматично изменяться, битвы и войны могут полностью уничтожить нас. То, в чем мы нуждаемся сейчас — техники согласия, а не техники раздора. Требуется Искусство Мира, а не Искусство Войны.» Морихэй преподавал Искусство Мира как созидательную тренировку ума и тела, как практическое средство управления агрессией и как путь жизни, который способствует бесстрашию, мудрости, любви и дружбе. Он интерпретировал Искусство Мира в самом широком возможном смысле и верил, что принципы согласования, гармонии, сотрудничества и сочувствия могли бы смело применяться ко всем вызовам, с которыми мы сталкиваемся в жизни — в личных отношениях, при взаимодействии с обществом, на работе и в бизнесе, когда имеем дело с природой. Каждый может быть воином на благо мира.

Испытание на стрельбище

Существовал безупречный свидетель этого поразительного случая, некий Годзё Сиода (1915-1994). Скептически настроенный Сиода не относился к пастве Омото-кё и всегда очень критически воспринимал все, что слышал об Уэсибе.
Однажды на демонстрацию в Кобукан явилась группа снайперов. Когда Уэсиба узнал, кто они, он вызывающе заявил: "Я неуязвим для пуль".
Вполне понятно, что стрелки были оскорблены и потребовали от него доказательства этого утверждения. Уэсиба согласился подписать письменное заявление, освобождающее снайперов от какой-либо ответственности в том случае, если он будет ранен или убит, и они договорились о встрече на военном стрельбище. Сиода уже не раз воочию убеждался в поразительных способностях своего учителя, но позже признался, о чем думал тогда: "На этот раз он зашел слишком далеко. Похоже, пришло время готовиться к похоронам Мастера Уэсибы".
В день испытания жена Уэсибы умоляла его бросить эту затею. Уэсиба попросил её не волноваться и отправился на стрельбище с совершенно беззаботным видом. Там он спокойно встал около мишени, расположенной примерно в 23 метров от стрелков.
Когда снайперы прицелились и выстрелили, несколько из них немедленно свалились на землю, а Уэсиба, целый и невредимый, необъяснимым образом очутился позади них. Все присутствующие онемели от неожиданности, а затем потребовали от Уэсибы повторить это чудо. "Конечно", - согласился он и вновь подошёл к мишени в 23 метрах от линии стрельбы. Поимая, что происходит нечто сверхъестественное, Сиода внимательнейшим образом следил за фигурой Уэсибы. Раздались выстрелы, стрелки зашатались, а смеющийся Уэсиба вновь стоял позади всех. Сиода не смог заметить ровным счетом ничего.
На обратном пути Сиода спросил учителя: "Как, черт возьми, вы это сделали?"
Уэсиба загадочно ответил: "Моя земная задача еще не завершена, поэтому ничто не может убить меня. Мой срок придет, как только я достигну своей цели. Но до тех пор ничто не способно повредить мне".

Что такое айкидо?

Айки — это не приемы боя или нанесения поражения врагу. Это путь, ведущий к установлению мира во всем мире и объединению всех людей в одну семью.

Морихэй Уэсиба «АЙКИ-ДО - истинное Бу-до»

Айкидо часто называют «боевым искусством для джентльменов». Из многообразия других методов самозащиты айкидо резко выделяется своим изяществом и утонченностью, но особенно – своими этическими Установками.

Айкидо—это не только система самозащиты, которую можно применять против любого нападения, но и – на высшем уровне—Наука Координации, Путь Гармонизации всех жизненных сил человека. В айкидо нет атак; это боевое искусство ставит своей целью исключительно нейтрализацию агрессии без причинения нападающему по возможности никакого вреда. Для этого, конечно, требуется мастерство, но главное – требуется этика ненасилия. В самом слове «айкидо» содержится три элемента, составляющие это искусство: ай – гармония, или координация; ки – дух, или энергия; до – место или «путь».

Человек, который правильно изучает и практикует айкидо, желает толдько защищать себя, не причиняя вреда другим. Чтобы выработать в себе такую этическую установку, необходимо достичь очень высокой степени интеграции сил сознания и тела, гармоничного сочетания физических средств и нравственных принципов.

И тут мы подходим к ключевому вопросу, но как же быть, если говорится о необходимости непротивления злу насилием? Как быть, когда в ответ на насилие, применение ответного насилия строго запрещено? Вполне оправданный вопрос.

Но только кто сказал, что при попытке насилия в отношении вас вам обязательно необходимо сопротивляться и отвечать насилием на него ? Разве нельзя то же самое сделать без насилия и сопротивления?

Разве не в этом заключается, к примеру, главный принцип дзю-до (переводится с яп. как «путь гибкости»): поддаться, чтобы победить ? Когда основатель этой системы самозащиты однажды зимним вечером прогуливался по своему саду, он увидел, как тонкая ветка дерева всё более и более прогибалась под тяжестью падавшего на неё с ночного неба снега и вдруг, наступил момент, когда снег просто и легко соскользнул с неё. Именно тогда в его голове промелькнули слова: поддаться, чтобы победить. Разве это не интересно, победа через смирение ?