После революции усадьбы в основном стали использовать в качестве детских домов, санаториев, домов отдыха, и лишь некоторые из них оказались под охраной государства. В них организовали музеи (Останкино, Кусково, Архангельское). В результате сильно разрушился природно-исторический ландшафт и архитектурные ансамбли усадеб. Большинство из них дошло до нас в сильно измененном состоянии, а некоторые просто в разрушенном. Но они ценны не только как архитектурные памятники, но и как мемориальные места.
1.5 Археологические памятники
К археологическим памятникам относятся селища, курганы, наскальные рисунки, земляные валы, древние каменоломни, рудники, а также остатки древних цивилизаций и раскопки самых ранних периодов. На обжитой территории археологических памятников встречается довольно много. Например: в Московской области их в каждом районе насчитывается до нескольких десятков – городища, захоронения, курганы и пр.). Археологические памятники представляют интерес для специалистов – историков и археологов. А туристов в основном привлекают наскальные рисунки (сохранились они в нескольких местах: в Карелии, Закавказье, Средней Азии и на Алтае), осмотр вскрытых археологических пластов (как было организовано в Москве на Манежной площади в период строительства торгового комплекса под землей), а также археологические экспозиции в музеях.
1.6 Этнографические памятники
Этнографическое наследие, вовлекаемое в туристские маршруты, представлено двумя видами. Это либо музейные экспозиции в краеведческих музеях, музеях народного быта и деревянного зодчества, либо существующие поселения, сохранившие особенности традиционных форм хозяйствования, культурной жизни и обрядов, присущих данной местности.
Музейные экспозиции содержат коллекции народных костюмов, предметов крестьянского быта и народного творчества, характерных для населения определенных регионов. Они знакомят туристов с историческим прошлым.
В каждой местности на протяжении исторического развития складывался свой особый архитектурный стиль, связанный с национальными и природными особенностями края. Образцы народной архитектуры представлены в музеях деревянного зодчества. Они располагают образцами жилой застройки, хозяйственных служб (мельницы, амбары и т.д.) и культовых сооружений. Сюда экспонаты свезены из различных районов области, и в музее они находятся в природных условиях, близких к реальным, например, Малые Корелы под Архангельском, Витослявицы в Новгородской области, Василево под Торжком. Деревянное зодчество, кроме того, представлено отдельными объектами в городах и деревнях.
С этнографическими особенностями русской культуры туристов можно ознакомиться во многих отдаленных поселениях Архангельской области по рекам Печоре, Пинеге и в селе Заплавье на Селигере. Этнографическим центром считается город Каргополь, где ежегодно проводятся фольклорные фестивали.
Интересный этнографический материал представляют места расселения малых народов. Там можно познакомиться со своеобразной культурой, разнообразными формами жилищ (чумы, вигвамы, сакли и прочие), обрядами, традициями. Такие поселения сохранились на Крайнем Севере у ненцев, чукчей, в Сибири и на Дальнем Востоке у коряков, эвенков, манси и др., а также среди многочисленных горских народностей Кавказа.
Этнографические памятники относятся к культурному наследию по следующим критериям: уникальность и своеобразие этнокультурных и социокультурных условий; компактное проживание малочисленных народов и старожильческого населения, где традиционные уклады, обычаи и формы природопользования сохранены наиболее полно; наиболее типичные районы российской глубинки (ареалы выразительного традиционного сельского ландшафта на русском Севере, в средней полосе, на Урале, в Поволжье и т.д.).
1.7 История развития музейного дела в России
Музейное дело в России было заложено еще Петром I. Им было создано три музея. В 1709 г. – музей мореплавания (ныне Военно-морской музей в Петербурге). По велению Петра собирались боевые реликвии, военная одежда, оружие и знамена времен Северной войны, которые послужили основой создания военно-исторического музея артиллерии. В 1714 г. был сформирован научный музей и библиотека, знаменитая кунсткамера, собравшая биологические, анатомические и этнографические достопримечательности.
XVIII в. знаменит частными коллекционированием. Во дворцах и имениях русской знати собираются богатейшие коллекции станковой живописи, миниатюры, скульптуры и предметов декоративно-прикладного искусства. Интерес к естественным наукам обусловил появление научных коллекций: археологических, зоологических, минералогических, ботанических и пр. Собираются большие библиотеки, и в 1795 г. в Петербурге открывается первая публичная библиотека.
В XIX в. произошел переход от частного коллекционирования к созданию общедоступных музеев. Начало было положено князем Голицыным, который в 1809 г. при благотворительной больнице, созданной его семьей в Москве, организовал художественный музей из картин западных мастеров.
В двадцатых годах XIX в. вопросы создания общественных музеев широко обсуждались общественностью. С интересными предложениями выступили Адалонг и Вихман, которые обосновали структуру русских музеев, где должна была быть представлена русская культура с древнеславянских времен до настоящего времени. Они первыми предложили собирать не только светскую живопись, но и иконопись.
В шестидесятых годах XIX в. в России появляется множество различных музеев, созданных меценатами. В 1862 г. в Москве открываются художественный музей и библиотека графа Н.П.Румянцева и картинная галерея крупного предпринимателя В.А.Кокарева. Коллекции этих музеев впоследствии вошли в собрания Русского музея, Третьяковской галереи и Музея изобразительных искусств.
В1883 г. открылся Исторический музей в Москве. В1885 г. Московским губернским земством был создан Кустарный музей, который собрал все образцы русского декоративного народного искусства и ремесел XVII-XIX вв. В 1891 г. в Торговых рядах (ныне ГУМ) открылась художественная галерея, представлявшая огромную коллекцию в 8 тысяч экспонатов: живопись, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства. При этой галерее действовала тематическая библиотека по искусствоведению.
В 1892 г. открылся художественный музей П.М. Третьякова (ныне Третьяковская галерея), в 1895 г.- картинная галерея в Пензе, основанная художником К.А. Савицким, и путешественником П.П. Семеновым-Тянь-Шанским, через три года, в 1898 г.- литературный музей «Пушкинский дом» в Петербурге. В восьмидесятых и девяностых годах появилось множество краеведческих музеев в различных городах России.
Таким образом, в конце XIX в. в России уже сложилось развитое музейное дело.
После революции, в 1918 г. по распоряжению В.И. Ленина предписывалось сохранить все ценности усадеб и организовать местные музеи. Их спасением занялись деятели русской культуры. Им удалось собрать великолепные коллекции, в результате наши провинциальные музеи представляют прекрасные собрания предметов искусств, которые во много раз богаче нестоличных музеев Европы. Например, Старицкий музей, собранный внуком скульптора Е. Клодта, перед Великой Отечественной войной был занесен в список 36 лучших музеев мира.
В советский период развитие музейного дела продолжалось по всей стране.
В настоящее время, помимо традиционных краеведческих, художественных, литературных, этнографических музеев, в нашей стране имеются уникальные военные музеи, равных которым в мире нет: Музей бронетанковых войск в Кубинке и Музей авиации и космонавтики в Монино, а также технические, политехнические, зоологические, геологические и др. Многие предприятия декоративно-прикладного искусства имеют собственные экспозиции. За последнее столетие было создано огромное множество мемориальных музеев, связанных с жизнью деятелей русской истории и культуры (писателей, ученых, художников, полководцев, актеров и т.д.). Некоторые из них получили статус музеев-заповедников, например «Пушкинские Горы», «Ясная Поляна», «Мелихова» и др.
1.8 Народные промыслы
Народные промыслы исторически относятся к древнейшим видам искусства. Их корни лежат в крестьянском быту, народных ремеслах. Некоторые виды художественных промыслов зародились в церковном искусстве и в дворянской помещичьей культуре.
В крестьянском быту берут свое начало ручное узорное вязание, ткачество и вышивка. С деревенскими ремеслами связаны кузнечное дело, плотницкая резьба по дереву, набойка на тканях, многие виды гончарного дела. С течением времени, возникая в отдельных селах, эти ремесла, распространяясь по целым районам, превращались в промыслы (Хохлома, Гжель).
В городах зародились те виды народных промыслов, которые находили спрос у привилегированных заказчиков: холмогорская резьба по кости, великоустюжское черное серебро. В помещичьих мастерских развились особо изысканные виды вышивки – мастерская белая гладь или нижегородские гипюры.
Ремесла традиционно были представлены и в монастырях: кузнечное дело, столярное, плотницкое – в мужских, там же иконопись и ювелирное дело, в женских занимались художественной вышивкой, создавали вышитые иконы, пелены, воздух (покрывало) и пр. С древнейших времен дошли до нас вышивки из мастерских Евпраксии Старицкой (тетки Ивана Грозного), вышивки Горецкого и Новодевичьего монастырей. В более поздние времена на промыслы и ремесла большое влияние стали оказывать западноевропейские образцы прикладного искусства: станковая живопись и графика, фарфор, кружевоплетение, эмальерное искусство и миниатюра. Под их влиянием возникла лаковая миниатюра, русский фарфор, финифть, камнерезание. Вкус заказчиков определял содержание и характер назначения изделий. В каждой местности влияние деревенской и городской культур по-своему преломлялось в местных промыслах. Некоторые из них сохранили наивность и простату народных изделий, особенно там, где развит труд мастеров-надомников, например, Полхов-Майдан – расписные деревянные «тарарушки», Вятская губерния – плетение из бересты. В других случаях промысел приобрел формы профессионального народного искусства: жостовые подносы, хохлома, дымковская игрушка. И, наконец, промыслы переросли в центры декоративно-прикладного искусства: гжельский фарфор, лаковая миниатюра, каслинское литье, в некоторых изделиях создаются по оригиналам художников. Но народная традиция присутствует в любом из этих промыслов.