Туристам следует рекомендовать делать записи об увиденных известных произведениях искусства (фиксировать имена художников, наименование произведений, известных памятников архитектуры). Это позволит сохранить полученные впечатления на долгое время, а также в случае необходимости обратиться к специальной литературе, чтобы расширить свои знания о них. Главным звеном неспециализированного познавательного туризма является богатая экскурсионная программа. Она должна предусматривать общее знакомство с городом пребывания, его основными достопримечательностями и наиболее известными архитектурными ансамблями, архитектурными древностями, музеями (искусств, этнографическими), объектами развлекательной индустрии и крупнейших магазинов. Организаторы экскурсий должны предупредить туристов о тех правилах поведения, которые следует соблюдать в общественных местах, и незнание которых может лишить туриста возможности осмотреть выдающиеся исторические памятники (например, вход в Ватикан не разрешается для туристов, одетых в шорты).
Специализированный познавательный туризм предполагает знакомство с одним существенным для туриста аспектом культуры. В случае специализированного познавательного туризма подготавливается специальная программа, предусматривающая осмотр музеев (собраний живописных коллекций, скульптуры, мелкой пластики, интерьеров), исторических архитектурных ансамблей, культовых памятников, инженерных сооружений или природных ландшафтов. Задача гида в одном и другом случае различна. В первом случае он должен рассказать и показать те объекты, которые бросаются в лицо, которые внешне определяют своеобразие данного города или данной страны. Здесь гид — актер и конферансье в одном лице. Он рассказывает не только о материальной культуре, но и жителях страны, их нравах и обычаях, прибегая к занимательным случаям из жизни известных людей и даже к анекдотам. В другом случае от гида требуются более специальные знания отдельных видов искусств - собраний крупнейших художественных музеев или планировки известных архитектурных ансамблей.
В комплексе рекреационных ресурсов особое место занимают культурно-исторические ресурсы, расположенные в городах, селах и на межселенных территориях и представляющие собой наследие прошлых эпох общественного развития. Они служат предпосылкой для организации культурно-познавательных видов рекреационных занятий, на этой основе оптимизируют рекреационную деятельность в целом.
Образуемые культурно-историческими объектами пространства в известной мере определяют локализацию рекреационных потоков и направления экскурсионных маршрутов. Культурно-исторические объекты подразделяются на материальные и духовные. Материальные охватывают совокупность средств производства и других материальных ценностей общества на каждой исторической стадии его развития, а духовные - совокупность достижений общества в образовании, науке, искусстве, литературе, в организации государственной и общественной жизни, в труде и быте. Фактически не все наследие прошлого относится к культурно-историческим рекреационным ресурсам. К ним принято причислять только те культурно-исторические объекты, которые научными методами исследованы и оценены как имеющие общественное значение и могут быть использованы при существующих технических и материальных возможностях для удовлетворения рекреационной потребности некоторого множества людей в течение определенного времени.
Среди культурно-исторических объектов ведущая роль принадлежит памятникам истории и культуры, которые отличаются наибольшей привлекательностью и на этой основе служат главным средством удовлетворения потребностей познавательно-культурной рекреации.
Памятники археологии - это городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки культурного слоя древних населенных пунктов.
Наиболее характерны для памятников градостроительства и архитектуры следующие объекты: архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов; сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, культурные ландшафты.
К культурно-историческим предпосылкам рекреационной отрасли можно отнести и другие объекты, связанные с историей, культурой и современной деятельностью людей: оригинальные предприятия промышленности, сельского хозяйства, транспорта, научные учреждения, высшие учебные заведения, театры, спортивные сооружения, ботанические сады, зоопарки, океанарии, этнографические и фольклорные достопримечательности, кустарные промыслы, а также сохранившиеся народные обычаи, праздничные обряды и т.д. Все объекты, используемые в познавательно-культурной рекреации, подразделяются на две группы - недвижимые и движимые.
Первую группу составляют памятники истории, градостроительства и архитектуры, археологии и монументального искусства и другие сооружения, в том числе и те памятники искусства, которые составляют неотъемлемую часть архитектуры. С позиций познавательно-культурной рекреации важно то обстоятельство, что объекты этой группы представляют собой самостоятельные одиночные или групповые образования.
Ко второй группе относятся памятники искусства, археологические находки, минералогические, ботанические и зоологические коллекции, документальные памятники и другие вещи, предметы и документы, которые можно легко перемещать. Потребление рекреационных ресурсов этой группы связано с посещением музеев, библиотек и архивов, где они обычно концентрируются[9].
Культурно-познавательные мотивации в настоящее время являются ведущими в структуре туристских поездок и поэтому доля культурного туризма в общемировом туристском потоке составляет не менее 40 %. Во всем ми-ре объекты культурного наследия и города, богатые архитектурными, историческими и культурными памятниками, становятся местами паломничества все большего числа туристов. В этой связи актуализируются проблемы сохранения наследия от туристов, которые нередко становятся одним из источников опасности для объектов наследия. Так, под угрозой разрушения и исчезновения находятся многие объекты, включенные в «список памятников мирового наследия» ЮНЕСКО, среди которых называется даже Великая Китайская стена. Другой пример, российский, связан с посещением иностранными туристами широко известного памятника археологии «Китовая аллея» (Сиклюк), расположенного на острове в Сенявинском проливе у побережья Чукотского полуострова. Объект не музеефицирован, но активно посещается и буквально вытаптывается тысячами иностранных туристов. Хаотичное развитие туризма наносит вред не только материальным памятникам культуры, но и нередко ведет к насильственному изменению уклада жизни коренных народов, разрушению традиций и обычаев. Заход круизных теплоходов в национальные поселки на Чукотке (Сиреники, Уэлен, Лорино), с одной стороны, позволяет туристам ознакомиться с современным бытом чукчей и эскимосов, но с другой стороны, ни о каком традиционном укладе жизни в этих поселках сегодня говорить не приходится.
Безусловно, именно туристская индустрия является одной из наиболее заинтересованных отраслей бизнеса и общественной деятельности в сохранении и возрождении объектов наследия, т. к. перегруженность приводит не только к ухудшению состояния памятников, но и к понижению качества туристского восприятия. Поэтому основная проблема культурного туризма состоит в том, чтобы объединить две противоположные, на первый взгляд, тенденции - сохранение объектов наследия и развитие туризма - таким образом, чтобы они не противоречили, а дополняли друг друга.
В мире накоплен весьма обширный опыт регулирования на национальном (государственном) и местном уровнях взаимоотношений между туристской индустрией и объектами культурного и природного наследия, в результате чего объекты не только сохраняются, но и возрождаются, приобретают новые формы своего существования, использования и развития. Повсеместно в европейских странах увеличивается число местных администраций, стремящихся сохранить, восстановить местные объекты культурного наследия или реставрировать старые кварталы городов и их архитектурные памятники в целях привлечения туристских контингентов.
Это достигается путем применения комплекса законодательных, организационных и информационных мер, а также новых технологий, в результате которых заинтересованные в сохранении объектов наследия стороны получают необходимые стимулы и поддержку при организации туристско-рекреационной и экскурсионно-познавательной деятельности. Ярчайшим примером умелого использования наследия являются музеефицированные комплексы Карфагена в Тунисе, которые ежегодно посещают миллионы туристов со всего мира.
Эти меры связаны, прежде всего, с регулированием массового потока туристов (по типу длительности и интенсивности посещения), улучшением окружающей инфрастуктуры (обустройство подходов и подъездов к объектам, мест стоянок транспорта, магазинов, кафе, ресторанов), предоставлением информационных услуг, организацией развлекательных мероприятий, планированием развития туризма, зонированием и соответствующим ограничением передвижения туристов на отдельных участках, четким определением туристских и экскурсионных схем и маршрутов, предусматриванием альтернативных маршрутов и объектов (вплоть до создания копий объектов, специально предназначенных для туристов или создания тематических парков) с расчетом оптимальной пропускной способности и нагрузок на объекты и территории, широким спектром платных услуг (сувениры, памятные сертификаты, медали и т.д.), созданием в целом благоприятной бизнес-среды вокруг или на территории объектов[10].