Интрига создается сознательными условиями одной из борющихся сторон или возникает в результате случайного стечения обстоятельств. С помощью интриги драматург достигает особой напряженности действия, заинтересовывает зрителя его развитием.
Для работы со вниманием зрителя можно использовать некоторые кинодраматургические схемы:
1. Хоккей с шайбой имеет 3 периода – столько же частей имеет классическая схема развертывания событий в драматургии.
2. Встречи по футболу и хоккею с мячом длятся 90 минут – ровно столько, сколько длится средний по продолжительности фильм.
3. Баскетбол имеет 4 четверти, при этом вторая и третья вмести могут выступать в роли 2 акта, соответственно 4 четверть – 3 акт, а первая -1 акт - классическая схема драматургии.
Интрига может быть создана и околоспортивными средствами, например:
· Юлия Бордовских выступала за БК «Динамо», а значит, могла бы комментировать матчи женской баскетбольной лиги (такой матч будет интереснее не только поклонникам соперничающих команд);
· Земфира была капитаном юниорской сборной России, а значит, может выступать комментатором баскетбольного матча;
· Олег Табаков является давним поклонником ФК «Спартак», а значит, мог бы составить компанию Василию Уткину или Владимиру Гусеву.
· Дана Борисова могла бы комментировать футбольный матч, проходящий 1 апреля или поединок боксеров.
Такие методы формируют интерес к спортивному событию у различных целевых аудиторий, привнося элемент аттракциона, который не влияет на спортивную составляющую самого мероприятия.
Например, не случайно на проект «Король ринга» была приглашена в качестве гостя и эксперта Лариса Долина – всем известно, что под ее песню выходил на бои Константин Дзю, а также она сама посещала некоторые бои и разбирается в этом виде спорта.
Таким образом, стратегия создания драматического образа клуба через создание атрибута для спортивного клуба включает в себя использование всех возможных поводов для освещения этой команды в СМИ, то есть для привлечения к нему внимания и роста прибыли от него.
Такой подход выгоден для всех.
Во-первых, зритель получает возможность более открыто переживать за свою команду, потому что у него складывается определенное мнение, возникает определенный образ той или иной команды и ассоциаций с ней. В некоторых случаях PR менеджеры и маркетологи внедряют в раскрутку своего клуба еще и теорию архетипов Юнга, воздействуя определенными символами на сознание человека и заставляя его на подсознательном уровне выбирать их марку.
Во-вторых, СМИ получают возможность для более яркого и красочного описания тех или иных спортивных событий. Например, вместо «Неожиданная победа «Магнитогорска» над «Авангардом» в плей-офф», можно сказать: «Ястребы остались голодными: парни из стали оказались несъедобны».
Что соответственно повысит и прибыль для самих СМИ.
В-третьих, спонсоры получают возможность более простого сотрудничества с командой, так как зная атрибуты клуба, спонсоры могут вписывать свой бренд в их общую политику, делая его наиболее понятным для людей. Ведь любой болельщик, обожающий свою команду, зная что ее спонсирует, например, компания Indesit, с большей вероятностью будет покупать продукцию именно этой компании.
Таким образом, мы рассмотрели механизмы маркетинга и менеджмента в современном спорте, механизмы достижения наибольшей прибыли за счет спортивных клубов и команд.
Инвестиции в спорт
Маркетинговые отделы ведущих компаний уже давно ищут альтернативу прямой рекламе, возрастающая конкуренция в различных областях бизнеса заставляет разрабатывать новые решения. Один из самых эффективных способов добиться расположения потенциального покупателя или клиента, - стать спонсором его любимого клуба. Но, естественно не все так просто, - рассмотрим детали.
Для начала определимся с понятием спонсорства.
По старому закону «О рекламе», - под спонсорством понимается осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах.
В новой редакции закона: «спонсор - лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности». Также мы видим новое словосочетание спонсорская реклама: «спонсорская реклама - реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре»
Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый - соответственно рекламодателем и рекламораспространителем. Спонсор не вправе вмешиваться в деятельность спонсируемого.
Но по отношению к спортивному объекту больше подойдет определение спонсорства как содействие, оказываемое организациям (спортивным, некоммерческим), событиям/мероприятиям или частным лицам (спортсменам) путём предоставления ресурсов в денежном или товарном выражении в обмен на право использования ассоциаций со спонсируемым объектом для достижения экономической выгоды.
То есть, спонсор, ассоциируясь с популярным клубом неизбежно вызывает положительные эмоции у болельщиков этого клуба. Заметим, что в России часто путают спонсорство с меценатством или направлением денег в приказном порядке прогосударственной компанией. Пользуясь подобными схемами, компании, конечно же, преследуют определенные интересы, но это не спонсорство.
Приведем интересные факты:
Олимпиада в Los Angeles 1984 – взрыв популярности спонсорства как платформы маркетинговой коммуникации.
За период 1984 – 2001, расходы на спонсорство выросли больше чем в 12 раз с $2,0 млрд. до $24,6 млрд.
К 2010 размер рынка превысит $50,0 млрд.
Спонсорские инвестиции в спорт составляют около 80% общих затрат на спонсорство.
Разберем причины увеличения объемов спонсорских поступлений:
· ограничения на рекламу спиртных напитков и табачных изделий в СМИ;
· рост цен на рекламное пространство, традиционных каналов информации;
· неэффективность традиционных средств рекламы;
· более полное освещение спонсируемых мероприятий;
· глобализация: спорт – центральный элемент глобальной культуры;
· развитие индустрии развлечений;
· научно-технический прогресс: новые средства массовой информации;
· фрагментация рынков и медиа платформ;
· неспособность государства адекватно финансировать спорт;
· желание спортивных субъектов диверсифицировать источники дохода.
Спонсорство позволяет решать многоплановые задачи, стоящие перед компанией в рамках одной спонсорской программы, а также предоставляет доступ к разнообразным целевым аудиториям.
Спонсорство положительно влияет как на саму компанию, отметим следующие возможные выгоды для компании – спонсора:
· увеличение осведомленности о компании и её услугах;
· изменения/укрепление имиджа компании;
· выстраивание и укрепление деловых отношений с партнёрами и властными структурами;
· укрепление отношений и управление мотивацией сотрудников;
· пропаганда социальной ответственности компании;
· оптимизация коммуникационного портфеля;
· повышение рыночной капитализации компании.
А также непосредственно на бренд. Компания получает:
· развитие лояльности к бренду;
· увеличение осведомлённости о бренде со стороны целевой аудитории;
· позиционирование бренда в рамках целевой аудитории;
· демонстрация функциональных характеристик бренда/продукта;
· увеличение доли рынка
-прямые продажи;
-косвенный сбыт;
· использование универсального послания в рамках «бесплатного» эфира;
· блокирование конкуренции;
Исследования показали, что улучшение осведомленности о бренде и укрепление лояльности к бренду со стороны текущих клиентов – две наиболее популярные задачи для решения в рамках спонсорских программ. Инвестиции в Спонсорство (не прямая коммуникация) не всегда приводят к увеличению продаж в короткий срок.
Заметим, что спонсорство может быть эффективно как единственный канал коммуникации, но максимального эффекта можно добиться, сконцентрировав все каналы коммуникации (СМИ, наружку, Интернет, промоушн, PR) вокруг спонсорства. То есть, собираясь потратить, к примеру, 10 000 у.е. на спонсирование ФК «Клуб», - выделите еще 3 000 у.е. на продвижение информации об этом факте. Тогда намного больше болельщиков узнает, что их любимому клубу (и спорту в целом) помогает данная компания.
Инвестиции в спорт и отдельных игроков. Самые щедрые спонсоры. Прогнозы на будущее
Спорт, являющийся; по определению; бюджетным, как правило, недофинансирован. Поэтому спортивные клубы и команды всегда были заинтересованы в расширении количества источников доходов. Активным продвижением своих брендов через спорт западные компании занялись примерно лет 15-20 назад. Началом изменения отношения к спортивному спонсорству (т. е. переход от; процесса безвозвратных вложений к последовательности четко спланированных коммерческих) можно считать 80-е годы прошлого века. Так, во время Олимпийских игр 1984 года в Лос-Анджелесе глава Международного олимпийского комитета Хуан Антонио Самаранч предложил девяти крупным компаниям стать официальными партнерами соревнований. Взамен вложенных $10 млн. эти компании получили право использовать олимпийскую символику для продвижения своей продукции. Инициатива оказалась настолько интересной, что уже через четыре года как количество спонсоров, так и суммы вложений выросли в несколько раз (до $100 млн.)