После выбора темы определяется цель экскурсии. Цель экскурсии - это то, ради чего показывают экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты. Рассказ экскурсовода подчинен той же конечной цели. А цель в свою очередь тесно связанна с понятием "идея", так как предусматривает изложение не только определенного материала, но и четких идейных позиций. Идея, как замысел экскурсии, как главная ее мысль неразрывно связана с темой. Таким образом, тема и идея составляют идейно-тематическую основу экскурсии. Цель определяет актуальность темы. Назовем несколько целей: воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине, общественно-полезному труду, к другим народам; эстетическое воспитание, а также расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры и т.д.
Задача экскурсии в том, чтобы достичь целей путем раскрытия темы. То есть продемонстрировать заранее подробные объекты и обогатить при этом определенными впечатлениями, в основном зрительными. Именно это составляет суть экскурсии как особой формы культурно-просветительской работы.
Таким образом, зрительный ряд экскурсии имеет большое значение. Он должен быть построен так, чтобы без подробного рассказа экскурсовода могла быть раскрыта тема. Но это редко получается. Причина: недостает объектов, многие объекты не несут необходимой информации, далеко не все экскурсоводы умеют использовать объект в системе доказательств.
Экскурсионный объект - предмет (явление), дающий представление о характерных чертах (особенностях) определенной эпохи развития общества, науки, техники, культуры, природы, искусства, вызывающий интерес экскурсантов к познанию окружающей действительности. [2 - c.281]
В качестве объектов могут выступать: места связанные с историческими событиями; природные объекты и заповедники; здания и сооружения; мемориальные памятники и комплексы; произведения архитектуры и градостроительства; оригинальные инженерные сооружения; объекты, связанные с жизнью и деятельностью великих людей; технические экспонаты; памятники искусства; экспозиции музеев, картинных галерей, выставок; археологические памятники и т.д.
Познавательную ценность объекта можно определить благодаря историческим, территориальным и методическим особенностям. Так же она может быть выражена во времени - в минутах (часах) осмотра, что определяется объемом информации, содержащейся в объекте.
Непосредственная разработка самой экскурсии включает в себя: составление экскурсионного маршрута, то есть наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличие площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов.
Исходя из выбранных объектов, составляется маршрут экскурсий, как наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, позволяющий раскрыть содержание экскурсии.
Маршрут - путь следования экскурсионной группы, связанный с процессом показа объектов. Экскурсионные маршруты могут строиться по следующим принципам: хронологическому; тематическому; комплексному (тематико-хронологическому).
Хронологический - показ объектов с момента их возникновения или создания. Это свойственно экскурсиям исторической, литературно-библиографической тематике. Такие принципы построения маршрута обычно посвящены жизни и деятельности выдающихся людей. [4 - с.11]
Тематический принцип связан с раскрытием определенной темы в жизни города.
Комплексный (тематико-хронологический) принцип присущ обзорным экскурсиям.
Самое главное в маршруте - это последовательный объезд и показ объектов; наличие доступности объекта (площадки для его осмотра); место стоянки транспорта; время переезда (перехода) от одного объекта к другому (хронометраж); продолжительность экскурсии.
После объезда (обхода) составляется схема маршрута, подготавливается контрольный текст экскурсии.
Контрольный текст в большинстве случаев содержит хронологическое изложение материала. Этот текст не отражает структуры экскурсии и не строится в маршрутной последовательности с распределением излагаемого материала по остановкам, где происходит анализ экскурсионных объектов. Контрольный текст является тщательно подобранным и выверенным по источникам материалом, являющимся основой для всех экскурсий, проводимых на данную тему. Используя положения и выводы, которые содержаться в контрольном тексте, экскурсовод строит свой индивидуальный текст. [4 - c.11]
В контрольном тексте приводятся цитаты, цифровые данные со ссылками на источники, а также материалы, которые могут составить содержание выступления, заключения и логических переходов между подтемами экскурсии.
На основе контрольного текста могут быть созданы варианты экскурсий на ту же тему, в том числе для детей и взрослых, для различных групп трудящихся.
В целях облегчения работы по созданию таких вариантов в контрольный текст могут быть включены материалы, связанные с объектами, подтемами и основными вопросами, не вошедшими в маршрут данной экскурсии.
Также в этот этап разработки экскурсии входит портфель экскурсовода - комплект наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии.
И завершается подготовка экскурсии составлением методической разработки - документа, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно.
Заключительная ступень - это прием (защита) экскурсии на маршруте. Это и утверждение новой экскурсии руководителем учреждения. Здесь в основном речь идет о самом экскурсоводе и подготовке его речи.
Экскурсовод - человек, обладающий определенным талантом и способностями к экскурсионному делу, владеющий не только большим багажом знаний в предметной области экскурсии, как специалист. Но рядом личных качеств лидера и актерского мастерства, умений оратора и навыков экскурсионного дела и экскурсионных методов. [1 - c.130] Есть мнение, что экскурсия - это театр одного актера, и это во многом правильно.
Таким образом, мы рассмотрели сложный процесс технологии подготовки экскурсии, требующий специальных знаний и навыков. И поняли, что экскурсия - это произведение конкретных авторов, строится с учетом требований, предъявляемых к литературному произведению, и имеет свой сюжет, которому подчинен весь экскурсионный материал.
И так в первой главе мы раскрыли суть экскурсии. Но не просто дали определение, а познали экскурсию изнутри, то есть показали саму технологию создания экскурсии, где мы подробно смогли изучить все составляющие части экскурсии через технологию создания. Так же проследили, как создание экскурсии формирует характерные для нее признаки, по которым мы можем определить, что данный процесс является экскурсией.
Так первая глава послужила своеобразным "скелетом", по которому будет рассмотрена вторая глава. Вторая глава в свою очередь будет рассматривать цели первой главы на примере экскурсии Невьянск-Таволги.
После того как мы заочно познакомились с понятием экскурсия, ее основными частями в первой главе, то вторая глава уже представляет собой конкретную экскурсию. Разбор, которой поможет нам "оживить" теоретические определения и понятия и показать, как именно они взаимодействуют внутри данной экскурсии.
Итак, экскурсия Невьянск-Таволги - это девятичасовая экскурсия, которая начинается с древнейшего промышленного городка Невьянска и оканчивается поездкой через село Быньги в село Нижние Таволги.
Цель данной экскурсии в том, чтобы способствовать воспитанию чувства гордости и уважения к истории родного края, а так же его неповторимости; содействовать позитивному восприятию его самобытности.
Задачи этой экскурсии: ознакомление экскурсантов с основными архитектурными достопримечательностями Невьянска, с историей города, с культурой старообрядцев, а так же знакомство с гончарным мастерством.
Здесь посещаются такие экскурсионные объекты как краеведческий музей и Невьянская башня.
Краеведческий музей.
В этом музее вы можете подробно ознакомиться с историей города, начиная от его создания и кончая серединой XX века. А также с бытом старообрядцев, тут же представлены многочисленные изделия из чугуна, меди, а также оружие, все это производилось на Невьянском заводе.
Именно в Невьянске в н. XVIII века началась история уральской металлургии, и он стал самым крупным заводом в России. Первым его владельцем стал, Никита Демидов. Купец, был родом из Тулы, где уже имел два завода, поэтому в Невьянск отправил своего сына Акинфия Никитича. Он и прославил металлургию Невьянска, за что Екатерина пожаловала ему дворянское звание, а также ранг Статского советника. С тех пор вся продукция клеймилась знаком с изображением старого соболя. Но эта только одна из версий, почему Демидов клеймил свою продукцию именно этим знаком. По другой же версии, потому что чугун по цене сравнивался со шкуркой соболя, а самая качественная шкурка имеется у старого соболя.
После смерти Акинфий Никитич оставляет завод своему младшему сыну Никите, но другие сыновья, Григорий и Пракофий, оспорили завещание отца. И поделили все имущество между собой. Так Невьянск перешел в руки нового владельца Пракофия, который 1760г продал его за 800 рублей, что в 4 раза дороже реальной цены, Яковлеву. В 1819 году в этих краях было обнаружено золото. Здесь его добывали, промывали. Если вы посетите краеведческий музей в Невьянске, то непременно обратите внимание на картину "старателя", на которой изображен человек, промывающий золото. Его изможденное тело, грязные руки и одежда, старое морщинистое лицо показывает нам далеко нелегкий труд этого человека.