Смекни!
smekni.com

Методика педагогических исследований в физическом воспитании (стр. 2 из 5)

Разностороннее знание предмета исследования позво­ляет уже на подготовительном этапе разработать гипоте­зу (применительно к конкретному исследованию гипотезу ино­гда называют рабочей гипотезой) о причинах явления, которое будет изучаться, о его связях с другими явления­ми, о возможных путях доказательства выдвигаемого по­ложения.

Гипотеза о возможных связях изучаемого явления — это описательнаягипотеза; гипотеза не только о связях, но и о причинах, их порождающих,— объяс­нительнаягипотеза. Было бы неверным оценивать гипотезу по этим видовым призна­кам. Нельзя считать, что описательная гипотеза имеет меньшее значение и легче поддается формулированию. Иногда не составляет трудности найти причины связей, но требуется много усилий для разработки их структуры.

Значение гипотезы для любого исследования трудно переоценить: во-первых, она позволяет найти выход тео­рии в практику, так как именно на ее основе организуют­ся исследования и появляются новые научные факты; во-вторых, разработка гипотезы — это рождение новых идей, это расширение границ наших сегодняшних знаний; в-третьих, гипотеза формирует предмет конкретного ис­следования; в-четвертых, гипотеза позволяет «не утонуть» в обилии получаемых фактов, не увлекаться появляющи­мися побочными фактами; в-пятых, удачно сформулиро­ванная гипотеза — это та «научная тропинка», по кото­рой могут пойти многие исследователи.

Источниками разработки гипотезы являются: 1) об­общение педагогического опыта, 2) анализ уже сущест­вующих научных фактов, 3) дальнейшее развитие науч­ных теорий. Гипотеза может возникнуть на основе здра­вого смысла и интуиции. Не случайно существует убеждение, что гипотезы «возникают у людей, которые думают».

Сказанное делает очевидной истину: нельзя научить формировать гипотезу, немыслимо весь этот сложнейший процесс творчества облечь в какие-то принципы и фор­мулы. Можно говорить лишь о самых общих рекоменда­циях, предупреждающих явные заблуждения.

Все это порождает гипотезы, которые повторяют всем известные теоретические положения, но от этого не теря­ют своей научной и практической значимости.

Теоретическая и практическая состоятельность каж­дой гипотезы повышается в том случае, если при ее раз­работке учитываются следующие положения.

1. Гипотеза должна обладать принципиальной прове­ряемостью. Это означает, что сформулированное предположение должно быть доступно обоснованию фактическим материалом, полученным в исследованиях. Это тре­бование не отрицает важности гипотез с практической непроверяемостью, ибо они могут иметь большое значе­ние для построения перспективы развития науки, хотя при существующем научном оснащении и не могут быть подкреплены достаточными научными фактами. Напри­мер, построение моделей двигательных действий челове­ка как эталона, отражающего биомеханические и физио­логические закономерности жизнедеятельности, в прин­ципе перспективно, но сегодня не может быть доказа­тельно решено в силу неразработанности методов иссле­дования.

2. Разработанная гипотеза должна объяснять тот круг аналогичных вопросов, которые составляют сущ­ность изучаемого явления. Гипотеза становится маловероятной, если одни аспекты укладываются в теоретиче­ское предположение, а другие, аналогичные, нет.

3. Желательно, чтобы гипотеза имела приложение к широкому кругу педагогических явлений. Это положение как бы раздвигает границы действия гипотезы, так как ориентирует на разработку таких вопросов, которые ох­ватывали бы ряд смежных явлений. Такой глобальной гипотезой в свое время являлась гипотеза об эффектив­ности общей физической подготовки на любом уровне физического воспитания человека.

Однако данное положение не снижает ценности гипо­тез локального приложения. Более того, в науке о физи­ческом воспитании, как, впрочем, и в любой другой науч­ной дисциплине, глобальные гипотезы появляются сравнительно редко и, как правило, знаменуют новое на­правление в теории и практике.

4.Гипотеза обычно не должна противоречить ранее установленным научным фактам. Если же исследователь разработал предположение, не укладывающееся в трак­товку существующих данных, то, во-первых, гипотеза будет действенной только при доказательстве ее новыми фактами (в соответствии с первым положением), во-вто­рых, опровергаемым фактам должно быть найдено объ­яснение: то ли ранее материал собирался менее современными методами, то ли ранее полученные данные бы­ли собраны на другом контингенте занимающихся, при изучении других двигательных действий. Однако в по­следнем случае ранее существовавшие факты не опровер­гаются, а получают лишь ограничение в сфере своего действия.

5. Гипотеза должна быть принципиально проста. Про­стота гипотез относительна, поскольку относительна про­стота самих объясняемых явлений. Например, простота построения гипотезы о влиянии числа уроков физической культуры на уровень физической подготовленности школьников является лишь внешней. На самом деле эта гипотеза выходит за рамки только педагогических и ме­дико-биологических проблем и затрагивает область со­циальных и экономических отношений.

6. Содержание гипотезы не должно включать тех по­нятий, которые не имеют теоретического и эксперимен­тального обоснования, т. е. понятий, которые сами мо­гут стать предметом исследования.

7. Любая гипотеза как предположение носит харак­тер вероятности. Однако подобная вероятность должна обладать логической обоснованностью.

Надо сказать, что, построив гипотезу, исследователь иногда оказывается у неё в плену. Тогда его мысль ско­вывается цепями полюбившихся ему предположений, не давая возможности перестраивать ход исследования, ес­ли того требуют обстоятельства. Более того, чрезмерная вера в непогрешимость своей гипотезы заставляет и на полученный фактический материал смотреть сквозь призму априорных, т. е. не зависящих от опыта, пред­шествующих ему предположений. Следовательно, любая гипотеза должна рассматриваться лишь как отп­равная точка для последующих исследований.

1.4. План исследования.

Разработав гипотезу, можно приступить к изложе­нию намеченной программы действий в виде плана ис­следовательской работы. Он должен содержать все ос­новные вопросы методики исследования по избранной теме, начиная от формулировки темы и кончая необхо­димым материальным обеспечением.

Первый вариант плана по ходу работы детализиру­ется, пополняется, даже видоизменяется: план - стимул к организованному действию. Стандартных форм и схем изложения плана исследо­вательских работ нет. Специфика научной дисциплины, условия и традиции научной работы в тех или иных уч­реждениях обычно накладывают свой отпечаток на форму плана. Однако во всех существующих разновид­ностях можно уловить и нечто общее. Наиболее часто встречающаяся схема построения плана следующая.

План исследовательской работы

(фамилия исполнителя)

Проблема исследования___ ;________

Тема исследования______________

Задачи исследования_______________

Научный руководитель ___________

Начало работы Конец работы_______

Краткое обоснование темы (в том числе: характер темы, предпола­гаемое теоретическое и практическое значение)____

Объекты исследования______________

Методы исследования_____________

Организация исследования

1.5. Работа с литературой.

Изучение литературных источников может быть вспомогательным средством (например, в эксперимен­тальных исследованиях, когда основным методом служит педагогический эксперимент) или выступать как самостоятельный метод исследования.

Если чтение литературы выступает как вспомога­тельное средство, то на разных стадиях эксперименталь­ной работы задачи чтения изменяются. Когда идет под­готовка к исследованию, чтение литературы помогает правильно выбрать тему, ознакомиться с работами предшественников, с методами, которые ими применя­лись, в конечном итоге — грамотно спланировать свою последующую работу. Во время проведения эксперимен­тального исследования, которое, кстати, может длиться месяцами, чтение литературы позволяет: быть осведом­ленным о новейших работах, проводимых другими ав­торами по аналогичной теме; ввести, если потребуется, соответствующие коррективы в свои исследования; най­ти подтверждение или опровержение своему фактиче­скому материалу и вытекающим из него выводам; если данные литературы не соответствуют данным, получен­ным в собственном эксперименте, найти этому объясне­ние.

Надо сказать, что в любых случаях изучение лите­ратурных источников «открывает двери» перед исследо­вателем, настраивает на экспериментальную работу. В свою очередь, и экспериментальная работа активизи­рует потребность к чтению, так как постоянно «ставит» вопросы.

Следует помнить, что чтение нельзя превращать в самоцель, в механическое накапливание знаний: это мо­жет привести к утрате самостоятельности в личном ис­следовании.

Кроме общих могут быть и частные задачи чтения и литературы (например, для составления каталогов тер­минов, для классификации методов обучения).

Разумеется, можно решать одновременно несколько задач, но одна из них всегда будет ведущей (например, собирая литературу по теме реферата, можно одновре­менно накапливать различные теоретические концепции об интересующей проблеме).

Четкость в постановке задач чтения книг и статей во многом определяет способы последующей работы. Если, предположим, требуется получить лишь общее представление о публикации, то совершенно излишним будет ее конспектирование; если же книгу необходимо изучить как обязательный материал, то без конспекти­рования и повторного чтения не обойтись. Отсутствие четкости в постановке задач приводит к ряду недостат­ков в работе с литературой: во-первых, появляется та самоцель в чтении, о которой уже говорилось; во-вторых, не возникает обобщенного представления о прочи­танных литературных источниках, которое рождает представление о современной теоретической концепции в данном вопросе со всеми ее сильными и слабыми сто­ронами; в-третьих, появляется бессистемность в чтении, при которой отсутствует сквозная (ведущая) идея и в подборе, и в изучении источников, в результате пропу­скаются важные для темы работы и, наоборот, уделяет­ся слишком большое внимание второстепенным, не изу­чаются публикации из смежных областей знания; в-чет­вертых, возникает некритическое отношение к прочитанному, неумение оценить достоинства и просчеты авто­ров, использовать в своей работе первое и не повторять второго. Какой бы характер ни носило чтение, в нем можно условно выделить некоторые этапы. Правда, в зависи­мости от опыта и привычек читающего, от задач и ха­рактера чтения эти этапы могут быть разными, могут менять свою очередность. Например, при поверхностном чтении отсутствует ряд этапов по сравнению с углублен­ным чтением.