При этом не забывать следующие правила:
1. Все движения в равной мере выполняют и правой, и левой ногой (рукой) в ту и другую стороны. Исключение составляют лишь некоторые акробатические элементы.
2. Движения классического и народных танцев изучаются сначала у опоры, затем на середине зала.
3. Необходимо требовать от занимающихся четкого начала и завершения упражнений; это дисциплинирует, приучает к точности и законченности в работе.
Важным методом правильной организации урока является продуманное, спланированное размещение занимающихся. Подготовительную часть рекомендуется проводить в размещении колонны по кругу.
При выполнении движений у станка нужно расставлять гимнасток так, чтобы они не мешали друг другу. При выполнении урока на середине зала лучше размещать гимнасток в шахматном порядке, причем через 2-3 урока следует менять линии.
При выполнении упражнений с продвижением, например прыжков с разбега, поворотов с продвижением, соединений из прыжков и акробатических элементов, рекомендуется перемещаться от задней линии к лицевой линии по три – четыре человека и возвращаться по боковым линиям на исходное положение. При выполнении больших прыжков, различных прыжковых соединений рационально перемещение по диагонали с продвижением от задней линии к передней. При этом хореограф находится на противоположной диагонали, по которой и осуществляется показ.
Для самоконтроля за движениями полезно проводить занятия перед зеркалом. Однако занятия перед зеркалом следует чередовать с занятиями без зеркала, чтобы гимнастки учились контролировать свои движения лишь с помощью мышечного чувства.
Уроки хореографии должны проводиться под музыкальное сопровождение, применяя два способа – импровизации и использовании музыкальной литературы.
Во время проведения урока преподаватель должен сочетать показ упражнения с объяснением, особенно при освоении нового движения. Показ должен быть технически грамотным и чётким, с определённой выразительной окраской. Каждому возрасту свойственна своя манера исполнения движений. Особенно важно это учитывать при работе с детьми. Показ не должен заменять собой те указания и замечания, которые тренер может сделать лаконичнее, образнее устно.
При возникновении грубых ошибок в исполнении лучше остановить всю группу и вновь, показывая и рассказывая, если это необходимо, объяснить упражнение.
Замечания по устранению ошибок могут иметь «профилактический» характер, т.е. до выполнения задания тренер предупреждает всю группу о возможных ошибках. Во время исполнения упражнения можно делать попутные замечания, обращаясь как ко всей группе, так и к отдельным гимнасткам.
В первые годы обучения полезно исправлять ошибки, применяя не только показ и рассказ, но и проводку по движению. В этом случае занимающиеся лучше начинают чувствовать линию движений и правильно распределять звенья тела в пространстве.
Замечания, так же как и объяснения, нужно делать в простой, краткой, убедительной форме. Преподавателю нужно не только найти ошибку, сделать замечание, но и добиться от учеников выполняя своих указаний, проявляя строгость, взыскательность и вместе с тем доброжелательность. Замечания и указания в грубой, резкой форме недопустимы.
Прежде, чем ученик начнёт практическое обучение хореографии, ему необходимо ознакомиться с теорией, чтобы он имел чёткие представления о фундаментальных, базовых законах, на которых зиждется структура метода и школы, при этом осваивая специфическую терминологию.
4.7 Мастерство хореографа
Чтобы стать хорошим учителем, недостаточно быть хорошим танцовщиком, необходимо умение общаться, способность передать ученику своё искусство.
Далеко не всякий хороший танцовщик может заниматься таким сложным и серьёзным делом, как хореография, для этого необходимо иметь некоторые врождённые, естественные способности, которые практически невозможно приобрести, поскольку, даже усердно занимаясь и прикладывая огромные усилия, не всегда удаётся развить в себе артистические способности. Артистами рождаются. Хотя точно так же никогда не сможет быть хорошим хореографом тот, кто сам не танцевал, поскольку он не может иметь полное и точное представление о той технике, которая лежит в основе этого искусства. Не освоив эту технику в совершенстве, вы никогда не будете ею владеть и уж тем более не сможете обучить ей других.
Хореограф должен иметь следующие важные качества: творческие способности и богатую фантазию, неограниченное восприятие, которое позволяет увидеть всё задуманное вместе, как единое целое: движения, позы, цвета, постоянно изменяющуюся картину, всё вместе должно смотреться гармонично.
Таким образом, чтобы быть настоящим хореографом, надо иметь и артистические способности, и творческое мышление, уметь составить композицию танца, но прежде всего надо быть хорошим танцовщиком балета, знать своё искусство в совершенстве, безупречно владеть техникой.
Настоящий хореограф имеет за плечами богатый сценический опыт, он, в свою очередь, сам когда – то танцевал и многое подчеркнул когда – то у своих учителей.
У хореографа должны быть врожденные способности к этому искусству, этот человек должен творить, а не повторять то, что уже было кем-то создано. Всегда предпочтительнее плохой оригинал в сравнении с хорошей копией. Хореограф должен быть немного музыкантом, у него должны быть врожденный музыкальный слух и чувство ритма. Кроме того, у этого человека должен быть высокий уровень общей культуры, он должен знать историю танца и музыки, сольфеджио, науку о гармонии, инструментовку, он должен иметь представление о нравах и обычаях различных народов в те или иные времена, а также о национальных костюмах.
Каждое движение, созданное хореографом, исполняется под музыку, танец должен отражать музыкальные мотивы, движения должны укладываться в определенный ритм, прослушивая музыку, мы представляем себе различные образы, танец должен их визуализировать.
5. Примерные уроки на этапе начальной подготовки
(Программа рассчитана для учащихся с 6 до 8 лет).
На середине.
1. Ходьба с носка (64 счёта).
2. Ходьба на полупальцах, руки на поясе (32 счёта).
3. Ходьба на полупальцах в присед (32 счёта).
4. Лёгкий бег («Трусцой») – 1 мин.
5. Бег на «четвертинках» с переходом на обычный бег по кругу.
6. Лицом в круг. И.п. – о.с. 1 – 2 – подняться на полупальцы, дугами внутрь руки вверх (вытянуться вверх, поднять мышцы живота, плечи не поднимать). 3 – 4 – опускаясь на всю стопу, дугами наружу руки вниз, потряхивая кистями.
7. Лицом в круг. И.п. – I свободная позиция, руки согнуты перед телом, предплечья касаются друг друга, кисти наружу, ладони повёрнуты вверх. Сгибание и разгибание кистей с сопротивлением.
8. И.п. – сед углом (ноги под 45º) м/р – 2/4.
- Такт 1 – 4. Разведение ног в стороны с одновременным сгибанием и разгибанием стоп.
- Такт 5 – 8. Приведение ног с одновременным сгибанием и разгибанием ног.
- Такт 9. 1 – 2 – опустить ноги на пол.
- Такт 10. 3 – 4 – наклон вперёд.
- Такт 11 – 15. Пружинить.
- Такт 16. И.п. повторить ещё раз.
- и.п. – упор сзади на предплечьях. М/р. – 2/4.
- Такт 1. 1 – мах правой вперёд; 2 – согнуть правую (носок у колена левой).
- Такт 2. 3 – разгибая мах правой вперёд; 4 – согнуть правую в выворотное положение (passe), положить на пол (колено касается пола, таз не разворачивать).
- Такт 3 – 4. Держать, на счёт «8» т. 4 – и.п.
- Такт 5 – 8. То же с другой ноги. Повторить по 4 раза.
- И.п. сед на ноги врозь с согнутыми ногами («лягушка»), руками взяться за стопы М/р. – 4/4.
- Такт 1 – 4. Пружинные движения коленями в стороны.
- Такт 5 – 8. «Качалка» вправо – влево. Повторить. У опоры:
И.п. – лицом к опоре. I Выворотная позиция. М/р. – 4/4.
- Такт 1 – 2. 1 – 8 – 2 demiplie
- Приседания выполнять плавно, ступни не «заваливать» на большой палец, спина прямая, ягодичные мышцы подтянуты.
- Такт 3. 1 – 2 – снять руки с опоры в Iпозицию, перевести в III, затем во II позицию.
- Такт 4. 5 – 6 – руки перевести в подготовительное положение, 7 – 8 – положить на опору (при опускании рук кисти отстают от движения). Повторить по 4 раза.
- И.п. – лицом к опоре, I прямая позиция. М/р. - 2/4.
- Такт 1 – 4. 8 подъёмов peleve.
- Такт 5. 1 – peleve. 2 – demiplie(но опуская пятки).
- Такт 6. 3 – выпрямить ноги, сохраняя положение высоких полупальцев, 4 – и.п.
- Такт 7 – 8. Повторить. Выполнить два раза.
И.п. – лицом к опоре, I прямая позиция. М/р. – 4/4.
- Такт 1. 1 – круглый полуприсед. 2 – 4 – держать.
- Такт 2. 5 – прогнуться в поясничном отделе позвоночника, голову наклонить назад, 6 – 8 держать. Повторить. На два такта оттянуться от опоры (руки выпрямить).
- Такт 5 – 6. 1 – 8 – волна вперёд с подъёмом на полупальцы (движение начинать снизу, последовательно включая ноги, таз, поясничный и грудной отделы позвоночника).
- Такт 7 – 8. Повторить. Заканчивать волну в сильном наклоне назад. Повторить два раза.
- И.п. боком к опоре. I прямая позиция, правую руку вверх. М/р. – 2/4
- Такт 1 – 2. 1 – 3 – пружинистый наклон назад, подбородок прижать к груди, 4 – и.п.
- Такт 3 – 4. Повторить такт 1 – 2.
- Такт 5 – 8. Восемь махов правой рукой назад (живот втянут, в пояснице не прогибаться). Повторить по два раза.
И.п. – 4/4.
- Такт 1 – 2. Два grandplie, на последний счёт «8» правую в сторону на носок, перейти во II позицию (при выполнении приседания следует как можно дольше удерживать пятки на полу).
- Такт 3 – 4. Два grandplie во II позиции, на счёт «8» правую в сторону на носок, приставить в I позицию (пятки не отрывать от пола, таз не отводить от пола назад). То же в левую сторону.