Различают два типа программ: на выносливость и комплексного типа, в котором решаются одновременно задачи воспитания выносливости и силы. Длительность первого типа, в котором решаются одновременно задачи воспитания выносливости и силы. Длительность первого типа обычно составляет 45 – 60 мин, второго – 50-60 мин. На рисунке показаны соотношение частей урока при выполнении степ-программы на выносливость и комплексного типа.
Рис. 1 Соотношение частей занятий.
В табл. 4, 5 приведены длительность частей и блоков программы, основные целевые задачи, ориентировочный темп выполнения (темп музыкального сопровождения) и варианты контроля за состоянием занимающихся.
Таблица 4
Основная направленность отдельных частей программы при трехчастной форме занятия
Время, мин | Содержание | Задачи | Темп музыки | Контроль нагрузки | |
50 | 60 | ||||
Разминка | |||||
15 | 15 | Интенсивность низкая и средняя Простейшие соединения, изолированные движенияПредстретчинг | Подготовка опорно-двигательного аппаратаПовышение ЧССПсихологическая нагрузка | 128 - 135 | Пульс, внешнее проявление, самооценка |
Основная часть (кардио - нагрузка) | |||||
20 | 35 | Различные комбинации спортивно-атлетического или танцевально-координационного стиля с использованием платформы | Улучшение деятельности сердечно-сосудистой системыВоспитание координации | 118 - 125 | Пульс, дыхание, внешнее проявление, самооценка |
Заключительная (восстановительная) часть | |||||
10 | 10 | Простые шаги и соединения с использованием платформы и без нееУпражнения на расслаблениеУпражнение на равновесиеРелаксация | Снижение ЧССУлучшение гибкостиРасслабление | менее 100 | Пульс, самооценка |
Таблица 5
Основная направленность отдельных частей программы при пятичастной форме занятия
Время, мин | Содержание | Задачи | Темп музыки | Контроль нагрузки | |
50 | 60 | ||||
Разминка | |||||
10 | 10 | Интенсивность низкая и средняя Простейшие соединения, изолированные движенияПредстретчинг | Подготовка опорно-двигательного аппаратаПовышение ЧССПсихологическая нагрузка | 128 - 135 | Пульс, внешнее проявление, самооценка |
Основная часть кардио - нагрузка | |||||
10 | 20 | Комбинации из элементов степ-аэробики спортивно-атлетического или танцевально-координационного стиля | Улучшение деятельности сердечно-сосудистой системыВоспитание координации | 129 - 130 | Пульс, дыхание, внешнее проявление, самооценка |
Снижение кардио - нагрузки | |||||
5 | 5 | Простые шаги и соединения около и на «степе»Стретчинг | Постепенное снижение ЧСС | 118 - 125 | Пульс, самооценка |
Силовой блок | |||||
15 | 20 | Упражнения на силу и силовую выносливость на «степе» и со «степом» для мышц живота, спины, ягодичных мышц, верхнего плечевого пояса | Улучшение силы Силовой выносливости | 100 - 125 | ЧСС, дыхание, самоконтроль |
Заключительная часть | |||||
5 | 5 | Упражнения на растягивание, расслабление, Равновесие | Восстановление деятельности кардиореспираторной и скелетно-мышечной системыРелаксация | менее 100 | Пульс, самооценка |
Особенности силовой тренировки.
Силовая часть часто выполняется на «степе» и со «степом», с использованием движений фитнес-гимнастики или, как ее еще называют, кондинационной или функциональной гимнастики, а также атлетической гимнастики.
1.3.2 Методы, используемые при проведении занятий
Для тренера по аэробике важно не только красиво двигаться самому, но и умение научить занимающихся правильной технике. В связи с этим проблема правильного обучения, несомненно, актуальна в аэробике при освоении даже, казалось бы, несложных движений, не говоря о танцевальных элементах и соединениях.
Сложность задачи возрастает, так как в оздоровительной тренировке мы сталкиваемся с дефицитом времени. Обычно занимающиеся в состоянии посещать занятия не более 2-3 раз в неделю, при этом они хотят как можно быстрее достичь желаемого эффекта: похудеть, улучшить фигуру, здоровье, а также получить удовольствие, а не скучать на занятиях. Поэтому в отличие от спорта высоких достижений, обучение происходит, с сохранением принципа поточности выполнения движений. Это повышает требования к тренеру: умение лаконично и четко объяснить технику, быстро заметить ошибки и тут же исправить их. Разъяснения по разучиванию и замечания тренер должен делать в тактичной и доходчивой форме.
Итак, напомним основные методы и принципы обучения. Как и в спорте, в аэробике применяются два метода обучения: целостный и расчлененный. Относительно доступные движения, такие как ходьба, приставные шаги и их разновидности, разучиваются целостным методом. А вот различного рода «добавки» в виде движений руками требует уже расчленения. Сначала разучиваются движения ногами, затем руками, и лишь после выполняется целостное двигательное действие. Расчлененный метод применяется также при разучивании различных танцевальных сложных для координации движений.
Изучение новых движений должно быть строго последовательным, систематическим, а комбинации слагаться из ранее достаточно хорошо усвоенных элементов.
Методические приемы.В качестве основных методических приемов обучения хореографии выступают следующие:
Оперативный комментарий и пояснение.В процессе проведения занятия большое значение имеют указания, которые дает тренер в ходе выполнения упражнений. Эти указания играют роль внешнего управляющего момента, с помощью которого занимающиеся могут оперативно представить собственные действия. При этом указания включают моменты, что и как делать (название движения, основные моменты техники, направление, подсчет и т. д.), включая исправление более или менее грубых ошибок, внося коррекцию и тем самым применяя принцип обратной связи, сохраняя при этом поточный метод проведения упражнений. Объяснять надо в доступной, понятной форме, учитывая интеллектуальный средний уровень занимающихся в группе.
Визуальное управление группой.Разработанная в США условная знаковая система управления группой значительно облегчает проведение занятий оздоровительной аэробики.
Обычно визуальное управление используется вместе со словесными указаниями. Например, показывается направление движения с пояснением, что делать. Система оперативного комментария, пояснения и визуального управления группой должна быть четкой, уверенной.
Часто применяются различные формы фиксации, с помощью которых в ощущениях закрепляется наиболее верное положение, характерное для той или иной фазы упражнения, в особенности при проведении силовых упражнений в партере и с различного рода амортизаторами, отягощениями.
К невербальным методам управления группой относятся также выразительные движения телом. Тренер должен подчеркивать своими движениями моменты расслабления, напряжения, характер танцевальных элементов и т. п. Важное значение имеет мимика. Невозможно проводить занятия при выражении недовольства, раздражительности, усталости на лице.
Музыка как фактор обучения.Музыкальное сопровождение можно рассматривать и как фактор воздействия на занимающихся аэробикой в процессе обучения упражнениям за счет изменения темпа и ритма музыкального сопровождения. Правильная методика применения музыки способствует успешному усвоению двигательного навыка.
Важным методическим приемом является и изменение темпа выполнения хореографических движений: можно замедлять или ускорять темп в зависимости от стадии усвоения элемента, соединения или целой комбинации. Если в начале изучения нового хореографического материала темп будет слишком быстрым, то, как правило, такая ситуация может привести к перенапряжению, скованной работе мышц, неспособности занимающихся понять задание и повторить его, что, в свою очередь, может привести к раздражению, развить комплекс неспособности к данному роду двигательной активности. Поэтому «поспешать надо медленно».
Слишком затягивать выполнение движений в замедленном темпе также не следует, так как в этом случае снизится воздействие занятия на кардио-респираторную систему, а следовательно, и оздоровительный эффект на организм занимающихся. Не следует забывать о принципе «золотой середины».
Нельзя требовать сразу от занимающихся эмоционального выразительного исполнения слагаемых комбинации, а тем более комбинации целиком. Сконцентрируйте внимание на технической стороне, правильной последовательности элементов, ориентировки в пространстве, а затем вносите эмоциональность, раскрепощенность, выразительность.
Самоконтроль действий. Самоконтроль действий включает в себя не только механическое повторение движений, их внешней формы, но и контроль занимающихся за своими мышцами, какие мышцы участвуют в работе, какова степень их напряжения.
Тренер-инструктор должен комментировать функциональную работу мышц, поэтому знания анатомии движений - важная составная часть системы подготовки специалиста по аэробике. Огромную помощь в проведении занятий имеет зеркало. Занимающиеся могут контролировать свои движения и сличать с действиями тренера. Поэтому так важно оборудовать залы для аэробики зеркалами. Наличие зеркал в залах для проведения аэробики не только исполняет функции дизайна, но и является важным для обучения, технически правильного выполнения упражнений, для персонального контакта, коммуникации с занимающимися спортом.