В 1924 году Уэсиба принял участие в «авантюре» Онисабуро Дэгути — «великий поход» на Запад в поисках Шамбалы. Сосоздатель секты-религии Омото-кё вдруг почувствовал в себе аватар будды Мироку, собрал группу добровольцев вместе с Уэсибой, и Онисабуро, сев на белого коня, повел группу во Внутреннюю Монголию. Но путешественников вскорости арестовали, посчитав японскими шпионами и даже успели приговорить к смерти. Только заступничество властей Японии вернуло им свободу и обратный путь в Японию. В этом путешествии у Морихэя Уэсибы впервые проявляются паранормальные способности — сиддхи. Кроме известного уворачивания от пуль и меча (до нанесения удара противником видел огненную черту, где пройдет лезвие меча) Уэсиба обладал способностью предсказывать будущее.
По возвращению из бесславного похода Морихэй усиленно стал тренироваться в боевых и духовных практиках, уходя надолго в горы Кумано. Он часто принимал обряд мисоги — очищение тела и духа под холодным горным водопадом, падающем прямо на макушку. Некоторые последователи утверждали, что в этих горах Кумано Уэсиба тренировался под руководством свирепого духа — воронообразного чёрта тэнгу. В результате столь строгой тренировки весной 1925 года Уэсиба достиг просветления сатори.
В 1932 году под патронажем и покровительством Омото-кё Уэсиба открывает и возглавляет Общество продвижения и поддержки боевых искусств Японии — Дайнихон Будосэнъёкай. Основными учениками были члены Народной милиции Омото-кё.
Примерно в эти годы Уэсиба задумывается о преемнике. Вначале он возлагал надежды на своего племянника Нориаки Иноуэ (1902—1994), который занимался у него с 1921. Он в 1933-1937 гг. даже руководил додзё Будосэнъёкай). Но что-то в их устремлениях не сошлось и они разругались. Позже создал вид Синъэйтайдо в омото-будо.
А Уэсиба стал решать вопрос преемника в стиле учения Омото-кё, то есть преемником становится муж дочери, притом зять усыновляется. (В Омото-кё сосоздательница Нао Дэгути усыновила Киссабуро Уэду, женив на своей дочери Сумико, с переименованием его в Онисабуро Дэгути. С тех пор главой Омото становятся мужья дочерей по женской линии, идущей от Нао Дэгути). Так и Уэсиба для своей дочери Мацуко нашел жениха среди учеников, мастера кэндо Киёси Накакура. В Кобукане Уэсибой была даже основана школа кэндо, преподавателем в которой и был зять Накакура. Его Морихэй усыновил и дал свою фамилию Уэсиба. Однако через несколько лет произошел развод и Киёси Накакура покинул Уэсибу, став однако большим мастером кэндо иайдо (9 дан).
В 1936 Уэсиба открывает собственную школу в Токио с поддержкой Онисабуро Дэгути.
В 1941 году впервые было упомянуто название «Айкидо» (合気道). Он видел Айкидо, содержащие гармонию и любовь, как средство для объединения всех людей в мире, как ему и проповедовали в Омото-кё, духовные постулаты которого и легли в основу философииайкидо — пути гармонии и любви.
В 1942 году он переезжает в город Ивама префектуры Ибараки. Там он строит додзё и Храм Айки (в рамках религии Омото-кё). Один из биографов утверждает, что это было выражением протеста против власти военных. Возможно, это также было связано с преследованием религиозного движения Омото-кё — японской военной полицией (Кипэй Тай), аналога гестапо. Онисабуро Дэгути и множество других были арестованы, храмы Омото-кё в Аябэ и Камэоке разрушены (1935 год). От ареста Уэсибу спасло заступничество высокопоставленных учеников.
После войны Уэсиба возвращается в Токио и открывает додзё в районе Вакаяма.
3. Ученики М. Уэсибы
Ученикипомнят Уэсиба какмастерабоевых искусств, чья практика айкидо вывела его на новый уровень — от мастера обладающего совершенной техникой, к моральному ифилософскомупознаниюайкидокакпутик мировой гармонии перед лицом окружающей нас агрессии.
Техника Морихэя Уэсиба оставила свой след во множествеответвленийайкидо, существующих в настоящее время.
Большое числоучениковУэсиба обучил за эти годы. Многие из них сами сталиучителями, создав собственныешколыайкидо.
Кендзи Томики
15 марта1900— 25 декабря1979) — известный мастерАйкидоиДзюдо, основательТомики-рюАйкидо.
В возрасте шести лет начал приобщаться к боевым искусствам. Его учителями былиДзигоро Кано, основательДзюдо, иМорихэй Уэсиба, основательАйкидо.
В1925году Томики Кэндзи получил 5-й дан Дзюдо, в том же году его учителем стал Морихэй Уэсиба.
Томики Кэндзи стал первым, кто получил 8-й дан Айкидо (в1942году) и 8-й дан Дзюдо.
Нориаки Иноуэ
Нориаки Иноуэ(jp. 井上鑑昭, Noriaki INOUE), родился в Японии3 декабря1902г. в городеВакаяма, в богатой семье, имеющей бизнес в торговле с заграницей.
Иноуэбыл известен под несколькими именами (на востоке это обычная практика): Китамацумару (Kitamatsumaru) –1902г., имя данное при рождении. Ёитиро (Yoichiro) –1909г. – детское имя. Ёсихару (Yoshiharu) –1920г. Сэйсё (Seisho) –1940г. Хокэн (Hoken) –1948г. Тэруёси (Teruyoshi) –1971г. Нориаки (Noriaki) –1973г.
ПлемянникМорихэяУэсибы, создателяайкидо, детство провел в его доме в Танабэ. Вместе с дядей поехал осваивать целину наХоккайдо, занимался у него с1921. С 10-и лет Нориаки изучал дзюдо под руководством инструктора Такаги Киёити. До1956года занимался распространениемАйкибудо. Даже руководил в 1933-37 гг. главнымдодзё, когда была создана Всеяпонская Ассоциация содействия РазвитиюБудо(Будосэнъёкай), основанной Уэсибой под патронажем религиозной сектыОомото-кё. Был кандидатом в преемники в айкидо, но что-то не сложилось и пути дяди и племянника вбудоразошлись. Главный корень разногласий лежал в пониманииэнергии Кивбудо.
Нориаки Иноуэкритически относился как к древнимбудзюцуи к современным емувидамбудо. Во время пребывание на Хоккайдо с дядей Уэсибой, они вместе посетили мастераДайто-рю Айки-дзюцуСокаку Такэда, который предложил иНориакизааниматься с дядей у него.Нориакиже при всех заявил: «Мне не нравятся ваши тренировки, и я не буду с вами тренироваться. Толку от ваших тренировок нет никакого».Иноуэсчитал, что энергия Ки в этойшколеиспользуется неправильно.
Позже основал своё собственныйвидайкидо, который сначала имел названиеСинватайдо(Shinwa Taido) а затем –Синъэйтайдо(Shin'ei Taido), который он развивал в рамкахбоевых искусствоомото–оомото-будо.По словам самогоИноуэ Нориаки,синъэйтайдоможно назвать «Ки-нобудо» — «воинский путь».
Умер13 апреля1994года.
Годзо Сиода
родился9 сентября1915,Токио—17 июля1994,Токио) — основатель стиляЁсинканайкидо), Годзо Сиода в юности изучалдзюдо. После того как в 1932 году во время демонстрации приёмовайкидо(в то время называвшеесяайки-дзюдзюцу) его легко бросилМорихэй Уэсиба, Годзо Сиода стал его учеником. Сиода известен как один из наиболее знаменитых людей в истории айкидо. В 1961 году ему был присвоен Уэсибой 9-ыйданайкидо, а в 1985 году Международной федерациейБудоему был присвоен 10-ый дан айкидо и звание Мэйдзин (яп.名人мэйдзин?, «Великий мастер»).
Отец Годзо Сиоды занимался дзюдо и имел собственноедодзё, называвшееся Ёсинкан. Молодой Сиода получилчёрный поясподзюдок тому моменту, когда он учился в старших классах. Он поступил вУниверситетТакусёку(Университет колонизации), но прервал обучение в нём, чтобы тренироваться в качествеути-дэси(ути-дэси(яп.内弟子?) — ученик, живущий при додзё) в додзёМорихэя УэсибыКобукан(на том месте, где стояло додзё Кобукан, в настоящее время располагаетсяХомбу додзёАйкикай). Это было первое официальноедодзётого стиля боевых искусств, который впоследствии стал называтьсяайкидо. В то время этот стиль называлсяайки будо.[1]
В те дниайки будовсё ещё было очень жёстким стилембоевого искусства, и тренировки в Кобукане были интенсивными. Это был тот тип тренировок, который нравился Годзо Сиоде, и который он постарался сохранить позже, когда основалЁсинкан. Часто он с другими ути-дэси прогуливался по ночному Токио и вступал в схватки с бандитами, для того чтобы проверить свои навыки, несмотря на то, что это было запрещено Уэсибой. Однажды Сиода и егокохайвступили в схватку с бандойякудза, насчитывавшей приблизительно тридцать членов. Он смог одержать победу в этой схватке, первым выведя из строя их лидера. Сиода говорил, что это был важным момент в тактике схватки со многими противниками.
Заключение
Миллионы людей узнали обайкидоблагодаря фильмам с участием Стивена Сигала, который вел обучение айкидо в Осаке, в своем додзё «Тэнсин» (по-русски: клуб айкидо «Божественная воля»), где преподавал, в частности, айкидо для детей. У большинства людей понятие «боевые искусства», в первую очередь, ассоциируется с восточными единоборствами, пришедшими к нам из Японии и Китая. Среди них – айкидо. Истоки айкидо - в древней воинской традици Дайто-рю Айки Дзюдзюцу, В начале ХХ века у грозного мастера боевых искусств, основывавшихся на Айки Дзюдзюцу, самурая Сокаку Такэда учился и Морихэй Уэсиба - создатель Айкидо.
Литература
1. «Сущность Айкидо: духовное наследие Морихэя Уэсибы» «София» 2001 стр. 80-87ISBN 5-220-00414-X.
2. Джон Стивенс «Морихей Уесиба. Непобедимый воин. Иллюстрированная биография основателя Айкидо» М. «Гранд» 2001 стр. 93ISBN 5-8183-0322-5.
3. Журнал «AikiNews» (Япония) № 131\2002 стр.11,14,17ISBN 4-900586-65-X.
4. Джон Стивенс «Секреты Айкидо» «София» 2001 цит: «„эта книга исследует тантрический аспект Айкидо, объединение мужского и женского“»ISBN 5-220-00431-X.