ГОУ ВПО «Курский Государственный Медицинский Университет»
Кафедра истории
Реферат по истории айкидо
на тему
«Морихей Уэсиба как основатель айкидо»
Выполнил: Ларин С.Л.
Проверил:
Кравцова Л.В.
Курск, 2009
План
Введение
1. Биография
2. Становление мастера
3. Ученики М. Уэсибы
Заключение
Литература
Введение
Недавнее распространение Айкидо по всему миру не менее, чем феноменально. Общее число занимающихся Айкидо сегодня более миллиона, и Международная Федерация Айкидо стала сильнее, чем когда-либо. Причина этого в самом Айкидо, которое, как мне представляется, выражает как в теории, так и на практике высшее проявление боевого и духовного искусства, созданного традиционной Японской культурой. Айкидо выражает реальные явления: плавный поток естественных движений, в котором скрывается великая сила ki. Цель Айкидо – формирование идеальной человеческой личности за счет соединения тела и разума путем интенсивных умственных и физических тренировок и достижения динамичности как активного состояния, так и покоя. Духовность основного принципа и рациональность его воплощения лежат в основе международной известности Айкидо. Усиленное развитие науки, техники и материальных компонентов цивилизации в современную эпоху сопровождается ожесточением человеческого духа, который привыкает к отсутствию отдыха, состоянию неуверенности и потере направления. В эту эпоху резкого обесчеловечивания Айкидо становится особенно притягательным. Особенно важен тот факт, что каждый человек, независимо от возраста, пола и физической подготовки может в процессе тренировок осуществить соединение основного созидательного принципа ki – компонента вселенной и индивидуальной ki, проявляющейся в энергии дыхания. Это соединение служит источником жизненной энергии, который не только заполняет духовную пустоту, но и наполняет повседневную жизнь реальным содержанием. В своей работе я хочу рассказать о жизни основоположника этого боевого искусства – Морихее Уэсибе.
1. Биография
Основатель айкидо Морихей Уэсиба родился в 1883 г. в г.Танабэ, префектура Вакаяма на острове Хонсю.
Морихею Уэсибе не было и семи лет, когда его отправили в Дзодеро, буддийский храм секты Сингон, изучать классические конфуцианские и буддийские тексты.
С 1902 года Морихей Уэсиба начинает изучать боевые искусства, занимается традиционным дзю-дзюцу и кен-дзюцу.
С 1903 года он становится солдатом.
В 1904 году он участвует в русско-японской войне. В этом же году он начинает изучать у мастера Накаи Масакацу технику древней школы Ягю-рю дзю-дзюцу.
В 1907 году Морихей Уэсиба демобилизуется и в этом же году начинает заниматься Кодокан дзю-до у мастера Киоси Такаги.
В 1912 году Морихей Уэсиба отправляется на остров Хоккайдо для освоения новых земель и там знакомится с Сокаку Такеда, известным мастером Дайто-рю дзю-дзюцу.
В конце 1919 года О'сэнcэй знакомится с Ванисабуро Дэгучи, главой секты Омотэ-кё.
В период с 1919 года по 1922 год Морихей Уэсиба все больше интересуется Кото Тама и продолжает разрабатывать свой собственный, неповторимый стиль.
В 1922 году этот стиль получил условное название «Айки-будзюцу», но стал известен как Уэсиба-рю Айки-будзюцу.
В 1924 году Уэсиба с Дэгучи отправляются в Маньчжурию, а затем в Монголию для распространения учения секты.
По возвращении домой Уэсиба преподает в додзё и занимается сельскохозяйственными работами. Начинает интересоваться со-дзюцу и продолжает занятия дзю-дзюцу, а также усиленно занимается кендо.
О'сэнсэй посвящает много времени тренировкам. К нему приходят заниматься видные чиновники, военачальники, а также мастера других стилей. Он открывает несколько додзё.
Весной 1925 года флотский офицер, учитель кендо, посетил Основателя, и они устроили поединок. Во время поединка офицер так и не смог коснуться О'сэнсэя своим деревянным мечом. Основатель рассказывал, что он чувствовал движения противника, прежде чем они действительно происходили.
Продолжая тренироваться, он выработал в себе своего рода «шестое чувство».
С 1922 года по 1931 год Морихей Уэсиба часто переезжает и строит залы. В апреле 1931 года закончено строительство додзё «Кобукан», который ученики впоследствии называли «Дьявольский додзё» (из-за частых травм на тренировках).
В октябре 1932 года родилась Ассоциация Развития Будо. Основатель стал ее президентом.
В сентябре 1939 года Морихея Уэсибу приглашают в Маньчжурию на показательные выступления. Там он вступает в бой с экс-чемпионом Сумо Тенрю и без труда его побеждает.
В 1940 году в программу полицейской академии введено айкибудо, как специальный предмет, где Морихей Уэсиба преподает.
В 1941 году айкибудо включают в Бутокукай (правительственную организацию, объединяющую все школы боевых искусств). Приблизительно в это время термин «айкидо» входит в употребление.
В 1944 году Морихей Уэсиба заканчивает строительство храма Айки и додзё при нём (Ибараки додзё) в префектуре Ибараки.
После войны, 22 ноября 1945 года в Токийском районе Маруноути состоялся совет, на котором организация получила название АЙКИКАЙ (Общество Айки).
Новое общество было признано 9 февраля 1949года как единственная социальная организация, занимающаяся развитием Айкидо.
В 1950 году Морихей Уэсиба много ездит по стране. Он охотно откликается на просьбы — научить, прочитать лекции, продемонстрировать свое мастерство.
В 1954 году штаб-квартира Айкидо снова переместилась в Токио. Токийский додзё получил официальное название Айкидо Хомбу додзё (Центральный клуб Айкидо).
В сентябре 1956 года АЙКИКАЙ проводит первые послевоенные показательные выступления.
С годами О'сэнсэй всё меньше участвует в управлении АЙКИКАЕМ. Делами Хомбу додзё он предоставляет заниматься сыну — Кисёмару Уэсибе.
В январе 1960 года по национальному телевидению впервые демонстрируется серия передач об Айкидо.
В этом же году Морихей Уэсиба и Йосабуро Умо (обладатель 10 дана кюдо) удостаиваются особой награды императора. Только трое мастеров боевых искусств награждались ею раньше.
28 февраля 1961 года Морихей Уэсиба едет в США по приглашению Гавайского отделения АЙКИКАЙ.
В августе 1962 года в храме Айки в Ивама торжественно отметили шестидесятилетнюю годовщину деятельности Морихея Уэсибы на ниве боевых искусств.
В 1964 году Морихей Уэсиба получает награду от императора «За вклад в развитие боевых искусств».
В 1967 году начато и закончено строительство в Токио нового додзё Морихея Уэсибы.
В конце 1968 года Морихей Уэсиба в последний раз публично продемонстрировал приёмы Айкидо.
15 января 1969 года Морихей Уэсиба присутствовал на праздновании нового года в Хомбу додзё.
Морихей Уэсиба ничем не болел, но внезапно состояние его здоровья ухудшилось и 26 апреля 1969 года ровно в 5 часов он умер.
1 мая 1969 года в Хомбу додзё состоялась заупокойная служба и император посмертно наградил Основателя Айкидо почетным орденом, как человека, создавшего искусство, получившее распространение во многих странах мира.
Морихея Уэсибу похоронили на фамильном кладбище в Танабэ, пряди его волос передали на хранение в святилище Айки в Ивама, на фамильное кладбище в Аябэ и в Великую усыпальницу в Кумано.
14 июня 1970 года открытым голосованием АЙКИКАЯ Кисёмару Уэсиба был избран преемником своего отца.
В начале 1999 года преемником стал внук Моритэру Уэсиба.
2. Становление мастера
Он был старшим из четвертых детей в семье. Его отец был обыкновенным крестьянином, тогда как мать принадлежала к знатной семье Итокава.
В возрасте 7 лет он начал изучать конфуцианство и буддистскую письменность. В 1902 году он отправился в Токио и стал продавать письменные принадлежности и школьные товары в торговом районе Нихонбаси. В тоже время он начал заниматься дзю-дзюцу (柔術) и кэн-дзюцу (剣術).
В 1903 году он записался добровольцем в армию в Осаке и принимал участие в русско-японской войне. В 1907 году он покинул армию.
В 1912 году он переехал на остров Хоккайдо по призыву правительства на освоение незаселенных земель. Благодаря своему образцовому самообладанию и самоотверженной работе на благо общины, он вскоре становится её лидером и получает у поселенцев титул «Короля Сиратаки» (одной из провинций Хоккайдо).
В 1915 на Хоккайдо Уэсиба при посредничестве Катаро Ёсиды был представлен Сокаку Такэде — мастеру Дайто-рю Айки-дзюдзюцу и стал его учеником. Эта встреча имела важнейшее значение для будущего развития техники Айкидо. Последующие 5 лет он учится у этого мастера и получает степень Кёдзю Дайри. Обладатель этой степени должен был на высоком уровне владеть 348 техниками.
В 1920 году Уэсиба теряет своего отца и двух маленьких сыновей. В этом же году переезжает в Аябэ, центр нового религиозного учения Омото-кё. Там он знакомиться с сосоздателем религии Омото-кё Онисабуро Дэгути. Морихэя Уэсибу покорило учениеОнисабуро Дэгути, который проповедовал, что мир и гармония на земле могут быть созданы только любовью, терпимостью и добром человека. С этого времени напряженные физические тренировки Морихея Уэсибы дополняются усиленными упражнениями в медитации. В том же году он открывает свое первое додзё в пристройке дома, первыми его учениками становятся последователи Омото-кё. Слава о нем, как о мастере боевых искусств, быстро распространяется. Вскоре его учениками становятся моряки с ближайшей военной базы. Будучи мастером Дайто-рю Айки-дзюдзюцу, Уэсиба накапливает опыт ведения тренировок, появляются собственные методики и наработки. Именно в это время рождается начальная форма Айкидо.
В 1921 году рождается сын Киссёмару, который впоследствии станет вторым досю (хранителем пути).
В 1922 на Аябэ приезжает учитель Уэсибы Сокаку Такэда. На протяжении 6 месяцев он проводит тренировки и перед своим отъездом выдает Уэсибе инструкторский сертификат.В том же году Морихэй Уэсиба впервые называет свою борьбу «Айки-Будо» (合気武道).