Ход смены парадигм отношения к наследию был неоднозначен и часто зависел от национальных и региональных особенностей.
В то время как в России исследователи и менеджеры в сфере культуры только подошли к активному использованию этого понятия и связанной с ним терминологии в теории и практике культурной политики лишь в начале-середине девяностых годов, на Западе уже давно используют инструментарий наследия для выработки стратегии экономического и социального развития того или иного региона или даже целой страны, где наследие подчас является главным, если не единственным ресурсом развития. Очень скоро подобная связка привела к тому, что с одной стороны, наследие начало рассматриваться как чрезвычайно важный ресурс регионального и международного развития, а с другой - что оно из разряда абстрактных культурологических понятий, стало реальной экономической и управленческой категорией.
При этом и здесь проявляется внутренняя диалектичная сущность наследия, в которой очень хорошо проявляются единство и противоположность глобального и локального, которые во многом определяют логику современного развития. С одной стороны, безусловно, «наследие — это фактор «формирования культурной идентичности нации, её духовности и исторической памяти»[4], с другой стороны - его использование является очень важным элементом политики глобальных структур, таких, как ЮНЕСКО, Всемирный Банк и др. Кроме этого, в процесс формирования политики в сфере наследия во все большей степени, включаются разнообразные мировые и национальные правительственные и неправительственные организации, группы людей и отдельные личности, информационные сети культурного и всемирного наследия.
Ярким примером последовательного использования материального культурного наследия в качестве важнейшего компонента политики на международном, всемирном уровне стал один из «столпов» глобализации -Всемирный Банк.
Политика Всемирного Банка по отношению к материальному культурному наследию «имеет длительную и экстенсивную историю..., начиная с его роли в реконструкции послевоенной Европы»[5]. Проведенные исследования «выявили 217 займов, кредитов и грантов Банка, начиная с 70-х годов, которые включали в себя деятельность, связанную с культурным наследием»[6].
В середине восьмидесятых годов прошлого века специалистами ЮНЕСКО были сформулированы основные позиции современной политики по отношению к культурному наследию, которые стали основой и для политики Всемирного Банка в этой сфере, более того, были развиты и приобрели более практический оттенок. В них содержались следующие важные посылы: прежде всего, наличие двух диалектических полюсов в отношении к наследию: не причинить вреда по отношению к наследию, что, по сути, является синонимом политики по защите и сохранению наследия «творить благо», т.е. включать наследие в процесс развития и рассматривать его как ресурс.
Среди других важнейших постулатов можно отметить следующие: «Не причинить вреда наследию»; ограничение политики исключительно охраны наследия; выявление экономической ценности объектов наследия; снижение бедности за счет использования объектов наследия; выявление образовательной ценности объектов наследия[7].
Такая стратегия реализуется с различной степенью успешности специалистами Всемирного Банка и правительственными учреждениями в регионах Ближнего Востока и Северной и Центральной Африки, Албании, Грузии, других уголках мира.
В последнее время очень часто специалистами банка термин «материальное культурное наследие» заменяется термином «культурные ресурсы», который также является синонимом понятий «культурное достояние», культурный потенциал», «культурная собственность» и употребляется исключительно в отношении материальных культурных ресурсов.
Специальное Руководство, разработанное специалистами Всемирного Банка так определяет основные принципы операционной политики в этом направлении: «Материальные культурные ресурсы имеют большое значение в качестве источника ценной научной и исторической информации, потенциала для экономического и социального развития и неотъемлемой части культурного своеобразия и традиций народа. Во всем мире материальные культурные ресурсы находятся под угрозой уничтожения, что отчасти связано с процессами модернизации и развития. Утрата этих ресурсов невосполнима, но, к счастью, во многих случаях ее можно избежать. Банк помогает странам предотвратить или уменьшить негативное воздействие на культурные ресурсы финансируемых им проектов развития ...»[8].
Другим важным средством для включения наследия в мировые информационные и экономические и политические потоки, а также стратегии устойчивого развития является туризм. В самое последнее время туризм рассматривается как самое эффективное средство массовой востребованности и доступности культурных ценностей.
В то же время развитие туризма является способом продвижения глобализации в сфере материального и духовного наследия. Как отмечает хорватская исследовательница Д. Елинчич, «поскольку туризм не статический феномен, а динамический процесс, он оказывает влияние на традиции (культурное наследие). В определенных местных сообществах традиция меняется вследствие туризма. Или если традиция не существует, её изобретают или создают»[9]. Аналогичная ситуация наблюдается и сфере материального наследия, когда регионы и территории, не обладающие объектами материального наследия, могут создать их, что называется, на «ровном месте», как, например, поступили в ЮАР, создав город развлечений Сан-Сити на основе бытовавших в данной местности легенд и преданий. Таким образом, если СМИ называют формулой глобализации вообще, то туризм вполне можно назвать катализатором глобализации в сфере использования наследия. В то же время, туризм, несомненно, вызывает и обратный процесс поиска национальной, региональной и иной идентичности у «хозяев», а таковая невозможна без наличия материального наследия.
Как пишет в этой связи сербская исследовательница М. Драгичевич-Шешич «культурный туризм как «путешествие в историю» особенно развит в тех странах, в которых подчеркиваются ценности культурно-исторических традиций, а также там, где уделяется большое внимание развитию национального самосознания, особенно среди малых народов, борющихся против культурной ассимиляции. В этом смысле для истории туризма очень важным было время XIX века, когда пробуждалось национальное самосознание в Европе, когда с этим связывались путешествия, экскурсии, паломничества. С другой стороны, культурный туризм использует тягу людей к знакомству с «другими» — другими обычаями и культурой, желание сравнить увиденное с положением в этой области в своей стране. Туристические агентства (особенно в некоторых странах Европы) организуют для своих клиентов специфические поездки в другие страны, делая для них из этого своеобразное культурно-историческое событие. Для любителей истории соприкосновение с местами тех или иных исторических событий, ознакомление с документами и экспонатами в музеях и т.д. действительно является большим событием»[10].
Она же предложила следующую классификацию культурного туризма: Исторические путешествия, среди которых можно выделить:[11]
— «путешествия в историю»;
— «путешествия - реконструкции исторических событий» (Французская революция, великие сражения Наполеона и т.д.);
— изучение исторического периода (Калифорния в эпоху первопроходцев, византийская Греция и т.д.);
— религиозные путешествия (паломничества в Иерусалим, Мекку и Медину, на Хиландар и т.д.).
К другой группе она отнесла географические путешествия, целью которых является ознакомление туристов с какой-либо зарубежной страной, определенным регионом или городом. Такие путешествия могут быть комплексными (когда объектом ознакомления является какая-нибудь одна страна или ее столица, их культурно-исторические достопримечательности, современная общественно-экономическая жизнь) или же специализированными (когда туристы знакомятся только с определенными достопримечательностями, чаще всего с культурно-историческими памятниками, природой или же определенными отраслями экономики).
Путешествия третьей группы, так называемые «культурологические», связаны не с поездками в какую-либо страну или ознакомлением с какой-либо религией, а с изучением какого—либо направления в искусстве, чаще всего в изобразительном (например, «От Истрии до Равенны», «Барочная зима» — Вена, Зальцбург, Прага, Мюнхен и т.д.), или же в области музыкального или театрального искусства. Путешествия могут быть организованы и для того, чтобы отдать дань признания какому-либо художнику. В Германии в этих целях издан туристический путеводитель «Гете», а во Франции организуется масса туристических маршрутов, связанных с известными писателями: Жорж Санд, Ламартином или же с их произведениями (Париж в произведениях Бальзака или Золя).
Кроме этого, в отдельную позицию выделены специфические формы «экологического и «конгрессного» туризма[12].