Введение
1 Культурный туризм: сущность и классификация
1.1 Общее представление и классификация культурного туризма
1.2 Факторы, влияющие на культурный туризм
2 Проблемы развития культурного туризма в России
2.1 Объекты культурного наследия
2.2 Основные проблемы России культурного туризма
3 Потенциал развития культурного туризма в России
3.1 Оценка культурных комплексов
3.2 Критерии оценок объектов культурного туризма в России
3.3 Развитие культурного туризма на примере туристско-рекреационной зоне «Золотое Кольцо Москвы»
3.4 Перспективы развития культурного туризма в России
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Более трети века тому назад в Париже была обнародована «Международная конвенции об охране всемирного природного и культурного наследия», продиктованная опасением, если не сказать, страхом за сохранность объектов материальной культуры человеческой цивилизации.
Им угрожают не столько природные катаклизмы, естественное старение – неизбежно разрушительный ход времени. И даже не акты вандализма или нерадивость отдельных, в общем-то, единичных несознательных членов общества. А куда более серьезные, более разрушительные силы – изменяющееся массовое сознание в изменяющемся мире.
Культура является фундаментальной основой процесс развития, сохранения, укрепления независимости, суверенитета и самобытности народа. Идентичность путей исторической эволюции культуры и туризма предопределила общность новых методов подхода к их дальнейшему развитию. В большинстве стран мира происходит процесс демократизации культуры и туризма, которые составляют необъемлемую часть жизни общества.
Одним из главных показателей результативной работы Комитета по туризму по развитию въездного туризма является ежегодное увеличение потока иностранных туристов в Москву. По данным Пограничной службы ФСБ РФ через аэропорты Московской воздушной зоны в 2006 году столицу посетили около 3,5 миллиона зарубежных гостей, что на 19 % выше итогового показателя 2005 года (2 млн. 919 тысяч). Показатели 1-й половины 2007 года - 1 млн. 427 тысяч иностранных туристов показывают увеличение потока гостей на 7,5 % по сравнению с аналогичным периодом 2006 года (1 млн. 327 тысяч).[1]
Актуальность темы обусловлена тем, что в свете становления демократических начал России необходима интеграция в общеевропейские и мировые культурные процессы, в т.ч. процессы развития культурного туризма как одного из наиболее перспективных направлений социального и экономического сотрудничества.
Существует много определений понятия "культурное наследие". Одно из них гласит, что культурное наследие есть отображение взаимодействия человеческого сообщества и природной среды. Культурный туризм, в отличие, например, от туризма спортивного или пляжного, направлен на освоение культурного наследия, исследование жизненного опыта других людей, их обычаев, интеллектуальных и творческих достижений.
Сегодня, когда человечество вступает в эпоху Информационного общества, резко возросли требования к характеру и полноте доступной информации. Это относится и к культурному туризму.
Актуальность и недостаточная степень теоретической и практической разработанности проблем развития историко-культурного туризма в России и ее регионах предопределили выбор темы, цель и задачи исследования.
Целью дипломной работы является рассмотрение проблемы и перспективы развития культурного туризма в России
В соответствии с намеченной целью определены следующие задачи:
· сформулировать методологические основы анализа социально-экономической природы культурного туризма;
· рассмотреть ролькультурноготуризма в развитии региональной экономики;
· выявитьобщие мировые тенденции и перспективы развития культурного туризма;
· оценить современное состояние культурного туризма в Российской Федерации,
· выявить экономические и организационные особенности и возможности развития историко-культурного туризма на примере Золотого Кольца;
· определить комплекс мер по развитию культурного туризма как одного из перспективных направлений.
Предметом исследования выступает культурный туризм
В качестве объекта исследования является совокупность организационных, экономических, социально-культурных и правовых отношений, возникающих в ходе становления, функционирования и развития историко-культурного туризма в России на региональном уровне.
Теоретические основы, исследование проблем развития историко-культурного туризма получили свое развитие в работах ряда зарубежных авторов: Ч. Лэндри, Д. Пирс, Р. Прентиса, Г. Ричардса, и др. В отечественной литературе особенности и тенденции развития историко-культурного туризма отражены в работах: О.И. Генисаретского, В.Э. Гордина, Б.В. Емельянова, В.А. Квартального, Е.А. Котлярова, Н.И. Подуновой,
О.В. Рахмалевой, Т.В. Румянцевой, В.Б. Сапруновой, В.Т. Устименко и др.
При подготовке работы автором проанализированы законодательные и нормативные документы, лежащие в основе государственной политики регулирования туристской деятельности в России, статистические материалы: издания Комиссии ООН по туризму, Всемирной туристской организации, Комиссии ВТО по Европе, материалы Комиссии Европейского Сообщества, международных конференций по проблемам развития исторического наследия; национальные статистические публикации, отчеты, доклады, обзоры правительственных ведомств по туризму, данные периодической печати.
В процессе исследования были использованы общенаучные методы: анализ и синтез, аналогия, абстрагирование, индукция и дедукция, принципы единства количественного и качественного измерения, исторического и логического методов. В работе также использованы методы сравнительных оценок, прогнозирования, графического и экономико-статистического анализа, экспертных оценок.
Структурно дипломная работа состоит из введения, в котором обоснована актуальность выбранной темы, сформулированы цель и задачи исследования; трех логически взаимосвязанных глав, раскрывающих обусловленные аспекты исследуемой темы; заключения, где представлены обобщающие выводы по проведенному исследованию; списка использованной литературы и приложений. Названия глав отображают их содержание.
1 Культурный туризм: сущность и классификация
Под культурным туризмом подразумевают путешествия с целью знакомства с материальными и духовными объектами культуры, участия в событиях культурной жизни. Вместе они воздействуют на духовную сферу человека, его систему ценностей, знания, влияют на общественное поведение, так или иначе, сказываются и на поведении как экономического субъекта.
В условиях глобализации у культурного туризма как ведущей суботрасли туризма появляются новые функции. Он рассматривается уже не только как разновидность туристической деятельности, но и важный механизм управления межкультурным диалогом народов в глобализирующемся мире, эффективный; способ реализации принципов социального партнерства на уровне различных субъектов взаимодействия.
Одним из наиболее привлекательных ресурсов для туризма в Российской Федерации является культурное наследие. Россия традиционно воспринимается как страна, внесшая огромный вклад в мировую культуру. Необходимо осуществлять грамотную политику в сфере наследия.
Политику в сфере наследия можно понимать как систему сложного интерактивного взаимодействия различных институций и индивидуумов: организаций глобального, национального и регионального уровней правительств, государственных организаций и организаций третьего сектора, учебных заведений, ученых и специалистов в сфере наследия, просто «потребителей наследия» (посетителей музеев, туристов и пр.), в результате которой определяется сама суть понятия наследия, а также стратегия и тактика в его отношении.[2] Менеджмент в сфере наследия, или как его часто называют, менеджмент культурных ресурсов, понятие скорее технологическое, оно также включает в себя элементы стратегии и тактики, но относится, как правило, к деятельности правительственных организаций разного уровня. Приведем несколько зарубежных определений этого понятия. Очень четко, хотя и очень узко оно сформулировано в американской методологии: это - «финансируемые государством сохранение и изучение археологических и исторических ресурсов включая археологические памятники и исторические постройки. Часто используется в более узком смысле по отношению к работам в сфере археологии и истории, которые выполняются в преддверии различных крупных проектов, финансируемых государством, таких, например, как строительстводамб или скоростных дорог». Можно привести еще одно, несколько схожее, но отличное от первого определение: Менеджмент культурных ресурсов или менеджмент археологических культурных ресурсов -это в большинстве своем финансируемые из федерального бюджета или бюджета штата археологические исследования, которые выполняются вследствие того, что определенная часть частного владения была приобретена для использования или строительства дороги, моста или с целью иных общественных работ. Например, для того чтобы начать строительство скоростной трассы между штатами с использованием федерального финансирования требуется выполнить оценки территории с точки зрения археологических ресурсов. Эта оценка, отраженная в техническом отчете схожа, а иногда является и частью выводов по оценке влияния проекта на окружающую среду. Она должна оценивать все имеющиеся культурные ресурсы, исторические и доисторические, которые могут быть затронуты проектом. Менеджмент культурных археологических ресурсов обычно разбивается на три фазы или стадии реализации: Фаза первая: выявление археологических объектов. Цель — найти и описать археологически памятники внутри данной территории. Фаза вторая: реализуется по отношению к небольшому проценту археологических объектов, когда в ходе первой фазы выясняется, что необходимо лучшее понимание объекта с целью определить механизмы —как избежать или смягчить воздействие проекта на объекты. Фаза третья: смягчение последствий и получение данных. Реализуется, когда весь памятник или его часть планируется для сноса или уничтожения и в этом случае целью является получение возможно большего количества научных данных и сведений.[3]