3. Основные задачи психологической подготовки в единоборствах
В качестве основных задач психологической подготовки в единоборствах можно выделить следующие:
1. Формирование свойств личности, необходимых для успешного ведения поединка, в частности: внимательности, смелости, решительности, терпеливости и настойчивости, толерантности к боли, быстроты реакции, скорости, точности, нестандартности мышления, дисциплинированности и одновременно инициативности. Можно заметить, что этот набор крайне редко встречается у людей «естественного онтогенеза», поскольку в него входят свойства, как правило, взаимоисключающие друг друга (осторожность и решительность, дисциплинированность и инициативность и т.д.). Однако именно такой рисунок личности делал бойца практически непобедимым.
2. Формирование у адепта устойчивого долговременного состояния, которое в ВЕ принято называть «бдительная расслабленность» или «состояние воина».
3. Знакомство с измененными состояниями сознания и обучение бойца навыкам саморегуляции, а также навыкам управления вниманием.
4. Формирование специфических психологических установок, в первую очередь, особого отношения к боли и к смерти, причем как своей, так и чужой.
4. Упражнения для психологической подготовки
Набор психотехник, состоящий из девяти крупных разделов:
1) Движение;
2) Дыхание;
3) Работа с голосом;
4) Работа с взглядом;
5) Упражнения на «чувство партнера»;
6) Упражнения на концентрацию и деконцентрацию внимания;
7) Медитативные упражнения;
8) Упражнения, связанные с риском;
9) Упражнения, связанные с болевыми воздействиями.
Стоит заметить, что многие практики выполняются комбинированно (например, движение и дыхание), что усиливает их воздействие – возникает синергетический эффект. Отдельно можно выделить поединок, как интегративную форму психотренинга.
Рассмотрим более подробно каждый из этих разделов по следующей схеме:
а) Методы применения;
б) Механизмы психологического воздействия;
в) Возможный эффект;
г) Примеры наиболее ярких психотехник этого раздела, подходящих для использования в современном психологическом тренинге.
ДВИЖЕНИЕ
В единоборствах можно различить два основных подхода к движению, как к психотехнике. Во-первых, используется специфический характер движений: например, такие двигательные действия, как удары, активизируют и «разряжают» агрессивные паттерны сознания, выполняя функцию своеобразной «психогигиены». Особенно для этого эффективны удары, выполняемые по каким-либо предметам (мешкам, грушам).
Кроме того, высокие требования к параметрам движения (сила, скорость, точность, ритмичность, экономичность) побуждают адепта задействовать все свое тело, причем задействовать в оптимальном режиме, делая это осознанно. Практика так называемого «гармоничного движения», (или, как еще говорят, «умного движения») изменяет не только долговременное психическое состояние субъекта, но и оказывает благотворное влияние на целый спектр свойств его личности. В этом смысле единоборства воздействуют на человека как своеобразная телесноориентированная психотерапия.
Второй подход к движению, как к психотехнике, заключается в особой методике выполнения упражнений. Как правило, упражнения выполняются очень ритмично, с большим количеством повторений, зачастую на фоне сильного утомления. В комплексе с высокими требованиями к технике выполнения движений такая методика генерирует расширенное состояние сознания (РСС). С другой стороны, она развивает у занимающихся такие качества, как дисциплинированность, толерантность к боли, терпение и настойчивость, а также побуждает к поиску индивидуальных техник саморегуляции.
Стоит отметить и то, что длительное ритмичное чередование напряжений и расслаблений больших групп мышц благотворно влияют на психику в целом.
Упражнение «1000 ударов»
Исходное положение «стойка всадника», левая рука выпрямлена, правая возле бедра, пальцы сжаты в кулаки, взгляд направлен прямо вперед. На счет 1-2 приподняться немного вверх, делая плавный вдох. На счет 3 «упасть» вниз с одновременным ударом и резким выдохом, напрягая в момент удара все мышцы тела. На счет 4 расслабиться, не изменяя позы. Каждый десятый удар сопровождать не выдохом, а криком. Следует стремиться «поймать ритм» чередования напряжений и расслаблений. За возникающей усталостью, болью, эмоциями наблюдать «со стороны», удерживая в сознании свою цель и контролируя свое психическое состояние.
Упражнение можно выполнять под ритмичную музыку. Средний темп выполнения – один удар в полторы-две секунды. Таким образом, вся практика занимает от 20 минут до получаса.
ДЫХАНИЕ
Несмотря на то, что дыхание является вспомогательным элементом, ему уделяется большое внимание во всех видах единоборств. Например, в Таэквон-До по сочетанию силы и продолжительности вдоха-выдоха различают и, соответственно, используют 13 типов дыхания плюс их разнообразные комбинации. Поскольку характер дыхания непосредственно связан с психическим состоянием, то, осваивая новые для себя рисунки дыхания, занимающиеся расширяют спектр психических состояний, а также учатся изменять свое состояние по собственной воле.
Упражнение «Задуть свечу»
Исходное положение: стоя или сидя, спина - прямая, руки – на поясе. На счет 1-2 сделать плавный, но энергичный вдох носом. На счет 3 – резкий короткий выдох ртом сквозь сжатые губы, как будто задувая свечу. Мышцы туловища при этом напрягаются (руками чувствовать напряжение мышц спины и брюшного пресса). На счет 4 – расслабление и пауза в дыхании. Вдох и выдох выполнять слитно, представляя, что вместе с выдохом вперед вырывается импульс энергии в форме копья. Упражнение можно выполнять как с воображаемой, так и с реальной свечой. В последнем случае, каждый раз, когда удается загасить свечу, следует отодвигать ее от себя на несколько сантиметров.
Согласно традиционным воззрениям, это упражнение развивает так называемые «мужские качества» человека - экстравертированность, волю, целеустремленность, решительность. В зависимости от текущих задач, упражнение можно выполнять от одной минуты до одного часа.
РАБОТА С ГОЛОСОМ
Голос, так же как и дыхание, взаимосвязан с текущим психическим состоянием человека. Обучаясь управлять своим голосом, можно научиться управлять своим состоянием. Не случайно название крика, традиционно сопровождающего наиболее сильные удары, в большинстве восточных единоборств переводится как «управление энергией» - «Ки ай» (яп.), «Ки хап» (кор). Кроме того, в процессе настройки глубокого, сильного и свободного голоса, формируется особое психическое состояние, которое в ВЕ часто называют «состояние воина».
Упражнение «Ки ай»
Упражнение полностью совпадает с предыдущим, за исключением того, что вместо выдоха выполняется крик. Упражнение можно выполнять либо под счет ведущего, либо без счета – формируя общий групповой ритм.
Кроме этого упражнение может выполняться в усложненном варианте: ведущий неожиданно и резко указывает на кого-то в группе (для этого группа встает в круг), и тот, на кого указал ведущий, выполняет крик, причем как можно быстрее. При другом варианте выполнения, участник, чей крик был последний указывает на следующего и т.д.
РАБОТА СО ВЗГЛЯДОМ
Взгляд используется не только для восприятия происходящего во время поединка. С помощью взгляда идет «психологическая борьба» - взглядом транслируется решимость победить, отсутствие сомнений и колебаний, «боевая форма» и т.д. Несмотря на то, что в некоторых упражнениях кроме взгляда задействованы и тонкие невербальные сигналы, мы все-таки отнесли эти упражнения в раздел «работа со взглядом».
Поскольку взгляд, также как голос и дыхание отражает текущее психическое состояние, то, управляя взглядом, можно воздействовать на психику. Например, прямой взгляд «глаза в глаза» является архаичным сигналом «вызов на бой». Находясь в нересурсном психическом состоянии, практически невозможно выдерживать такой взгляд больше нескольких секунд.
Упражнение «Гляделки»
Два партнера встают друг напротив друга на расстоянии двух метров и смотрят друг другу в глаза. Руки опущены вдоль туловища. Задача: сохраняя полную неподвижность и расслабленность (особенно лица и кистей), не отрываясь и не моргая, смотреть в глаза партнера, одновременно наблюдая за своей реакцией. Замечая «паразитные» движения или напряжения останавливать их и расслабляться. По команде ведущего партнеры сближаются на полшага. Так повторяется несколько раз, пока партнеры не подойдут друг к другу вплотную. Затем таким же образом они возвращаются на исходные позиции. В качестве «домашнего задания» упражнение может выполняться в одиночку перед зеркалом.
Упражнение активирует процессы психического возбуждения, развивает коммуникативную стрессоустойчивость, тренирует навыки саморегуляции.
УПРАЖНЕНИЯ НА «ЧУВСТВО СОПЕРНИКА»
В современных единоборствах на высоком уровне мастерства победа чаще всего достигается за счет антиципаций (предвосхищений действий соперника). В традиционных ВЕ этому также уделялось большое внимание. Считалось, что способность «сливаться» с соперником – это необходимый компонент подготовки бойца. Недаром в ВЕ так популярны цитаты из средневекового военного трактата Сунь Дзы: «Непобедимость – в тебе, победа – в противнике», «Знаешь себя, знаешь противника – всегда победишь» и т.д.
Для развития чувства «соперника» в основном используется принцип «зеркала» - один партнер повторяет действия второго, стараясь уменьшить период «запаздывания», а в идеале – синхронизироваться с ним.
Обычно используется такая последовательность: сначала сигнал передается через визуальный канал. Потом одновременно через визуальный и тактильный. Потом – только через тактильный. В каждом упражнении сначала лидирует один человек, затем – другой, затем вводится обоюдное лидерство.