В понимании этой проблемы я согласен с взглядом Н.Н. Ознобишина, который еще в 1930 году отмечал: «Мы не отрицаем того, что системы эти (бокс, саватэ и джиу‑джитсу), практикуемые для целей чистого спорта, представляют прекрасное средство развития выдержки и психологических качеств и в этом косвенно подготавливают бойца, но еще раз повторяем, реальной, прямой подготовки к серьезному столкновению они не дают». Реальный рукопашный бой в наше время — большая редкость — это первое. Второе — это то, что в тех редких случаях, когда такой бой возникал, наши офицеры и солдаты себя не посрамили.
Я не рассматриваю рукопашный бой как панацею от всех бед. Вопросы, связанные с ним, сместились в сторону, имеющую воспитательный эффект, развитие психологических, а также специальных физических качеств, необходимых для современного боя. В современном бою характерными являются действия в условиях больших физических, эмоциональных нагрузок и нервно‑психологических напряжений при непосредственном контакте с противником, что приводит к возрастанию масштабности — пространственного размаха, скорости и динамичности изменения обстановки в острейшей борьбе за выигрыш времени в условиях возникновения различных внезапных сложных ситуаций. С этой точки зрения рукопашный бой становится незаменимой основой в нашей жизни. Рукопашный бой подразделяют на: армейский, милицейский и спортивный. Корни его лежат далеко в историческом прошлом — славных победах наших соотечественников. Рукопашный бой является разделом системы выживания, ориентированный на сохранение боеспособности военнослужащего для выполнения поставленной задачи в боевой обстановке. Рукопашный бой — это не сама цель, — это способ для достижения основной цели.
Современный Рукопашный бой требует, чтобы были развиты максимальная экономичность, быстрота, ловкость, глубина и своевременность движений. Исходя из этого, выделяю специальную направленность подготовки к рукопашному бою, формирование оптимальных двигательных навыков, системы построения движений, а также специальных психологических качеств, основанных на использовании ресурсов подсознания.
Все на свете представляет собой строжайшую цепь причин и следствий. Все живет, непрестанно изменяется, развивается и гибнет…
Сама Вселенная, еще 200 лет назад считавшаяся олицетворением вечности и неизменности, на самом деле насыщена жизнью и изменяется буквально на наших глазах. За короткое время существования астрономической науки человечество стало свидетелем появления на свет новорожденных звезд‑младенцев; познакомилось с гигантскими растущими и наливающимися блеском звездами‑юношами. На фотопластинках обсерваторий запечатлены звезды‑старухи — рубиновые карлики, съежившиеся и стынущие, отжившие на свете положенные им двадцать миллиардов лет. Тем более полна изменений живая природа.
Вся история живой природы — это непрекращающийся конкурс, на котором беспощадно отметается прочь все слабое и нежизнеспособное. Побеждают те «находки и открытия» природы, которые укрепляют и усиливают их обладателя.
Мы знаем одну из важнейших побудительных причин этих непрестанных перемен в живой природе. Ее изменения, непрерывное развитие, движение вперед совершаются в условиях жестокой и безжалостной борьбы за жизнь.
Трудно вообразить себе промежуток времени длиной в пять миллионов лет. Именно за это время, согласно современным познаниям, человечество прошло свой эволюционный путь.
В какой же момент длительной эволюции человекообразное существо стало человеком? Антропологи отвечают: Есть орудие — есть человек! Как только это существо ощутило потребность в каком‑либо инструменте, как только оно начинает пользоваться им постоянно, это человекообразное существо становится Homo habilis («человеком умелым»).
Пять миллионов лет назад еще полусогнутый Homo habilis учится добывать пищу, питаясь кореньями, которые выкапываются из земли простой палкой. Иногда ему удавалось поживиться отобранными у зверей или хищных птиц убитыми животными. Жильем ему служит круглый шалаш из ветвей. Первым орудием человека стал простой случайно подобранный камень. Им он раскалывал орехи, расплющивал плоды, разбивал ракушки. Позже камнем он стал обрабатывать кости животных, кусок древесины или просто другой такой же камень.
Но протекли еще сотни тысячелетий, прежде чем появилось настоящее каменное орудие, которому с помощью другого камня была придана требуемая, заранее заданная форма.
Такой медленный темп «технического прогресса» вполне объясним тем, что редкие племена были очень малочисленны, разбросаны по миру и разделены огромными расстояниями. Передача приемов обработки куска камня или сложных ухищрений охоты были сильно затруднены. Прежде всего тем, что люди научились общаться между собой еще не столько, чтобы учить себе подобных. А значит, все приходится изобретать снова и снова.
Пятьсот тысяч лет назад наш предок Homo erectus («человек выпрямленный») наряду с использованием каменных орудий труда, научился добывать огонь. Это явилось колоссальным открытием первобытного человека. И прежде всего потому, что без огня человек не смог бы выжить в период оледенения.
Сначала необузданный, природный огонь, порожденный молнией или разливом лавы, подчинился человеку. Постепенно люди научились сохранять огонь и использовать его, а еще позже — не только сохранять, но и добывать огонь. Человек учился овладевать силами природы.
Постоянно находясь рядом с огнем, собиравшим все племя, человек наблюдает, узнает, подмечает. Вот женщины и дети обнаружили среди сгоревшей травы обугленный труп антилопы. Оказалось, что ломти мяса легко отдираются пальцами без помощи каменного ножа, а у мяса появился новый вкус. Вот пламя сделало твердым, как камень, конец ветки, ставшим копьем или рогатиной. А пламя последнего пожара привело в ужас всех животных, даже самых крупных и хищных. Так наши предки научились использовать огонь для приготовления пищи, изготовления примитивного оружия, отпугивания хищников, обогрева жилища.
Первобытные люди были сугубо практичными существами, стремившимися, во что бы то ни стало выжить в постоянно меняющейся, нередко враждебной среде и как‑нибудь прокормить себя и свою семью.
Отбирая добычу у животных или птиц, человек отгонял их камнями и палками. В какое‑то время он заметил, что камнем можно убить зверя. Так камень стал и первым орудием первобытного человека. Орудие стало оружием.[1] С тех пор охота превратилась в основной способ добывания пищи. Сохранились наскальные изображения охоты на мамонта и пещерного медведя.
Вместе с человеком эволюционировало и древнее оружие. Первобытные охотники обнаружили, что убить и разделать животное легче специально заостренным камнем. Так появились каменные (кремневые) ножи и наконечники.
Многие сотни лет камень и палка, как орудие труда и как оружие, применялись раздельно. И лишь спустя тысячелетия, в эпоху верхнего палеолита, палка стала использоваться как рукоять или древко. Благодаря этому изобретению появились каменный топор и копье. Древнее оружие первобытного человека стало более грозным и надежным.
Брошенный камень, каменный топор или деревянное копье с каменным наконечником — это уже метательное оружие. Простота этого оружия обманчива, в умелых руках оно было также смертоносно, как и появившееся много позже более сложное ручное оружие.
Над всей живой природой неумолимо господствовал безжалостный закон борьбы за сохранение жизни, за существование, за выживание. Оружие вначале применялось для охоты, защиты от хищников, а потом и в драках при дележе добычи, в схватках с пришельцами и соседями за территорию для проживания и охоты.
Эти драки и смертельные схватки явились зачатком современного рукопашного боя. По‑видимому, не стоит думать, что рукопашный бой появился с возникновением человека (человечества). Но можно бесспорно утверждать, что с появлением человека появился зародыш рукопашного боя, которому предстояло вместе с человеком пройти путь эволюционного развития протяженностью в сотни тысяч лет.
Сто тысяч лет тому назад потомки Homo erectus оказываются еще ближе к современному человеку. Это уже Homo sapiens («человек разумный»).
Некоторые из этих потомков (неандертальцы) были, вероятно, ближе в родственном отношении к нам, современным людям. У них уже были свои ритуалы, и они хоронили своих умерших братьев. Но, просуществовав «всего» около сорока тысяч лет, неандертальцы полностью исчезают.
Те из потомков, которые сумели приспособиться к среде обитания лучше, чем неандертальцы, выжили. Это — кроманьонцы. Их умения и навыки просто поразительны.
Пятьдесят тысяч лет назад. Homo sapiens обтесывает камень и лепит из глины. Изобретает иглу, а значит, появляется одежда из шкур животных. У него достаточно совершенное оружие для охоты — дротики, луки, гарпуны. Он рисует фигурки животных на стенах пещер, в которых обитает. Он уже размышляет о своей судьбе.
Пять тысяч лет назад люди начинают производить для себя пищу, одомашнивая животных и обрабатывая землю. Они уже такие, как мы…
Одомашнивание животных (коз, овец, быков) позволяет человеку иметь пищу постоянно. Но охотничий промысел не умирает, он особенно важен во время засух и стихийных бедствий.
Техника возделывания земли стала важным открытием. Она предполагает совершенно новый тип сознания. Первый земледелец должен был долго наблюдать, размышлять и, наконец, понять, что собранные им семена дикорастущих злаков, положенные в землю, по весне дают ростки тонкой зеленой травы, которые затем цветут, колосятся, чтобы произвести новые семена. В это время происходит одомашнивание лошади.