Английские психологи Девид Понсоби и Морис Яфер обнаружили, что футболисты в сложных ситуациях значительно чаще передают мяч тем коллегам по команде, к которым испытывают большие симпатию и уважение. Видеозаписи показали, что делается это автоматически, подсознательно даже в тех случаях, когда футболисты получали строгие инструкции от тренеров не делать этого.
Вообще следует отметить противоречивость результатов, получаемых в социальной психологии по этому вопросу. В некоторых ситуациях высокий уровень сплоченности положительно сказывался на результатах деятельности. В других случаях высокая сплоченность даже препятствовала эффективной деятельности. По данным Ф.К., команды, члены которых имели низкую потребность в дружеских отношениях, выступали успешнее, чем команды, в которых были игроки с потребностью в теплых и близких межличностных отношениях.
Г. Ленк также получил данные, согласно которым достижение высокого результата возможно, несмотря на внутренние конфликты, что опровергает бытующее мнение, будто команды добиваются успеха только тогда, когда между игроками установлены близкие дружеские отношения.
Ленк исследовал экипажи двух команд — восьмерок по академической гребле — чемпионов ФРГ с 1962 по 1964 год. При низком уровне сплоченности эти команды выиграли: одна — Олимпийские игры, а другая — чемпионат мира. Вскоре Ленк обнаружил серьезный внутригрупповой конфликт в обеих командах. Командам предсказывали раскол на две враждующие группировки. Эти данные подтверждались не только выраженной полярностью лидерства, но и социометрическими выборами и отказами. Проблемы еще более обострились с началом соревнований. Однако, несмотря на межличностные конфликты и внутригрупповую напряженность, одна из этих команд выиграла чемпионат Европы в 1963 году, а в 1964 году завоевала серебряную олимпийскую медаль. Эффективность деятельности тоже возросла за два года, несмотря на усилившуюся напряженность во взаимоотношениях.
Предполагается, что при высокой сплоченности члены команды больше заботятся о сохранении хороших отношений с товарищами, чем о достижении высоких спортивных показателей. Попытки тренеров навязать в таких командах мотивационную установку на достижение цели приводят к конфликту (Мартене Р. (Социальная психология и спорт. М.: ФиС, 1979). В то же время в командах с высокой потребностью в дружеских связях, как показал Р. Мартене, игроки выражают большую удовлетворенность своей деятельностью по сравнению с командами, где эта потребность была ниже, несмотря на одинаковые успехи тех и других и соревновательной деятельности.
Похвально, конечно, что в команде не было не только серьезных конфликтов, но и мелких ссор, что у нас царит доброжелательная обстановка. Но, поймите меня правильно, в футбольном коллективе такие взаимоотношения не всегда радуют тренеров. Мы предъявляем к игрокам очень высокие требования, а они легко прощают партнерам ошибки, не желая обидеть кого-нибудь даже справедливой критикой... Такое безразличие к игре товарищей, я бы сказал даже, отсутствие рабочей требовательности, очень мешало нам.
В. Сальков, тренер команды мастеров по футболу
(Советский спорт. 1979. 22 августа)
Нередко стремление сохранить хороший психологический климат и сплоченность в команде приводит к тому, что в ней появляется самоуспокоенность, исчезает принципиальная и деловая критика. Группа старается не замечать конфликтных ситуаций, требующих делового решения. Такое поведение в команде неоправданно. Замечания, высказанные в спокойном и деловом тоне, не могут нарушить сплоченности команды и тем более снизить эффективность ее деятельности. По данным В.В. Виноградова, неодобрения и резкие замечания партнеров и тренера, хотя и расценивались спортсменами как нежелательные, создающие повышенную напряженность в игре, не повлияли существенно на результативность, а вряде случаев и улучшали ее. Во всяком случае, установка команды на результат может и не снижать эффективность деятельности даже при отсутствии сплоченности по личностным качествам.
В этой связи интерес представляет цитировавшаяся выше работа Р. Мартенса, в которой показано, что мотивация в команде на достижение цели более действенна для успеха, чем мотивация на общение. Однако наибольшего успеха добивались команды, мотивированные и на то и на другое.
В работе Р. Мартенса изучалась взаимосвязь между сплоченностью баскетбольных команд, результатами их деятельности и удовлетворенностью. Справедливо полагая, что выявление сплоченности команд только по признаку симпатии/антипатии недостаточно, он ввел и другие критерии:
1) оценку возможностей и способностей игрока (оценка по игровым качествам);
2) возможность сделать совместную деятельность приятной;
3) влияние, оказываемое игроком на других членов группы;
4) оцени того, насколько сильно у опрашиваемого чувство принадлежности к данной команде, имеет ли эта принадлежность для опрашиваемого большое значение;
5) уровень взаимодействия и сплоченности команды в целом.
Оказалось, что если оценивать сплоченность команды по двум последним критериям, то связь между сплоченностью и успешностью выступлений есть (более сплоченные выиграли больше встреч). По другим критериям этой связи обнаружено не было.
Показано, что сплоченность команд связана не столько с турнирным положением и классом команд, сколько с изменением турнирного положения. Улучшение турнирного положения сопровождалось ростом сплоченности, ухудшение турнирного положения — снижением ее. В то же время классная команда, ставшая победительницей турнира, имела к концу первенства самую низкую сплоченность среди всех команд.
Очевидно, ухудшение взаимоотношений в команде не всегда и не сразу приводит к явному снижению спортивных результатов. Более того, иногда конфликтная ситуация становится для команды (при сложившемся ее ядре) своего роди стимулятором, сплоченность игроков повышается. Это наблюдается, в частности, в случае конфликта команды с одним из ее членов (тренером, капитаном, ведущим игроком). Сплоченность команды повышается на основе противопоставления: «мы» и «он».
Сопротивление команды тренеру сплачивает ее членов целью доказать несостоятельность его установок и методов. Если конфликт с тренером обособляется от спортивных обязанностей, то есть если команда стремится доказать свою правоту спортивными успехами, команда переносит свою сплоченность и агрессивность на игру. Однако бывает и так, что команда, порой неосознанно, стремится наказать тренера и... проигрывает матчи.
В основном эффективность тренировочной и соревновательной деятельности снижается при затянувшихся и трудноразрешимых конфликтах.
Коллектив, в котором люди живут без конфликтов, — это еще не дружба и сплоченность. Нужно пройти через серьезные испытания, чтобы люди поверили друг в друга.
В. Третьяк, знаменитый вратарь по хоккею с шайбой
(Комсомольская правда. 1978. 20 июня)
Очевидно, не стоит придавать излишнего значения эмоциональной сплоченности, так же как нельзя и недооценивать ее. Вовсе не обязательно, чтобы спортсмены в команде были связаны тесными дружескими узами (этого иногда трудно требовать из-за возрастной разницы, семейного положения, разных национальных менталитетов и т. п.) и чтобы в команде существовала какая-то социальная идиллия, не допускающая конфликтности вообще. Команда может показывать стабильные высокие достижения и при среднем уровне эмоциональной сплоченности. Для формирования стойкой боевой команды важнее не избавлять ее от конфликтов, а научить спортсменов преодолевать их.
В то же время нормальный психологический климат в команде — необходимое условие ее жизнестойкости и целеустремленности. И здесь очень важно, чтобы сплоченность проявлялась и по другому критерию — ценностно-ориентированному единству, то есть чтобы члены команды имели общие ценностные ориентиры (ради чего они играют), цели, нормы и установки (моральные и этические). Известно, например, что в благополучных с точки зрения психологического климата и социально зрелых группах (коллективах) нововведения и увеличение интенсивности работы воспринимаются благожелательно, а в конфликтных группах встречают сопротивление.
1.4. Факторы, влияющие на сплоченность команды
Сплоченность команды зависит от многих факторов объективного и субъективного характера. К ним относится, например, оцениваемая сторона личности. В зависимости от того, какая сторона личности оценивается (деловая или эмоциональная), сплоченность (единодушие в оценках друг друга, взаимопомощь, сопереживание и т. п.) может быть то более, то менее высокой. Например, по коэффициенту сплоченности почти во всех обследованных нами командах мастеров деловая сплоченность была более высокой, чем эмоциональная.
Спортивные команды бывают разными по структуре, и это тоже сказывается на сплоченности. Одно дело — команды в игровых видах спорта, где все игроки воспитываются одним (старшим) тренером и в основном выполняют только его установки; другое дело — сборные команды в индивидуальных видах спорта (легкой атлетике, плавании, велосипедных гонках, фигурном катании, гимнастике и т.п.) В первом случае сплоченность выше, поскольку все игроки команды находятся в тесном взаимодействии друг с другом в процессе не только соревнований, но и тренировочных занятий (проживание на сборах), У них постоянная общая цель, взаимозависимость. Во втором случае сплоченность коллектива намного ниже. Сплочение таких коллективов – дело трудное, требующее времени. Особая роль принадлежит при этом тренерам, имеющим в сборных командах своих учеников.
Сплоченность также зависит от того, насколько удовлетворяются социальные потребности каждого члена команды принадлежать к той или иной группе и считаться значимым ее членом (потребность в социальной активности). Обсуждение важных вопросов, касающихся команды, всеми спортсменами создает предпосылки для удовлетворения этих потребностей и способствует сплочению команды целевой основе. С этой точки зрения имеющаяся в ряде спортивных коллективов практика решения вопросов только силами актива не может считаться оптимальным вариантом для сплочения коллектива. Члены коллектива, не вошедшие в актив, чувствуют себя пассивными участниками, исполнителями чужой но Потребность в социальной активности удовлетворяется в этом случае слабо.