Смекни!
smekni.com

Путешествие на Мальту московского боярина Б.П. Шереметева (стр. 3 из 4)

Знаменитость твоего рода и воинская доблесть, давно уже нам известная, а наипаче твое оказанное к нашему Ордену благоволение, побуждающее тебя из стран, толико отдаленных, притти к нам, до ныне тобою невиданных, и твоим присутствием прославить наше братство, убеждает нас изъявить тебе какой либо знак нашего к тебе уважения и благодарности, и купно с тем усугубить любовь твою к нам, и достойно почтить тебя за оказанные и оказываемые тобою услуги всему Христианству, и в особенности твоему Великому Государю, Его Царскому Пресветлейшему Величеству. И так просим тебя, драгоценный крест, сделанный по обыкновенному нашему образу, даруемый тебе в залог нашего уважения, и освященный прикосновением к святому древу истинного креста, и к руке Иоанна Крестителя, нашего покровителя, кои хранятся в хранительнице нашей Великой церкви, благодушно принять, и его или какой-нибудь другой златой (на его охотно мы даем тебе разрешение) ради Богопочитания всегда носить на вые; да огражденный сим спасительным, для адских духов ужасным знамением, ко славе Христианского рода и имени твоего Великого Государя, удобнее низложить турок, татар и иных врагов Креста Господня, и навсегда сохранить к религии нашей приверженность. Сего ради приобщаем тебя отныне к сонму наслаждающихся всеми духовными благами, кои служат к прославлению имени Божия, и толико же к истинной Христианской Веры против врагов оныя, колико к благочестивому подвизанию в гостеприимстве. Всем и каждому из братий реченой нашей обители, пользующихся ныне и впредь правами нашего достоинства, объявляется, да почитают тебя усердным и приверженным членом нашего Ордена. Во свидетельство общая наша свинцовая булла у сего прилагается.

С наружности на сложенном патенте назади написано: Разрешение Превосходительному мужу Борису Петровичу Шереметеву носить ради Богопочитания сей златый крест. На свинцовой привешенной к патенту печати, величиною в рубль, с одной стороны видимо тело, лежащее в гробнице, и при возглавии крест. Лампада освящает сей памятник. Слова подписи в округе: Hospitalis Hierusalem, то есть «Странноприимцы Иерусалимские». На другой стороне видимо много кавалеров, повергшихся перед крестом. Из подписи видимы только слова: Magistri et Conventus, то есть «Магистры и Сословие» [5, c 111-114].


Заключение

Таким образом, проанализировав все события, связанные с путешествием московского боярина Б.П. Шереметева за границу в конце XVII – начале XVIII вв., можно прийти к заключению, что действительно он считался частным лицом, путешествующим за границей в качестве туриста, и отправился на Мальту по своему собственному желанию. Подтверждение этому мы находим в путевой грамоте, переданную боярину Петром I. В ней было указано: «По нашему указу отпущен ближайший боярин и наместник Вятский Б.П. Шереметев по его охоте в Италию, в Рим и в Венецию, для видения тамошних стран и государств ». И хотя Шереметев отправился за границу «по охоте своей», неофициальной целью своего путешествия он имел заключение против турок военного союза с мальтийскими кавалерами, которое подтверждается информацией, что была оставлена самим Шереметевым в своих записках. На Мальте Шереметева встретили необычайным образом. В нем видели победителя турок, т.е. человека, способствовавшего решению задачи, которую преследовал Мальтийский орден, и наградили мальтийским крестом, а позже боярина здравствовали в кавалеры. Заканчивается путешествие Шереметева подробным рассказом о получении мальтийского «кавалера». Путешествие боярина Б.П. Шереметева является одной из самых ярких страниц в летописи развития отношений России с Западом, поскольку эти отношения положили основу регулярных посещений российскими людьми европейских стран в качестве туристов.


Список использованных источников

1. Андреев А.Р., Захаров В.А., Настенко И.А. История Мальтийского ордена. - М.: 5Р5Ь - «Русская панорама», 1999. - 464 с, 78 идл., 120 библ. - (Страницы Российской истории).

2. Бантыш-Каменский Д.Н. 3-й Генерал Фельдмаршал Граф Борис Петрович Шереметев. Биографии российских генералиссимусов и генерал-фельдмаршалов. В 4-х частях. Репринтное воспроизведение издания 1840 года. Часть 1–2. — М.: Культура, 1991. — 620 с.

3. Барсуков А.П. Род Шереметевых. Кн. 1-8.- СПб., 1881 - 1904. – 125 с.

4. Заозерский А.И. Фельдмаршал Б.П.Шереметев. - М.: Наука 1989. – 307с.

5. История государства Российского: Жизнеописания. XVIII век. - М.: Изд-во "Кн. палата", 1996. – 157 с.

6. Лубяновский Ф.П. Воспоминания. М., 1872. – 162 с.

7. Письма Петра Великого, писанныя к генерал-фельдмаршалу... графу Борису Петровичу Шереметеву. М. Имп. университет, 1774. – 172 с.

8. "Русский биографический словарь. Т.23.-СПб.; Имп. ист. об-во 1911.-С. 107-136.

9. Советская историческая энциклопедия.1976.Т.16, с. 256

10. Соколов С.Н. Историческая география. М., 1942 . – 170 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Маршрут путешествия Б.П. Шереметева на Мальту:

Краков – Вена – Баден – Венеция – Падуя – Феррара – Лорет – Сполетто – Рим - Неаполь – Сицилия – Мальта.


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Рис. 1. Борис Петрович Шереметев на Мальте. Гравюра

Рис. 2. Портрет графа Бориса Петровича Шереметева

Рис. 3. Звезда ордена Святого Иоанна Иерусалимского

Эмблемой ордена является восьмиконечный белый крест, который, после перемещения ордена на о. Мальту, часто стали называть просто мальтийским крестом. По мнению некоторых авторов, такой крест носили жители республики Амальфи в южной Италии, основавшие в первой половине XI века в Иерусалиме госпиталь для паломников. В форме креста видят следующую символику: четыре конца креста - христианские добродетели, восемь углов - добрые качества христианина. Белый цвет традиционно символизирует безупречность рыцарей чести. [4, c. 56]

Рис. 4. Знак ордена Святого Иоанна Иерусалимского на шейной ленте


ПРИЛОЖЕНИЕ В

Другое описание путешествия Б.П.Шереметева на Мальту было опубликовано в книге «Жизнь, анекдоты, военные и политические деяния российского генерал-фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева», изданной в 1808 г. в Санкт-Петербурге:

«Из Венеции отправился он водою в Мальту 12 апреля вдоль италианских, а потом от Мессины 30 апреля около сицилийских берегов. Тогда стоял Мальтийский караван, то есть противу турок вооруженная эскадра, не в дальности от южного предгория Сицилии. Борис Петрович поспешил туда, чтобы видеть ополчение и действие мальтийских морских сил, и обрадовался немало сему доброму, представившемуся ему случаю. Он приехал как бы нарочно, ибо в самое то время вдали показалось несколько турецких кораблей, которые кавалерам по законам их Ордена подлежало преследовать. Он возгорел желанием участвовать в морском сражении, и чрез то кавалеры убеждены были предоставить ему начальство над всем их флотом. Но до сражения не дошло, и караван вошел под начальством боярина 2 мая в Мальту. Пребывание его на острове сем продолжалось хотя одну неделю, но было оное очень приятно как гостю, так и хозяевам. Они почитали в нем знаменитого воина и первого полководца великого монарха, мужа знаменитейшего по своей природе и заслугам, и оказали ему отличное уважение. Они приняли его в кавалеры и дали на то письменное свидетельство. Мая 9, что в день своего отъезда, боярин Борис Петрович приглашен был от Великого Магистра и кавалеров к обеденному столу. Пред обедом взял Великий Магистр золотой, алмазами усыпанный крест в руку, и говорил Борису Петровичу речь. Во-первых превозносил он цену и действие знака, который все кавалеры носят на своей одежде. По сем предлагал он боярину, чтобы и он принял от них знак, и позволил себя называть их братом и христовым кавалером, знак сей непрестанно бы носил на своем плаще, и внес оный в свой герб. Но с условием, чтоб после смерти его никто из его наследников креста сего не носил, или в гербе не имел, ибо сие дается ему только в вознаграждение его личных заслуг. После чего сам возложил на него крест, обнял его троекратно и пожелал щастия в сем рыцарском достоинстве, потом обнимали и поздравляли его все кавалеры, и называли своим братом. Наконец вручил ему Великий Магистр, кроме писем к царю и римскому императору, патент на сие достоинство. Крест, полученный Борисом Петровичем, был командорским. Он был тогда уже женат, что составляло противное статутам, однако в это время он не был женат по смерти супруги своей. Папа Иннокентий XII предложил его в кавалеры и дал свое разрешение. В сие время отходил большой караван мальтийских кавалеров, назначенный в Морею, при сем случае отправился и новый мальтийский кавалер 9 мая, и ночью выпровожен до сицилийских берегов.

10 февраля 1699 г. прибыл боярин в Москву и в немецком платье по возвращении предстал Петру Великому, по его повелению, и притом украшенный полученным на Мальте орденом. Монарх принял его весьма милостиво, поздравил кавалером, приказал ему орденский крест всегда носить и 19 февраля повелел в Разряде и во всех присутственных местах записать: «что титло его сверх боярского достоинства еще получено приращение, и как в Боярской книге, в Росписях и других бумагах, так и сам бы он писал: боярин и военный свидетельствованный мальтийский кавалер». Слово «свидетельствованный» доказывает сколько похвальных казалось в очах Монарха признание храбрости и заслуг боярина его от мальтийских кавалеров, а не сам он хвастает свидетельством иностранным». [8, c. 66-69]