Смекни!
smekni.com

Развитие координационных способностей у юных борцов вольного стиля (стр. 7 из 9)

Для определения роли координационных способностей в двигательную деятельность борца, проведено социологическое исследование.

На вопрос «Считаете ли вы, что воспитание координационных способностей играют важную роль в учебно-тренировочном процессе борцов? все респонденты-тренеры единогласно 100% ответили «ДА».

На рисунке 4 представлен анализ полученных ответов респондентов по вопросу «Акцентируете ли вы особое внимание на воспитание координационных способностей у спортсменов?», 94,12% респондентов-тренеров ответили «ДА», и 5,88% респондентов ответили «НЕТ».

Продолжая анализ результатов соцопроса респондентов, нам было важно знать их мнения, о том какие средства применяют специалисты в учебно-тренировочном процессе борцов для воспитания координационных способностей. Полученные данные приведены на рисунке 4.

Следует отметить, что из семи предложенных в анкете основных средств респонденты приоритетно разделили свои мнения следующим образом:

первое место – подвижные игры (88,23%);

второе место – имитационные упражнения (52,94%);

третье место – координационно-ритмические задания (47,05%).

В то же время, анализ мнений респондентов показывает, что только незначительное их количество обращает внимание на такие важные, на наш взгляд, средства как идеомоторная тренировка 29,41%, строевые упражнения - 17,64%, ритмические упражнения - 11,76%. Вместе с тем, 5,88% респондентов указали, на то, что применяют музыкальное сопровождение в учебно-тренировочном процессе борцов.

Рисунок 4. Расстановка мнений респондентов по приоритетному использованию средств для воспитания координационных способностей.

На вопрос анкеты об использовании музыкального сопровождения в учебно-тренировочном процессе борцов большинство респондентов дали 76,47% отрицательных ответов и всего лишь 23,53% положительных, то есть в процессе занятий музыкальное сопровождение используется крайне редко.

Для выяснения данной ситуации мы задали респондентам еще один вопрос «Как Вы думаете, есть ли необходимость в музыкальной подготовке спортсменов для формирования у них координационных способностей?». Мнения респондентов-тренеров распределились следующим образом рисунок 5.

Оказывается, что 41,18% считают, что музыкальная подготовка необходима для воспитания координационных способностей. Вместе с этим, не малый процент респондентов-тренеров (23,53%) считают, что применение такого рода средств в учебно-тренировочном процессе со своими воспитанниками не является уместным.

Рисунок 5. Отражение мнений респондентов о необходимости в музыкальной подготовке спортсменов для формирования у них координационных способностей.

Неожиданными оказались результаты с ответом на данный вопрос – „Затрудняюсь ответить”: 35,29% респондентов-тренеров. Поскольку использование музыки дает возможность создать правильные моторные привычки, производить ритмические движения, а также совершено четко представлять различные пространственно-временные соотношения. При этом, музыка может организовать и регулировать движение, давать четкое представление о соотношении времени, пространства и акцента в момент выполнения двигательного действия [Г. А. Волкова, 2003], что необходимо борцу в момент противоборства.

Все перечисленные выше средства имеют свою, внутреннюю, интеграцию, проявляющуюся в кумулятивном эффекте занятий, где одни средства дополняют другие с целью закрепления приобретенного в процессе тренировки навыка. В первую очередь, это относится к комплексному психомоторному умению двигательной координации, в состав которого входит и зрительная, и вербальная координация.

При анализе соответствующей специальной литературы по вопросу правильного использования музыкального сопровождения в процессе тренировки, мы выяснили, что верный и достаточно разнообразный подбор музыкальных произведений может вызывать у человека положительные эмоции, способствовать закреплению двигательных навыков, улучшать технику движений, стимулировать мышечную активность и проявление волевых усилий, воздействовать на развитие физических способностей, облегчать организацию занимающихся, повышая при этом моторную плотность занятия, а также ускорять протекание восстановительных процессов [Ю.Р. Коджаспиров, 1987; Н.Г Озолин, 2006; Г.Д. Горбунов, 2007].

В целом, можно долго говорить о том, какую роль занимает музыка в процессе формирования координационных способностей и двигательной деятельности спортсменов, в общем.

Таким образом, исходя из анализа и обобщения, данных специализированной литературы, а также полученных результатов анкетного опроса действующих тренеров и специалистов в области борьбы, приходим к выводу, что исследуемая проблема заслуживает особого внимания, поскольку ей не предоставлено должного места в системе учебно-тренировочных занятий борцов.

Мы представили анализ анкетного опроса лишь по 10 вопросам. Однако и в рамках этого анализа можно констатировать необходимость в научно-методических разработках по проблеме воспитания координационных способностей, которые могут способствовать ускорению учебно-тренировочного процесса и не только в спортивной борьбе.


Выводы

В результате изучения специализированной литературы по проблеме воспитания координационных способностей, в частности борцов, были выявлены особенности и факторы, которые могут повлиять на двигательную деятельность борца.

Анализ литературных источников показал, что проблема начального обучения остается одной из актуальных тем спортивной борьбы. Существующая учебно-методическая литература по начальному обучению борцов носит разноплановый характер. В связи с этим необходимо создание методики начальной подготовки спортсменов-борцов с учетом многих компонентов.

2. Установлено, что применение рациональной методики тренировки занимающихся с подбором нестандартных средств и методов, положительно могут повлиять на процесс формирования координационных способностей.

3. Определили роль координационных способностей в учебно-тренировочном процессе борцов посредством анализа социологического опроса.

4.Выявлено более рациональное условие для воспитания координационных способностей, которое является, по мнению респондентов – этапом начальной спортивной подготовки.

5. В результате исследования установлена возможность и практическая целесообразность прикладного использования средств музыки в учебно-тренировочном процессе борцов, в целях формирования координационных способностей.


Практико-методические рекомендации

При составлении программы для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ целесообразно на этапе начальной спортивной подготовки обращать внимание на развитие координационных способностей. Это позволит спортсмену в дальнейшем при обучении применять более образные двигательные ориентиры и «иметь собственные пространственные ориентиры при проведении технических действий» (А.С. Кузнецов, 2003 с. 285).

Выявлены стороны спортивной техники, которая является комплексом из многих двигательных навыков, сочетаемых последовательно, параллельно и одновременно. Поэтому, при организации учебно-тренировочного процесса на начальном этапе спортивной подготовки целесообразно включать:

– подвижные игры;

– имитационные упражнения;

– координационно-ритмические задания;

– идеомоторные упражнения;

– музыку.

3. Определено, что применения музыкального сопровождения в учебно-тренировочном процессе позволяет добиваться высоких результатов меньшими волевыми усилиями спортсменов (Ю.Г. Коджаспиров, 1978; С.И. Кулагин, 2002).

Значительную роль в снижении нервно-психических напряжений в подготовке борцов могут играть:

– Музыкальное сопровождение, создающее комфортные условия для тренировки и восстановления спортсменов.

– Разнообразие тренировочных приемов и действий.

Для определения этих и других факторов, преподаватель должен быть компетентен в вопросах, педагогики, спортивной психологии включая изучения психомоторики человека, физиологии и др.


Библиография

1. Алиханов И.И. Биомеханические аспекты спортивной борьбы // Спортивная борьба: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1984. С. 20-22.

2. Афтимичук, О. Формирование ритма дидактического общения у студентов институтов физической культуры: Дис. ... канд. пед. наук. Кишинев, 1998. 300 с.

3. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б. А. Ашмарин. М.: Физкультура и спорт, 1978. 223 с.

4. Бакаринов Ю.М. Особенности ориентации во времени в условиях воздействия вестибулярных нагрузок: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.М. Бакаринов. Калинин, 1971. 17 с.

5. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. 275 с.

6. Бальсевич, В.К. Эволюционная биомеханика: теория и практические приложения / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. 1996. № П.С. 15-19.

7. Бернштейн Н.А. О построении движений / Н.А. Бернштейн. М.: Медицина, 1947. 258 с.

8. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. М.: Физкультура и спорт, 1991.287 с.

9. Бернштейн, Н.А. Биомеханика и физиология движений / Н. А. Бернштейн; под ред. В.П. Зинченко. Воронеж : НПО «МОДЭК», 1997. 604 с.

10. Бернштейн, Н. А. Физиология движения и активности / Н. А. Берн-штейн. М.: Наука, 1990. 496 с.