Вместо этого решили увеличить число солдатских и казачьих слобод, а в самой середине черты построили сильную крепость Канадей с каменной воротной башней. Коснулись изменения и Сызрана. В семи верстах от него возник Кашпирский пограничный пункт – квадратная восьмибашенная крепость с гарнизоном в 188 человек. На Самарской Луке переведенные солдаты основывают Печерскую, Переволокскую, Губинскую, Усинскую слободы. Пришедший в Сызран в 1689 году отряд казаков под командованием Василия Жемкова получает бывшую землю мурзы Шадрина.
В это же время появляются в наших краях и богатые вотчинники: монастыри и дворяне. Земли они берут в некотором отдалении от границы, но зато осваивают их весьма интенсивно. Сюда переводятся крестьяне из центральнорусских вотчин. Монастыри основывают села Старая Рачейка, Костычи, Новодевичье. Получивший под Сызраном наделы московский дворянин Дмитриев - Троицкое, Богородское, Семеновку.
Жизнь в Сызране тех времен не имела ничего общего с той, какой она стала через пару столетий, жизнью тихого провинциального города. Она скорее напоминала Америку XVIII века. Казаки, солдаты, служилые и гулящие люди всех мастей, купцы-авантюристы. Власти практически не было, а за Волгой и Сызраном начинались земли Калмыкского ханства. Степняки формально считались подданными русского царя, а на практике жили довольно независимо. Посылали посольства в Тибет, в другие страны. От них в русский быт проникали буддийские легенды о дальних землях, о таинственном Беловодье. С сызранцами калмыки вели обширную торговлю скотом, что предопределило интенсивное развитие кожевенного промысла, а также образование слоя купцов, гонявших гурты во внутренние уезды. Случались и инциденты, связанные с угоном скота, потравой покосов, но все больше по мелочи. Иная ситуация была с башкирами. Военные действия в Заволжье с ними вспыхивали постоянно. В походах на башкир принимали участие и сызранские ополченцы.
И, конечно, всех манила Волга. Там были сказочно богатые рыбные промыслы, там лежал путь в Астрахань – юго-восточные ворота России. Вольготно чувствовали себя в наших краях и противники официальной церкви - раскольники. Слабость власти позволяла им жить более-менее безопасно. Большая политика до поры до времени обходила город.
В 1695 году сызранцы смотрели, как мимо них проплывали струги царя Петра, шедшего осаждать Азов, а вскоре и сюда стали докатываться отголоски грозных московских событий. Для заселения южных новопостроенных крепостей велено было с разных мест Сызранской черты послать где каждого второго, а где каждого третьего жителя. В 1700 году появились иноземные полковники русской службы с предписанием набрать в “низовых городах”, среди которых указаны Сызран и Кашпир, 20 солдатских полков из вольных людей. Эти люди составили костяк новой армии, прошедшей от нарвской “конфузии” до славного Ништадтского мира.
Вскоре, однако, выяснилось, что ослабление Сызранской черты было мерой преждевременной. Поражения на первом этапе войны со Швецией и перенос на запад большей части сил привели к резкому ухудшению положения в Поволжье. В Астрахани началось восстание, за Волгой сплотившиеся антироссийские силы вынашивали планы захвата Казани. В этих условиях резко возрастало значение средневолжских крепостей, становившихся базой правительственных войск. В 1706 году весной Петр направил для наведения порядка своего лучшего полководца Шереметьева. В это время воеводой Кашпира назначили стольника Семена Дмитриева. Чин у него был высокий, и такое решение говорило о чрезвычайной важности крепости.
Тогда в историю вошел сызранский посадский человек Данила Бородулин. Шереметьев послал его в Астрахань – выяснить обстановку. Видимо, он имел там знакомства. Бородулин, приехав в Астрахань, встретился с предводителями бунтовщиков и во время застолья не побоялся провозгласить тост за здоровье государя. Тост не приняли, но и посланца не тронули. Сызранец, вернувшись, доложил Шереметьеву, что в городе много колеблющихся, и это помогло подавить восстание малой кровью.
Не успел затухнуть астраханский пожар, как полыхнуло уже на Дону. Булавинские отряды стояли под Саратовом и на Хопре, в нескольких переходах от Кашпира. Их ждали со дня на день. Причем - не только правительственные войска. Долго зревшее недовольство монастырских крестьян крепостными порядками выплеснулось наружу. В селе Костычи отказались выделять караульщиков, угрожали начальству. Управляющий Алемасов бежал в Симбирск. Но обошлось.
Правительство теперь стало осмотрительней. В районе Сызранской черты произвели новые земельные пожалования служилым людям. Причем теперь казакам явно предпочитали дворян - из мелкопоместных.
В начале 20-х годов XVIII века Волга снова стала тылом правительственных войск. Петр, ставший к тому времени Великим, плыл мимо наших берегов в Персию, где начиналась очередная война. Все это сопровождалось лихорадочным административным переустройством края. В 1708 году Сызран вошел в состав Казанской губернии, в 1717-ом - в состав Астраханской, а в 1728-ом вернулся в Казанскую. Народ пугали новомодными названиями: “ландраты”, “дистрихты”, вместо воевод стали коменданты и обер-коменданты. В 1715-1716 гг. эту должность в Сызране занимал все тот же Дмитриев. В 1718-ом была образована Симбирская провинция, в которую до 1780 года входил и наш город.
Военные действия в “низовых землях” привели к усилению административного значения крепости Кашпир. Она была важной войсковой базой. Сызран, между тем, быстро развивал свое хозяйство. Рос посад, богатели купцы. Трое из них - Клим Селиванов, Данила и Прохор Рукавкины - были даже приписаны к гостиной сотне – привилегированной торговой корпорации. В 1724 году сызранские купцы зарегистрировали на Астраханской таможне 6 сделок на сумму 418 рублей, в 1726-ом – три, на 855 рублей, а в 1737-ом - уже восемь, на 3018 рублей.
Значение же Кашпира с прекращением военных действий на юге резко упало, и в 1730 году воеводская канцелярия там была ликвидирована, а все присутственные места переведены в Сызран. Сюда же перенесли чудотворный образ Феодоровской Божией Матери, поместив его в Вознесенский монастырь.
В эту тихую обитель тоже залетали холодные ветры российской политики. В 40-ых годах здесь доживал свой век знаменитый архимандрит Иона (Саникеев). Он был некогда одним из 9 иерархов, подписывавших проект петровского Духовного Регламента (закона о церкви), при Екатерине I стал асессором Синода, но потом оступился где-то на скользких тропах власти. Другой настоятель Вознесенского монастыря – Михаил, наоборот, пытался делать карьеру в провинции. Он основал невдалеке от Сызрана Жадовскую пустынь, но потом спутался со знаменитым еретиком Варлаамом Левиным - личным врагом самого Петра I, прятал его у себя и попал в Петербург в качестве узника Тайной канцелярии, где и сложил голову на плахе в 1722 году.
Крепость Сызран теряла свое военное значение, но жизнь здесь не становилась спокойней. Губернаторы были далеко, а воеводы на местах не располагали реальной силой. Кто что хотел, то и делал. Здесь прекрасно чувствовали себя беглые, разбойники, раскольники всех мастей. В 1736 году Сенат издал указ об учреждении разъездов для их задержания. Через некоторое время проверили – ничего не сделано. Такой была судьба многих указов. В укрывательстве беглых обвиняли даже самого сызранского воеводу.
25 апреля 1728 года случился первый большой пожар. Тогдашний воевода майор Стефан Обухов доносил в Петербург, что сгорели церкви и много домов.
По Волге гуляли бурлаки. Они составляли экипажи речных судов и не только тянули лямку, но и весьма профессионально управлялись с парусами, сидели на веслах и вообще не брезговали никакими способами добывания денег. Сейчас о волжских пиратах совершенно забыли, а некогда слава о них гремела. Что говорить о XVIII веке, если уже в цивилизованном 1829 году власти вынуждены были направить в район Самарской Луки три отряда солдат по 100 человек на шлюпках и с пушками. В Западной Европе времена Моргана и Кидда стали к тому времени глубокой историей.
Опасны были и сухопутные дороги, нередко разбойники грабили лавки прямо в самом городе. Богатейшая Жадовская пустынь недалеко от Сызрана так и не оправилась после того, как ее в 1763 году полностью обчистили лихие люди. Тем не менее в Сызране жили неплохо. В 1741 году титулярный советник помещик Алексей Кандалаев, промышлявший винокурением, построил каменный Христорождественский собор. Не отстали от него купцы Семен Шлыгин и Яков Кривоносов - они возвели, тоже из камня, храм во имя Казанской иконы Божией матери. Потерявшая военное значение воротная башня кремля была в 1755 году надстроена и переоборудована под церковь Спаса Нерукотворного.
В 1765 году присланный Сенатом подполковник Свечин отметит, что в городе 777 купцов, 409 ремесленников и 1352 пахотных солдата, содержащих ландмилицию. Торгуют хлебом, рыбой, кожами. Ярмарок не бывает. Интересно, что в числе ремесленников названы переплетчики. Значит, у населения имелось достаточно книг для обеспечения их работой.
Екатерина II, путешествуя по Волге в 1767 году, добралась лишь до Симбирска. Сидя в 130-ти верстах от Сызрана, она с унынием писала Вольтеру: “Я теперь в Азии…”. Правда, сопровождавшие императрицу графы Орловы отправились дальше и не пожалели. Им очень понравились земли на Самарской Луке, и вскоре они завладели там огромными имениями с центром в селе Усолье, на долгие годы сделавшись крупнейшими помещиками Сызранского уезда. Между тем в степях около Сызрана произошли значительные перемены. В 1762 году правительство разрешило старообрядцам, жившим за границей, обосноваться на реке Иргиз. Ведала новопоселенными специальная контора в Малыковке (нынешний Вольск), а регистрировали их в Симбирске. Сызран оказался в самой гуще событий, возросло влияние здешней старообрядческой общины, становившейся посредницей между старыми и новым центрами раскола.