Алтайский язык является определяющим для многих тюрко-монгольских, тунгусо-маньчжурских, японо-корейских языков. Поэтому эти языки входят в алтайскую языковую семью народов мира, как и другие языковые семьи: индоевропейские, семито-хамитскую и др.
Из тюркских народов наиболее близкими к алтайцам по языку являются соседи западные тувинцы, хакасы и киргизы, уйгуры Средней Азии, карачаевцы и балкарцы на Кавказе.
Таких совпадений очень много, более 4-х сотен. Приведенные схождения дают убедительные доказательства в родстве шумерского и алтайской семьи языков. В летописях отмечается о приходе шумеров в Месопотамию из равнин, где много кедрового леса и рек - предположительно Сибирь.
В настоящее время Республика Алтай относится к числу тех регионов, в которых еще можно увидеть во всем многоцветии традиционную культуру коренного народа - алтайцев, русского старожильческого старообрядческого населения и казахов, компактно проживающих здесь более 100 лет.
Традиционные праздники и игры, в которых во всем своем великолепии представлены архаика и современность, не могут не оказать глубокого впечатления на современного человека, особенно горожанина - ему может показаться, что он попал в совершенно иной мир, в иное пространственно-временное измерение.
Этнографическое изучение региона началось достаточно давно - более 200 лет назад. Однако и по сей день в этой сфере еще много белых пятен, ожидающих своих первооткрывателей. Наибольший интерес представляет традиционная духовная культура алтайцев. Здесь бытуют архаические жанры фольклора и используются музыкальные инструменты, практически не испытавшие модернизации.
Алтай известен как один из районов этно- и культурогенеза современных тюркоязычных народов мира. Однако, вместе с тем, он находится на стыке формирования многих центральноазиатских цивилизаций, оказавших немаловажное воздействие на сопредельные территории и народы. В алтайском языке при тщательном изучении можно найти слова и понятия, не относящиеся к словнику алтайской языковой семьи.
Тысячелетиями находясь на стыке многих культур и языков, племен и народов, Горный Алтай и по сей день представляет собой богатейшую мозаику в этническом, конфессиональном и лингвистическом отношении.
4.2 Культурное наследие
На протяжении многих лет в Республике Алтай сформировались несколько туристских центров, которые поделены на районы.
Майминский район — самый маленький по площади район Горного Алтая, но, в то же время, он наиболее популярен среди туристов, благодаря своей близости к Алтайскому Краю и более высокому уровню развития инфраструктуры и транспортной сети по сравнению с другими районами.
Плотность турбаз, спортивно-туристических комплексов и баз отдыха в этом районе выше, чем в остальных. Развиваются существующие турбазы, возникают новые объекты туризма.
Чемальский район является одним из наиболее освоенных в туристском плане, благодаря своей доступности, благоприятными климатическими условиями, живописному уникальному ландшафту и культурно-историческим объектам. Число туристов, ежегодно посещающих район, превышает численность местного населения раз в двадцать. Но туристический потенциал района далеко не исчерпан. Здесь есть широкие возможности для развития экологического и этнографического туризма, массового и лечебно-оздоровительного отдыха.
Предки человека современного типа жили на территории Горного Алтая много сотен тысяч лет назад. Об этом свидетельствуют найденные археологические материалы. Самой древней стоянкой первобытных людей на территории Республики Алтай является уникальный памятник Улалинка.
Улалинский рыхлый вал расположен на восточной окраине г. Горно-Алтайска, на левом берегу р. Улалинки, от которой и получил свое название. Площадь 0,3 га. Входит в состав западных отрогов хребта Иолго.
В культурном верхнем слое найдены каменные изделия эпохи позднего палеолита, тогда как нижний слой оказался намного древнее первого. Здесь обнаружено несколько сотен орудий, изготовленных из желтовато-белого кварцита, реже из камней черной кремнистой породы. Большинство находок представляет собой грубо расколотые гальки.
На первой стадии исследований время формирования вала определялось следующим диапазоном - от 40 до 300 тыс. лет. Однако при дальнейшем исследовании Улалинский вал был датирован в пределах 1-1,5 млн. лет. Все это определило Улалинскую стоянку в разряд самых древних памятников Алтая и древнейших археологических объектов Сибири. В 1978 г. получил статус памятника природы Горного Алтая.
К более поздним периодам каменного века относятся обширные материалы из раскопок на пещерных стоянках: Денисова пещера, Усть-Канская пещера, а также раскопок на стоянках открытого типа - Кара-Бом, Усть-Сема и многих других.
Также в регионе большое количество археологических памятников, которые привлекают все большее и большее число туристов.
В целом, палеолитические памятники показывают, что Горный Алтай тесно связан со всеми древнейшими этапами эволюции человечества от палеоантропов к современному типу.
В конце IV тыс. до н.э. в истории Горного Алтая заканчивается эпоха камня и начинается новый период - эпоха палеометалла.
Первым металлом была медь, а затем появляется бронза. Медь и бронза стали широко использоваться древними алтайцами в производстве оружия, орудий труда, предметов быта и украшений. Археологические памятники палеометалла относятся к афанасьевской и каракольской культурам.
Афанасьевские памятники представлены могильниками, поселениями и культовыми памятниками: Балыктыюль, Ело, Ело-Баши, Нижний Тюмечин, Семисарт, Первый Межелик, Кара-Коба, Большой Толгоек и другими. Наибольший интерес вызывают погребальные памятники этой культуры, которые представляют собой оградки - кромлехи.
Каракольская культура - своеобразная археологическая культура конца III - начала II тыс. до н.э. Характерными чертами данной культуры являются прямоугольная ограда - кладбище, каменные ящики и полихромные рисунки на плитах ящиков.
5. Туристская инфраструктура
5.1 Библиотеки, театры, выставочные залы
http://www.altai-republic.com/modules.php?op=modload&name=Sections&file=index&req=printpage&artid=32
В Республике Алтай большое внимание уделяется возрождению культуры коренного народа - алтайцев.
Наряду с этим, достаточную поддержку получают культурные организации проживающих на территории Республики Алтай русского и других народов.
В национальном театре работают алтайская и русская труппы. В каждом районе республики созданы фольклорные коллективы:
- Усть-Канский район - ансамбль "Эдине", "Кан-Оозы",
- Кош-Агачский - "Бурлер-Чуя",
- Чойский район - ансамбль "Пикет",
- Улаганский район - ансамбль "Ар-Башкуш",
- Шебалинский район - ансамбль танцев,
Некоторые из них, например фольклорный ансамбль "Алтай", известен далеко за пределами России. Постепенно выходят на широкую зрительскую аудиторию такие группы, как "Ярманка", "Урсул", "Ар-Башкуш" и другие.
Существующая в Республике Алтай писательская организация насчитывает более 30 членов Союза писателей РФ.
Одним из самых заслуженных людей республики является Алексей Григорьевич Калкин - "Народный кайчи Республики Алтай", исполнитель героического эпоса "Маадай Кара" и других сказаний. В результате целенаправленной работы в регионе подрастает достойная смена исполнителей уникального горлового пения.
Горный Алтай - родина выдающихся художников современности.
Первым среди них следует назвать Г.И. Чорос-Гуркина (1870-1937 гг.), автора таких знаменитых картин как "Хан Алтай", "Корона Катуни", "Озеро горных духов" и других.
Г.И. Чорос-Гуркин (1870-1937 гг.) не только признанный художник современности, но и выдающийся общественно-политической деятель, стоявший у истоков современной государственности Республики Алтай.
В 1997 году образовано Горно-Алтайское отделение международной тюркологической академии, в состав которой вошли крупные ученые, писатели и политические деятели Республики Алтай - В.И. Чаптынов, В.О. Адаров, В.И. Чичинов, С.М. Каташев, З.С. Казагачева, А.А. Тыбыкова, Р.А. Палкина.
Территория Республики Алтай обладает историко-культурным уникальным потенциалом и имеет десятки тысяч археологических и этнографических памятников истории и культуры.
5.2 Транспорт и связь в Республике Алтай
Автомобильный транспорт в Республике Алтай играет исключительно важную роль в обеспечении функционирования производственно-хозяйственного механизма и жизнедеятельности населения. Это практически единственный вид транспорта, которым осуществляются все перевозки грузов и пассажиров в республике. 573 км территориальных дорог - грунтовые (это 18% от протяжения дорог всей сети). Все 10 районных центров республики связаны с республиканским центром дорогами с твердым покрытием.
Из 254 сельских населенных пунктов 191 имеют дороги с твердым покрытием до сети дорог общего пользования.
501 км местных дорог на 01.01.2000 г. грунтовые. Плотность сети дорог с твердым покрытием составляет 29 км на 1000 кв. км территории и 13,2 км на 1000 жителей.
По Республике Алтай наиболее высокий показатель наличия дорог на 1000 жителей. На сети автомобильных дорог республики эксплуатируется 381 мост длиною 7471 м.
С севера на юго-восток республику пересекает федеральная дорога "Чуйский тракт", которая проходит по территории 6 районов из 10. Имея общие границы с тремя государствами (Монголия, Китай, Казахстан) и четырьмя регионами (Алтайский край, Кемеровская область, Тыва и Хакасия), республика, как субъект Федерации, "Чуйским трактом" связана с Алтайским краем и Монголией.